Аудит налогообложения

Особенности проведения налогового аудита

Налоговый аудит – процедура, при проведении которой стоит учитывать ряд особенностей. Выясним, что это такое, когда и кем осуществляется, какова цель такой проверки.

Процесс по сбору и анализу разных данных на фирме позволяет определять, насколько достоверным является ее финансовое положение.

Для этого проводят ряд мероприятий, в том числе и аудиторскую проверку. При такой проверке анализируется бухгалтерская и финансовая отчетность и иные документы.

Налоговый аудит является отдельным направлением в системе отечественных проверок такого плана.

Понятие возникло не так давно, и до сих пор остаются споры относительно того, имеет ли оно право существовать. Не совсем ясна ситуация и с самим содержанием аудита.

Налоговый аудит – это выполнение аудиторским предприятием специальных аудиторских заданий по рассмотрению отчетности экономических субъектов.

Цель – выразить мнение об уровне достоверности и соответствии нормативам, что установлены законодательными актами, порядке формирования и отражения в учете налоговых сумм.

Подобные проверки проводят как на малых предприятиях, так и в больших организациях. В роли заказчиков обычно выступают коммерческие фирмы, что заняты не одним видом деятельности сразу.

Чтобы не допустить ошибок при подготовке отчетов, стоит детально изучить законодательные положения. А для этого нужно знать, что такое налоги, аудит, отчеты налогового характера.

Налоговый аудит проводят, чтобы:

  • снизить налоговые риски;
  • выявить уязвимые моменты налоговой политики компании;
  • сформировать уверенную позицию в отношениях с бюджетом перед проверкой;
  • определить, насколько правильно исчислена сумма налогов, что должны уплачиваться в госорганы;
  • предоставить руководителю компании данные, которые нужны, чтобы оптимизировать налогообложение фирмы-клиента.

Проводя налоговый аудит, компания сможет решить такую задачу:

На данный момент актуальна Методика деятельности аудиторов, что была одобрена Комиссией аудиторской деятельности при президенте РФ 11.07.2000 Протокола № 1.

Стоит учитывать положения таких документов:

Определенные фирмы должны каждый год проводить аудит отчетности (ч. 2 ст. 5 ФЗ № 307 от 30.12.2008).

  • акционерных обществ;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • страховых предприятий;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • кредитными компаниями.

Иные компании должны проводить аудит в таких случаях:

  • если фирма подает консолидированные отчеты;
  • если объемы выручки компании от продажи товара более 400 млн. рублей;
  • если размер активов баланса более 60 млн.;
  • если такое обязательство устанавливается иными законодательными нормами.

Полный список ситуаций, когда аудит обязателен, содержится в ФЗ № 307.

  • работник компании;
  • специальная подрядная компания.

Периодически необходимо проводить внутренние проверки. На крупных предприятиях может быть создан специальный отдел, которые занимается осуществлением аудита.

Но более частая ситуация, когда предприятие составляет договора с подрядной организацией, что специализируется на проведении проверки.

Обязательная проверка проводится не только аудиторской фирмой, но и индивидуальными аудиторами (часть 2 ст. 1, ст. 3—4 ФЗ № 307).

Выбирая аудитора, стоит убедиться:

  • что компания является членом саморегулирующих фирм аудиторов;
  • что компания является независимой.

Аудитор должен иметь представление о том, чем на самом деле занимается организация. Часть предприятия составляют ряд фиктивных договоров, которые в дальнейшем приведут к неприятным последствиям.

Проверяющая компания должна рассмотреть все проблемные и рисковые сделки. А для этого руководство предприятия должно подать все необходимые фактические сведения.

Компания и аудитор должны взаимодействовать и потому, что так возможно своевременно исправление ошибок, что выявляются.

Специализированные организации осуществляют аудит на основании заключенных контрактов на выполнение аудиторских заданий, где отражают все моменты, по которым требуется дать независимое мнение.

Часто договора заключаются на ряд услуг по аудиту. Осуществляют проверку не только учета готового товара, но и проводят иные мероприятия.

В отличие от обязательных проверок, что проводятся за год, инициативная проверка осуществляется за любой временной отрезок и с углубленным аудитом определенного участка учета.

Инициативную проверку осуществляют с целью:

Налоговый аудит – проверка и анализ таких сведений:

  • существующей системы и вида деятельности фирмы;
  • хозяйствующего договора, сделок, документооборота;
  • принципов использования базы налогообложения;
  • расчетов налоговых платежей;
  • оформления налоговой декларации;
  • своевременности и полноты уплаты налоговых сумм.

При проведении аудита используются методы, что схожи с проверками, которые проводятся представителями налоговой службы. Расчет и уплата налоговых сумм проверяется в тематическом разрезе.

Но в том случае, когда предприятие имеет сложную и объемную систему налоговых обязанностей, что имеет обособленное подразделение, применяющие разные налоговые режимы, проверка будет сплошной.

Согласно п. 5 ст. 101.2 НК решения налоговой службы могут по результату проверок могут обжаловаться в суде.

Возможно досудебное претензионное урегулирование споров налогоплательщика, налогового агента и представителей налоговой инстанции.

Все про экспресс-аудит ООО, читайте здесь.

В ФНС есть служба досудебного аудита, которая способствует реализации государственной политики, что направлена на уменьшение спорных ситуаций. Периодически проводятся тесты по досудебному аудиту в налоговом органе.

Проверяется уровень знаний сотрудников уполномоченного органа по вопросам проведения действий налогового контроля, процесса взыскания пеней, предоставления налогового вычета и т. д.

Универсальной методики проведения аудиторской проверки не существует. Проверка проводится в несколько этапов, на каждом из которых проводится ряд мероприятий.

Рассмотрим, какие этапы проведения аудита на предприятии:

  • проводят экспертизу налоговой системы, что используется в компании;
  • проверяют, правильно ли произведено расчеты и уплачено налог;
  • оформляют результаты осуществления налогового аудита;
  • выдают рекомендации.

Первый этап включает такие мероприятия:

  • осуществляется анализ;
  • изучаются элементы налоговой системы аудируемого предприятия;
  • определяется, как влияют налоговые показатели основных факторов;
  • проверяется методика расчетов налоговых сумм, что должны перечисляться;
  • оценивается документальный оборот;
  • изучается работа службы, что ответственна за расчеты и перечисление налоговых сумм;
  • оцениваются налоговые показатели аудируемой организации.

На основном этапе определяют, на каком участке налогового контроля нужно провести углубленную проверку. Предварительный анализ позволит определить все проблемные места налоговой системы компании.

А это говорит о том, что проведение полноценного аудита является не всегда оправданной процедурой.

К примеру, уже на первой стадии можно определить, что проблемы могут возникать с экспортным НДС, если фирма продает товар за границу, с налогами на прибыль, поскольку учет затрат и прибыли не был организован надлежащим образом.

При аудите того, правильно ли произведено расчеты налогов:

  • исследуют отчеты – декларации, расчеты по налоговым платежам, справки по авансовым перечислениям;
  • проверяют правомерность применения льгот;
  • проверяют, правильно ли определены числовые показатели;
  • анализируют, вовремя и в полной мере ли уплачено налоговые суммы;
  • оценивают корректность учетов налогов.

При оформлении результатов:

  • производится оценка результатов проверки;
  • готовятся соответствующие документы.

Результат обязательного аудита – аудиторское заключение или отчетности аудиторов, а инициативного – только отчетность.

Аудиторская отчетность – данные, что получена по итогам проверки. Она отражает данные, что стали известны аудиторам при проверке. Аудиторы не будут исправлять ошибки. Они только выявляют их.

В отчетах содержатся конфиденциальные данные. Это аудиторская тайна, которая может быть раскрыта только сторонам, которые заключали со специализированной компанией договора.

Готовится в 2 экземплярах, один из которых остается в аудиторской компании. В отчете будет отражаться:

  • характеристика системы налогового учета предприятия и факторов, что влияют на величину налоговых платежей;
  • обнаруженные несоответствия и нарушения законодательных положений со ссылками на соответствующие законы;
  • сумма доначисленного налога, величина пени и штрафа;
  • сумма недоплаченного или переплаченного налога;
  • список налоговых деклараций, что должны быть исправлены;
  • информация о способе исправления обнаруженного нарушения и снижения налогового последствия.

При проведении аудита на предприятии нужно учитывать ряд нюансов. Определим самые важные.

Проверка учетной политики с целью бухучета – важный раздел аудита. Его результаты могут влиять на мнение аудиторов о достоверности финансовых отчетов компании.

О понятии учетной политики сказано в п. 12 ст. 167 НК. Ее утверждают приказами. Системой налогового учета обеспечиваются правила первичного регистрирования фактов деятельности.

Содержание и раскрытие налоговой учетной политики проверяется вместе с анализом бухгалтерской учетной политики.

Рассматриваются организационно-технические и методологические разделы. Анализируют ряд вопросов:

  • кто проводит налоговый учет в компании;
  • как составляются формы первичных документов;
  • какие технологии используются при обработке данных для налогового учета;
  • как составляются формы аналитического регистра по налоговому учету;
  • устанавливается ли список лиц, что вправе подписывать налоговые регистры.

В учетной политике по обложению налогами выясняют:

Результат проверки учетной политики отражается в аналитических частях аудиторских заключений и является конфиденциальным. Несоответствие указывается в итоговых частях заключений.

Предприятия, что осуществляют облагаемый и необлагаемый НДС вид деятельности, и фирмы, что продают товар за границу и в пределах страны, должны предусматривать параграфы, что посвящаются организации раздельного учета НДС.

Является ли сопутствующей аудиту услугой налоговое консультирование?

Деятельность аудиторов может включать 2 компонента – обязательную проверку и сопутствующие услуги. Последние занимают все более значительное место по количеству и виду предоставляемых услуг.

Чтобы выполнять сопутствующие услуги, исполнитель должен быть компетентным в отрасли аудита, бухучета, обложения налогами, экономики.

Сопутствующими услугами называют отличные от аудита услуги, когда выражается независимое мнение о данных предприятия.

  • постановку, восстановление и ведение бухучета, подготовку отчетов, предоставление консультаций по бухгалтерским операциям;
  • консультации относительно налоговых платежей;
  • анализ деятельности организации и ИП;
  • консультации в отрасли экономики, финансов и управления, также относительно реорганизации и приватизации фирм;
  • автоматизацию бухучету и внедрение ИТ;
  • оценку стоимостных показателей имущественных объектов, оценку компании как имущественного комплекса и предпринимательского риска;
  • разработку и анализ инвестиционного проекта, составление бизнес-плана;
  • проведение мероприятий аудита финансовых данных и иных данных;
  • обучение согласно законодательству России специалистов в отраслях, что связаны с деятельностью аудиторов;
  • предоставление иных услуг.

Аудиторское предприятие не может вести деятельность, что влечет возникновение конфликтной ситуации с аудируемой организацией.

Сопутствующие услуги делятся на такие группы:

Сопутствующие услуги могут быть совместимыми и несовместимыми. В первом случае они предоставляются в то же время, когда проводится обязательный аудит.

Если оказываются несовместимые услуги, стоит помнить, что аудит не может быть проведен аудитором, что занимался в течение 3 лет восстановление и ведением бухучета, составлял отчеты.

Про методику аудита денежных средств, читайте здесь.

Как провести аудит кадровой документации, смотрите здесь.

Предоставляя сопутствующие услуги аудиторское предприятие должно придерживаться порядка определения степени существенности на базе системы базовых показателей

  • за выполнение норм законодательства;
  • полноту и юридическую подготовку документации;
  • точность подачи документов и данных.

Результат – документ. Это расчет, консультация, письменный первичный документ, регистр учета, отчеты и справки.

При аудите предприятия дается оценка работы фирмы, проверяется отчетность и выражается мнение о том, насколько она достоверна.

Налоговый аудит в качестве отдельного вида аудита Законом № 307-ФЗ отдельно не выделяют. Его относят к категории сопутствующих услуг. А значит, он инициативный, то есть не обязательный.

Аудит предприятия – важная процедура. По итогам проведенной проверки будет определено существующие ошибки.

Станет ясно, есть ли риски того, что предприятие будет привлекаться к ответственности. Руководители получат данные о внутренних системах налогового контроля.

Аудиторские компании дадут рекомендации по устранению ошибок, применению льгот. Подскажут, как минимизировать уплачиваемые налоги и снизить налоговые риски, а также улучшить налоговый режим на фирме.

Цели, задачи и принципы аудита налогообложения

1.1.1 Цели и задачи аудита налогообложения

Аудит налогообложения является специальным направлением в аудиторской деятельности, поскольку занимается отдельной областью аудита – налогообложением и обязательствами перед бюджетом по налогам и обязательным платежам. При этом аудитор выполняет специальное аудиторское задание по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов аудируемого лица.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 года № 119-ФЗ налоговое консультирование и оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью, относятся к сопутствующим аудиту услугам.

Целью аудита налогообложения является выполнения специального аудиторского задания для выражения мнения о степени достоверности во всех существенных аспектах и соответствии порядка формирования, отражения в учёте и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей …

в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды нормам, установленным законодательством, а так же оказание других сопутствующих услуг по налоговым вопросам с учетом основных принципов и стандартов аудита.

Мнение аудитора при выполнении специального задания основывается на аудиторских доказательствах. Аудиторские доказательства должны быть достаточными (количественная характеристика) и надлежащими (качественная характеристика). Достаточность аудиторских доказательств обеспечивается полнотой процедур проверки и аудиторской выборкой. Надлежащий характер аудиторских доказательств основывается на том, что аудитор должен получить доказательства по следующим утверждениям (предпосылкам) подготовки отчетности:

— права и обязанности;

— представление и раскрытие.

Существование – наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Возникновение – относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода.

Права и обязанности – принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Полнота – отсутствие неотраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета.

Стоимостная оценка – отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства.

Точное измерение – точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени.

Представление и раскрытие – объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Для достижения цели аудита налогообложения необходимо выполнить следующие задачи:

1) определение основных принципов, этапов и подходов к проведению налогового аудита;

2) определение основ взаимоотношений аудиторской организации с налоговыми органами в ходе выполнения налогового аудита;

3) определение ответственности сторон при проведении налогового аудита;

4) определение основополагающих и конкретных процедур проверки;

5) определение порядка проведения и оформления результатов выполнения специального аудиторского задания по налоговым вопросам.

1.1.2 Субъекты аудита налогообложения и основные принципы его проведения.

В процессе работы над специальным аудиторским заданием по проверке бухгалтерских и налоговых отчетов аудируемого лица аудитор вступает в отношения с различными субъектами проверки. Их можно объединить в следующие группы:

1 Аудируемые лица (налогоплательщики и налоговые агенты).

В эту группу входят юридические и физические лица, заказавшие аудит налогообложения, т.е. организации и их должностные лица, учредители, собственники, филиалы, подразделения, внутренние аудиторы и иные уполномоченные лица, действующие со стороны заказчика.

2 Контролирующие органы.

В эту группу входят налоговые органы, указанные в статье 30 НК РФ, к которым относятся Федеральная служба по налогам и сборам при Министерстве финансов РФ и ее подразделения, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. По запросу налоговых органов в выездных налоговых проверках могут также участвовать органы внутренних дел РФ.

Отношения между указанными группами и аудиторской организацией при проведении аудита налогообложения строятся с соблюдением следующих принципов.

1 Проведение аудита налогообложения не освобождает аудируемое лицо от налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.

2 Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны избегать прямых контактов с налоговыми органами.

3 Порядок взаимодействия аудитора и аудируемого лица устанавливается в договоре на проведение аудита налогообложения, который оформляется в соответствии с ГК РФ и сопровождается специальным заданием.

4 При заключении договора должно быть достигнуто взаимопонимание с лицом, заказывающим аудит.

5 Аудит должен проводиться с соблюдением норм и правил аудита, отраженных в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

6 При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать осторожность суждений и выводов по вопросам, недостаточно освещенным в действующем законодательстве, сообщая аудируемому лицу о существующих налоговых рисках.

Рассмотрим каждый из этих принципов более подробно.

Второй принцип основывается на принципе независимости, а также на нормах НК РФ и ГК РФ. При проведении аудита налогообложения аудиторская организация выступает в роли независимого от чьего-либо мнения эксперта и руководствуется только требованиями законодательства, не принимая во внимание суждения клиента или налогового органа по спорным вопросам налогообложения. Взаимодействие аудиторской организации, аудируемого лица и налогового органа регулируется гражданским и налоговым законодательством, которое не предусматривает прямых отношений между аудитором и налоговым органом.

Третий принцип основывается на том, что любые отношения сторон при выполнении работ и услуг регулируются на территории РФ Гражданским Кодексом. Специальное аудиторское задание по проведению аудита налогообложения оформляется договором. При заключении договора аудиторская организация должна также руководствоваться положениями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 12 «Согласование условий проведения аудита».

Четвертый принцип обеспечивает снижение вероятности взаимных претензий сторон после завершения аудита налогообложения или в процессе его проведения. Перед проведением налогового аудита, аудиторская организация должна удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с лицом, заказавшим выполнение специального аудиторского задания, относительно цели и характера предстоящей работы, содержания подготавливаемых итоговых документов, а также состава и круга лиц, которые будут знакомиться с результатами работы. В договоре или в специальном задании следует четко обозначить вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации. При этом вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.

Пятый принцип основывается на требованиях Федерального закона «Об аудиторской деятельности», статья 9 которого предписывает использовать правила (стандарты) аудиторской деятельности как единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг.

Шестой принцип основывается на рекомендациях Кодекса этики аудитора и на позиции профессионального суждения. По отношению к налоговой практике Кодекс этики российских аудиторов предписывает следующее. Оказывая налоговые услуги аудитор вправе отстаивать наиболее выгодную позицию клиента в спорных вопросах, если это не противоречит законодательству, принципам порядочности и объективности. При этом, аудитор не должен гарантировать стопроцентную бесспорность своих рекомендаций, осведомляя клиента об ограничениях, присущих налоговым рекомендациям и услугам. Профессиональное суждение аудитора – точка зрения аудитора, основанная на его знаниях, квалификации и опыте работы, которая служит основанием для принятия им субъективных решений в обстоятельствах, когда однозначно и жестко определить порядок его действий не представляется возможным /1/.

1.1.3 Сопутствующие аудиту услуги

Примерный перечень аудиторских заданий по выполнению аудита налогообложения и сопутствующих услуг по налоговым вопросам представлен в Приложении 1 к Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ 11.07.00 г., протокол № 1.

1 Оценка правильности определения налогооблагаемой базы.

2 Оценка правомерности применения налоговых льгот.

3 Оценка правильности расчета налоговых обязательств.

4 Расчет налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.

5 Налоговое сопровождение – текущее консультирование по вопросам применения норм налогового законодательства.

6 Экспертиза актов налоговых органов, касающихся вопросов налогообложения.

7 Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.

8 Защита интересов налогоплательщика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

9 Задания, получаемые от государственных органов, связанные с налогообложением

10 Постановка налогового учета.

11 Представительство интересов экономического субъекта в налоговых и других органах исполнительной власти.

12 Разработка и представление:

а) рекомендаций и предложений по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;

б) оптимальных механизмов исчисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;

в) рекомендаций о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот;

г) предложений по созданию конкретного комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на минимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков;

д) предварительного расчета налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;

е) рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта;

ж) рекомендаций и предложений по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов;

з) предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства.

Приведенные в перечне сопутствующие аудиту услуги можно разделить на несколько блоков.

1 Проведение аудита налогообложения на соответствие действующему законодательству.

2 Налоговое сопровождение и защита интересов налогоплательщика.

3 Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.

4 Постановка налогового учета.

В зависимости от того, к какому блоку относится услуга, оказываемая клиенту, зависит содержание договора и специального задания на проведение аудита налогообложения.

Наиболее популярной в последнее время становится услуга по налоговому планированию и оптимизации налогообложения. Необходимость налогового планирования связана с величиной налогового бремени в различных налоговых юрисдикциях.

НБ = НН / ВП * 100%,

НБ – налоговое бремя;

НН – налоги, начисленные за отчетный (налоговый) период;

ВП – выручка от продаж.

Особенно актуальной проблема налогового планирования является для организаций с налоговым бременем, превышающим 40%. Если же НБ превышает 60%, то рекомендации аудитора скорее всего будут направлены на смену деятельности и (или) налоговой юрисдикции.

1.1.4 Направления проверки правильности исчисления налогооблагаемых показателей

Следует четко разделять понятия «аудит» и «сопутствующие аудиту услуги».

Аудит проводится с целью выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги в части аудита налогообложения проводятся с целью выражения мнения о достоверности налоговой отчетности.

В связи с этим следует различать два направления проверки правильности формирования, отражения в учете и отчетности, и уплаты налогов и налоговых платежей.

Первое направление проверки определяет подходы к проведению проверки налогов в рамках аудита финансовой (бухгалтерской отчетности). Проверке в данном случае подлежит статья баланса «Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами» и статьи Отчета о прибылях и убытках, отражающие обязательство по налогу на прибыль (бухгалтерское и налоговое). Подход к проверке основывается на традиционных для аудита ФБО приемах, методах и методиках. В план и программу проверки включается проверка расчетных операций, куда в свою очередь входит и статья «Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами». Основные параметры аудита (уровень существенности, выборка и аудиторский риск) устанавливаются в соответствии с выбранной аудитором методикой, обеспечивающей качество аудита и формирование мнения во всех существенных аспектах.

В настоящем учебном пособии рассматривается второе направление проверки и подходы к нему.

1.1.5 Права и обязанности субъектов при аудите налогообложения

Как уже упоминалось в п.п. 1.1.2. настоящего пособия субъектов проверки можно сгруппировать следующим образом:

1 Аудируемые лица (налогоплательщики и налоговые агенты).

2 Контролирующие органы.

3 Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Права, обязанности и ответственность контролирующих органов установлены статьями 31 – 35 главы 5 налогового кодекса РФ и не будут рассматриваться в данном учебном пособии.

Рассмотрим более подробно права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов.

Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц установлены статьями 5 и 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Права аудиторов во многом согласуются с обязанностями аудируемых лиц, и наоборот, права аудируемых лиц согласуются с обязанностями аудиторов. Условно это можно представить в таблице 1.

Важнейшие права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц рекомендуется вносить в договор на проведение аудита налогообложения.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлены статьей 21 НК РФ. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) регулируется статьей 22 НК РФ.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлены статьей 23 главы 3 НК РФ. На рассмотрении обязанностей налогоплательщиков остановимся более подробно, поскольку работа аудитора по проверке правильности начисления и перечисления налогов непосредственно связана с проверкой исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Таблица 1-Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц

Статья 23 Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов):

1 Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность пре­дусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена за­конодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в слу­чаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых ор­ганов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгал­терского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2 Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели — помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

— об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;

— обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

— обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

— о реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

3 Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодатель­ством о налогах и сборах.

4 За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на

него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5 Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные тамо­женным законодательством Российской Федерации.

Проверку исполнения налогоплательщиком и (или) налоговым агентом своих обязанностей следует включить в план и программу аудита налогообложения. Качественное исполнение своих обязанностей свидетельствует о сильных сторонах системы внутреннего контроля (СВК) аудируемого лица.

1 Что включает в себя понятие «аудит налогообложения»?

2 К какому виду услуг можно отнести налоговый аудит?

3 Что является целью проведения аудита налогообложения?

4 На чем основывается мнение аудитора?

5 Какими должны быть аудиторские доказательства?

6 Перечислите предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности.

7 Что является задачами аудита налогообложения?

8 С какими субъектами проверки вступает аудитор в отношения при проведении аудита налогообложения?

9 На базе каких принципов строятся отношения субъектов проверки? Охарактеризуйте каждый принцип.

10 Каков примерный перечень сопутствующих аудиту услуг по налоговым вопросам?

11 На какие основные блоки можно разделить сопутствующие аудиту услуги по налоговым вопросам?

12 В чем особенность налогового планирования?

13 Всегда ли услуги по налоговым вопросам совместимы с аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности?

14 Охарактеризуйте два основных напрвления проведения аудита налогообложения.

15 Перечислите основные права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц.

16 Перечислите основные обязанности налогоплательщиков.

Планирование аудиторской проверки налогообложения

1.2.1 Согласование условий проведения аудита налогообложения.

Прежде чем приступить к выполнению специального аудиторского задания по проверке налогообложения клиента аудиторская организация должна удостовериться в том, что с руководством аудируемого лица достигнуто взаимопонимание по следующим основным вопросам:

-цель выполнения специального аудиторского задания;

-характер предстоящей работы;

-содержание итоговых документов;

-состав и круг лиц, которые будут знакомиться с результатами работы.

Цель задания согласуется с содержанием соответствующего вида

сопутствующих аудиту услуг и зависит от его формулировки. Примерный перечень аудиторских заданий по выполнению налогового аудита и сопутствующих услуг по налоговым вопросам содержится в Приложении 1 к Методике аудиторской деятельности, одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.00 г., протокол № 1.

Характер (от гр. Charakter — отличительная черта, признак) предстоящей работы описывается в специальном задании на проведение аудита налогообложения, где указывается в отношении каких налогов будет проводиться аудит, какой период времени будет охвачен проверкой, на что будет обращено особое внимание аудитора в зависимости от вида сопутствущей аудиту услуги и цели ее оказания.

Содержание итоговых документов, которые должен будет составить аудитор по результатам проверки, следует описывать в специальном задании. Делать это необходимо достаточно подробно, чтобы избежать в дальнейшем претензий со стороны клиента. Необходимо формулировать требования к документам таким образом, чтобы избежать неоднозначности в понимании их формы и содержания.

Состав и круг лиц, которые будут знакомиться с результатами аудита налогообложения может несколько отличаться от того, который традиционно упоминается в числе пользователей информации о проведении обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Отчет и заключение аудитора по результатам аудита ФБО в первую очередь представляется учредителям (собственникам) аудируемого лица и информирует их о мнении аудитора в отношении достоверности финансовых данных за отчетный год. При этом итоговая часть аудиторского заключения не носит конфиденциального характера и должна быть доведена до всех заинтересованных лиц: акционеров, инвесторов, налоговых органов, кредиторов, работников организации и др.

Информация о результатах аудита налогообложения представляется лицу, заказавшему проверку:

-учредителям (собственникам) аудируемого лица;

-руководству аудируемого лица.

Эта информация не доводится до широкого круга лиц, носит характер управленческой информации и служит основанием для принятия управленческих решений по снижению налоговых рисков и оптимизации налогообложения.

Кроме специального задания аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита. Пример письма приведен в приложении к Правилу (стандарту) № 12 «Согласование условий проведения аудита». Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности может быть применено при оказании услуг по проверкам, не являющимся аудитом, или при оказании услуг по специальным аудиторским заданиям, а также по сопутствующим аудиту услугам. В случае предоставления сопутствующих аудиту услуг может оказаться уместным составление по этим услугам отдельных писем.

Рекомендуется включить в письмо о проведении аудита налогообложения указание на:

-состав и круг лиц, которые будут знакомиться с результатами работы;

-обязанности аудируемого лица.

Путем составлении письма — обязательства заключается оферта (проект договора). По ст. 445 гл. 28 ГК, проект договора направляется аудируемому лицу, которое в течение 30 дней рассматривает данный проект. После чего делает извещение об акцепте. Результатом акцепта является заключение договора на оказание аудиторских услуг связанных с налогообложением. Но акцепт может быть с дополнениями, который в свою очередь будет рассматриваться в течение 30 дней аудиторской организацией. Если же аудироемое лицо отправило извещение об отка<

Источники:
Особенности проведения налогового аудита
Налоговый аудит – процедура, при проведении которой стоит учитывать ряд особенностей. Выясним, что это такое, когда и кем осуществляется, какова цель такой проверки.
http://buhonline24.ru/audit/nalogovyj.html
Цели, задачи и принципы аудита налогообложения
  1.1.1 Цели и задачи аудита налогообложения   Аудит налогообложения является специальным направлением в аудиторской деятельности, поскольку
http://refac.ru/celi-zadachi-i-principy-audita-nalogooblozheniya/

COMMENTS