Автономное государственное учреждение

Автономное государственное учреждение

44-ФЗ И 223-ФЗ ДИПЛОМ 270

Образовательный центр Аргентум

Специализированный центр подготовки профессионалов госзаказа (Ф3-44, Ф3-223, Ф3-275)

Совет Федерации одобрил закон о совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений.

Документ под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предлагает разделить все государственные и муниципальные учреждения на три типа: казенные, автономные и бюджетные.

Казенные учреждения — государственные (муниципальные) учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно закону, перечень казенных учреждений будет ограничен. В их число войдут разнообразные военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, учреждения ряда федеральных ведомств, в том числе противопожарной, миграционной и таможенной служб, Федеральной службы безопасности и т.д.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Автономные учреждение являются юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Автономные учреждения в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Автономные учреждения не отвечают по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Ежегодно автономные учреждения обязаны опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации.

Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Автономные учреждения предоставляют информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

Автономные учреждения обеспечивают открытость и доступность следующих документов:

1) устав автономного учреждения, в том числе внесенные в него изменения;

2) свидетельство о государственной регистрации автономного учреждения;

3) решение учредителя о создании автономного учреждения;

4) решение учредителя о назначении руководителя автономного учреждения;

5) положения о филиалах, представительствах автономного учреждения;

6) документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения;

7) план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

8) годовая бухгалтерская отчетность автономного учреждения;

9) аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения.

Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ Об автономных учреждениях

Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Имущество автономного учреждения

Виды деятельности автономного учреждения

Создание автономного учреждения

Учредитель автономного учреждения

Устав автономного учреждения

Управление автономным учреждением. Органы автономного учреждения

Компетенция учредителя в области управления автономным учреждением

Наблюдательный совет автономного учреждения

Компетенция наблюдательного совета автономного учреждения

Порядок проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения

Руководитель автономного учреждения

Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения

Заинтересованность в совершении автономным учреждением сделки

Порядок совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, и последствия его нарушения

Реорганизация автономного учреждения и изменение его типа

Ликвидация автономного учреждения

Механизм автономных учреждений

* Автономные учреждения дошкольного образования

* Автономные учреждения общего образования

* Автономные учреждения среднего профессионального образования

* Презентация опыта работы автономных учреждений

* Отчеты о деятельности

* Отчет об использовании имущества

Зачем нужны автономные учреждения?

Несмотря на кажущуюся простоту этого вопроса, получение ответа на него требует определенных усилий, можно сказать даже, некой «исследовательской реконструкции». Это связано с расплывчатостью, неоднозначностью, а иногда и противоречивостью тех формулировок, которые содержатся в нормативно-правовых документах по автономным учреждениям.

С точки зрения рационализации управления («упрощения жизни») в автономное учреждение можно, в принципе, переводить любое бюджетное учреждение.

Говоря о целях применения механизма автономных учреждений, нельзя не провести небольшой сравнительный анализ интересов, которые могут иметь к применению этого механизма различные стороны – сами учреждения, их учредители и получатели услуг.

Что происходит с внедрением механизма автономных учреждений?

У механизма автономных учреждений есть шанс сыграть определенную позитивную роль в развитии рынка государственных и муниципальных услуг в социальной сфере.

Автономное учреждение не является государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 4 федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ и статьей 6 Бюджетного кодекса, определяющей понятие «получатель бюджетных средств» (автономное учреждение не является таким получателем).

Следует отметить, что федеральный закон «Об автономных учреждениях» запрещает «изменять тип» только государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Следите за нами в социальных сетях

Наша цель — дать вам ценные знания для успешного участия в государственных конкурсах, тендерах и аукционах. Узнайте, как получить госзаказ в новых условиях.

— Законы № 94-ФЗ, содержание закона 94-ФЗ, 174 и т.д, — фз 94 последняя редакция с изменениями, — Постановления правительства, — Приказы ФАС России, — Приказы МЭРТ России, — Федеральное законодательство, — Государственный контракт, — Государственные закупки

Тендеры и аукционы — размещение заказов, обучение и семинары. Копирование материалов допускается только с письменного разрешения Администрации сайта.

Автономное учреждение — это тип государственных организаций

В нашей стране не найдется, наверное, ни одного человека, который бы так или иначе не сталкивался с государственными учреждениями. Мы все учились в школе, посещали поликлиники, отстаивали длинные очереди в налоговой инспекции или собесе. Хотя бы одно из этих мест, но обязательно знакомо гражданам России. А еще все наслышаны, а многие и лично знают об отнюдь не заоблачных зарплатах работников бюджетной сферы. Но сейчас речь не об этом. Долгое время понятие «государственное учреждение» было тождественно понятию «бюджетное учреждение». Однако не так давно в нашем законодательстве произошли некоторые изменения. В настоящий момент муниципальные и государственные организации делятся на казенные, автономные и бюджетные учреждения. В данной статье поговорим об одном из этих типов.

Автономное учреждение – это государственная организация, учрежденная Российской Федерацией, ее субъектом либо муниципальным образованием. Целью его является оказание услуг или выполнение работ в научной, образовательной деятельности, в сферах здравоохранения, социальной защиты, обеспечения занятости населения, культуры, спорта и прочих.

Государственное автономное учреждение создано может быть двумя путями:

  1. Учреждение новой организации.
  2. Изменение типа действующей организации, т. е. преобразование бюджетного или казенного учреждения в автономное. Для данной процедуры необходимо решение органов исполнительной власти. Причем при смене типа учреждения учредитель, как правило, не изменяется.

Для чего же необходима данная процедура? Что получает организация в итоге?

Автономное учреждение – это организация, имеющая возможность повысить свою доходность, а также качество услуг благодаря перечисленным выше факторам.

Какому учреждению выгодно стать автономным? (Жигалов Д.В.)

Дата размещения статьи: 26.08.2015

Бюджетные учреждения перешли на новые принципы работы не по своей воле, а автоматически — в рамках реформирования бюджетной сети в связи с реализацией Закона N 83-ФЗ <1>. Из трех типов государственных и муниципальных учреждений, существующих сегодня в РФ, наибольшей степенью финансово-хозяйственной самостоятельности обладают автономные учреждения. В настоящей статье сделана попытка разобраться, кому из действующих бюджетных учреждений выгодно перейти в статус автономного и что для этого учреждение может сделать.

<1> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Переход из статуса бюджетного учреждения в автономный статус в законодательстве называется изменением типа государственного (муниципального) учреждения. Принимать решение об изменении типа учреждения, конечно же, вправе только учредитель, однако в случае перехода в автономный статус существует узаконенный механизм участия учреждения в принятии соответствующего решения. Согласно ч. 4 ст. 5 Закона об автономных учреждениях <2> для принятия учредителем решения о переводе учреждения в автономный статус требуется инициатива либо согласие самого учреждения. Таким образом, бюджетное учреждение вправе по установленной процедуре выступить с инициативой о своем переводе в автономное.

<2> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

При этом перейти в статус автономного учреждения может не любое учреждение. Законодательством РФ установлен ограниченный перечень сфер, в которых могут работать «автономки». К разрешенным сферам деятельности автономного учреждения отнесены <3>: наука, образование, здравоохранение, культура, средства массовой информации, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), а также экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, тушение лесных пожаров, предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.

<3> В соответствии с Законом об автономных учреждениях, ГрК РФ, Лесным кодексом, Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Выгоды, связанные с автономным статусом

Бюджетное и автономное учреждения в соответствии с действующим законодательством в значительной степени схожи между собой. Как и бюджетное учреждение, «автономка» работает по плану финансово-хозяйственной деятельности, получает государственное (муниципальное) задание и имеет право заниматься уставными видами приносящей доходы деятельности и самостоятельно распоряжаться полученными доходами (от оказания платных услуг, сдачи имущества в аренду и пр.) <4>. С другой стороны, большая свобода предполагает и более высокую ответственность: учредитель (собственник имущества) не отвечает по обязательствам бюджетных и автономных учреждений <5> — они самостоятельно отвечают по заключенным договорам и прочим вопросам при осуществлении своей деятельности.

<4> См. ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях).

<5> Абзацы 5 и 6 ч. 2 ст. 120 ГК РФ.

Однако между бюджетным и автономным учреждениями существуют значимые различия. Основные из них приведены в таблице:

Может создаваться в любой

сфере (отрасли) для

Может создаваться для оказания государственных

(муниципальных) услуг (выполнения работ)

исключительно в сферах, прямо предусмотренных

федеральными законами (конкретный перечень

Не вправе открывать счета

в кредитных организациях

Может открывать счета в кредитных

организациях, в Казначействе и (или) в

финансовых органах субъектов РФ

закупки в соответствии с

требования к закупочным

процедурам и порядку их

Должно осуществлять закупки в соответствии с

требованиями Закона N 223-ФЗ <2> (мягкие

требования к закупочным процедурам; порядок

проведения закупок фактически определяет само

учреждение в своем положении о закупках)

Не вправе переходить на

Вправе переходить на УСНО в соответствии с

пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ

Работает напрямую с

функции и полномочия

Создается специальный совещательно-

распорядительный орган при руководителе

автономного учреждения — наблюдательный совет,

который принимает участие в управлении

распоряжается доходами от

Самостоятельно распоряжается всеми своими

доходами <4> (включая субсидии на выполнение

государственного (муниципального) задания,

которые относятся к доходам в соответствии с

утверждает учредитель (но

он вправе делегировать это

право учреждению по своему

План финансово-хозяйственной деятельности

утверждает руководитель (директор) учреждения

по заключению наблюдательного совета <7>

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

<2> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

<3> Часть 2 ст. 298 ГК РФ.

<4> Часть 8 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.

<5> Подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ прямо указывает, что субсидии автономному учреждению являются одним из видов его доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

<6> Пункт 22 Требований к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее — Требования к Плану ФХД).

<7> Пункт 21 Требований к Плану ФХД.

Таким образом, выгоды перехода из статуса бюджетного учреждения в «автономку» связаны с перечисленными отличиями автономного и бюджетного учреждений.

Одной из ключевых выгод автономного статуса для учреждения является возможность уйти от жестких требований к процедурам закупок, установленных Законом N 94-ФЗ. Закупки автономных учреждений регулируются Законом N 223-ФЗ, который содержит гораздо более мягкие требования: учреждение должно, по сути, лишь публично извещать о проведении закупочных процедур на сумму свыше 100 тыс. руб., а также самостоятельно устанавливать способы и порядок закупок в собственном положении о закупке (которое утверждает наблюдательный совет) <6>.

<6> Указанные нормы содержатся, соответственно, в ч. 15 ст. 4 и п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ.

Другой значимой выгодой автономного статуса для учреждения может являться право перейти на УСНО. Из всех типов государственных (муниципальных) учреждений только автономные учреждения вправе переходить на УСНО. Для этого, однако, учреждение должно соответствовать общим требованиям для перехода на УСНО, установленным ст. 346.12 НК РФ. В частности, средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек, а доходы по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСНО, не должны превышать 45 млн руб. <7>.

<7> Прочие условия перехода на УСНО приведены в гл. 26.2 НК РФ.

Еще одной особенностью статуса автономного учреждения, которая иногда рассматривается в качестве условия или даже причины смены типа учреждения, является особый механизм управления в «автономке». Ряд значимых функций в автономном учреждении выполняет наблюдательный совет — специальный совещательно-распорядительный орган при руководителе учреждения. Он обладает следующими функциями.

— по предложениям о внесении изменений в устав АУ;

— по предложениям о создании, ликвидации филиалов, об открытии и закрытии представительств;

— по предложениям о реорганизации или ликвидации АУ;

— по предложениям об изъятии имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления;

— по предложениям об участии АУ в других юридических лицах;

— по предложениям о совершении сделок с недвижимым и особо ценным движимым имуществом.

— по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности АУ;

— по предложениям о выборе кредитных организаций, в которых АУ может открыть банковские счета.

— по предложениям о совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью;

— по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и утверждению аудиторской организации.

— проекты отчетов о деятельности АУ и об использовании его имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность;

— положение о закупках АУ.

Наблюдательный совет только на треть формируется из представителей органов публичной власти, а остальными его членами должны являться представители общественности, в том числе заслуженные работники отрасли, а также сотрудники самого учреждения <8>. К функциям наблюдательного совета относятся утверждение положения о закупке, принятие решений о крупных сделках (на сумму более 10% стоимости активов на последнюю отчетную дату или иную указанную в уставе сумму) и проведении независимого аудита бухгалтерской отчетности, подготовка заключения на проект плана финансово-хозяйственной деятельности и пр. <9>. Таким образом, статус автономного учреждения, помимо экономических выгод и большей финансово-хозяйственной автономии, — это еще и открытость, прозрачность и готовность к работе в условиях общественного контроля.

<8> Часть 1 ст. 10 Закона об автономных учреждениях.

<9> Полный перечень функций наблюдательного совета приведен в ст. 11 Закона об автономных учреждениях.

Наконец, автономное учреждение в отличие от бюджетного вправе распоряжаться всеми своими доходами, а не только доходами от приносящей доходы деятельности. На практике это обеспечивается правом директора автономного учреждения утверждать план финансово-хозяйственной деятельности учреждения по заключению наблюдательного совета (то есть при контроле со стороны общественности, работников и отчасти учредителя).

Ограничения, связанные с автономным статусом

Однако переход из статуса бюджетного учреждения в «автономку» влечет и определенные ограничения. Главным из них является невозможность осуществлять деятельность в сферах, в которых федеральными законами автономным учреждениям прямо не разрешено работать (см. выше). Причем это ограничение касается не только деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, но и оказания платных услуг.

Дело в том, что платные услуги и бюджетными, и автономными учреждениями могут оказываться только в соответствии с основными уставными видами деятельности <10>. Основными видами деятельности учреждений являются те, которые соответствуют цели его создания, а цель создания учреждения — выполнение тех или иных полномочий органов публичной власти соответствующего уровня <11>.

<10> Часть 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ч. 6 ст. 4 Закона об автономных учреждениях.

<11> Подробнее правила оформления платных услуг в бюджетных и автономных учреждениях были рассмотрены в статье Д.В. Жигалова «Куда вписать платные услуги», N 3, 2013.

Действия учреждения в связи с переходом в «автономку»

Порядок перевода учреждения из бюджетного в автономное установлен Законом об автономных учреждениях <12>. Как было указано, учреждение вправе само выступить с инициативой о своем переводе в «автономку» или «отреагировать» на соответствующее предложение своего учредителя. В принудительном порядке перевести бюджетное учреждение в автономное нельзя: по Закону <13> для такого перевода требуется получить согласие учреждения.

<12> Части 2 и 3 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях, ст. 5 Закона об автономных учреждениях.

<13> Часть 4 ст. 5 Закона об автономных учреждениях.

Если у него есть инициатива перейти в «автономку» или получено его согласие, производятся установленные процедуры, которые осуществляет в основном учредитель. Перевод бюджетного учреждения в автономное требует внесения соответствующих изменений в его устав. При этом смена типа государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизацией <14>: разрешительные документы (лицензия, аккредитация и пр.) продолжают действовать без переоформления вплоть до истечения срока их действия.

<14> Части 1 и 4 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях.

Что касается изменения наименования учреждения в других документах, таких как вывески, бланки и печати, здесь логика может быть следующей. По закону <15> наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип (соответственно, может и не включать). Поэтому, если вывеска, бланки или печать учреждения содержали полное наименование, придется их поменять. А если на них было написано лишь «государственное учреждение» или «муниципальное учреждение», их можно оставить.

<15> Часть 1 ст. 4 Закона о некоммерческих организациях и ст. 6.1 Закона об автономных учреждениях.

Источники:
Автономное государственное учреждение
Автономные учреждения казенные, автономные и бюджетные
http://www.ecargentum.ru/index.php?look=1273159764
Автономное учреждение — это тип государственных организаций
Автономное учреждение – это государственная организация, учрежденная Российской Федерацией, ее субъектом либо муниципальным образованием. Целью его является оказание услуг или выполнение работ в научной, образовательной деятельности, в сферах здравоохранения, социальной защиты, обеспечения занятости населения, культуры, спорта и прочих.
http://fb.ru/article/108100/avtonomnoe-uchrejdenie—eto-tip-gosudarstvennyih-organizatsiy
Какому учреждению выгодно стать автономным (Жигалов Д
Какому учреждению выгодно стать автономным? (Жигалов Д.В.) Дата размещения статьи: 26.08.2015 Бюджетные учреждения перешли на новые принципы работы не по своей воле, а автоматически — в рамках
http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/11707

COMMENTS