Автономное образовательное учреждение

Инновации и эксперимент в образовании

Автономное образовательное учреждение, как организационно-правовая форма некоммерческой организации, в российском законодательстве появилось после принятия Федерального закона от 3 октября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». С учетом данного закона все образовательные учреждения в Российской Федерации делятся на три вида:

  • частные (негосударственные и немуниципальные);
  • государственные (федеральные или региональные);
  • муниципальные.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения, в свою очередь, могут быть двух типов: бюджетными; автономными.

Обращаем внимание, что негосударственные и немуниципальные образовательные учреждения (частные) не могут быть автономными.

Само название типа государственного (муниципального) учреждения – «автономное» – указывает на самостоятельную деятельность (бухгалтерскую, финансовохозяйственную). Автономия – (от греческого слова autonomia) – это самоуправление, право на самостоятельность. Речь идет не о полной независимости образовательного учреждения, поскольку автономное учреждение представляет собой тип уже существующей организационно-правовой формы юридических лиц – «учреждение» (пункт 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ 1 ).

Представим в табличной форме различия правового статуса бюджетного и автономного образовательного учреждения.

Государственное (муниципальное) образовательное учреждение

Автономное образовательное учреждение

Является бюджетным учреждением. Финансируется из бюджета.

Не является бюджетным учреждением. Из бюджета финансируется только определенное учредителем задание.

Без согласия собственника не может распоряжаться имуществом, закрепленным на праве оперативного управления. Самостоятельно распоряжается только имуществом, полученным из внебюджетных источников (доходы от внебюджетной деятельности учитываются на отдельном балансе).

Без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, в том числе приобретенным самостоятельно автономным учреждением, вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами в пределах доведенных бюджетных лимитов, а также полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Отвечает по своим обязательствам собственным имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником на праве оперативного управления или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, а автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Финансовое обеспечение задания учредителя автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета.

Средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений, поступают в доход бюджета.

Средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, поступают в доход автономного учреждения.

Понятия «крупная сделка» и «сделка, в отношении которой имеется заинтересованность», не используются в деятельности бюджетного учреждения.

«Крупная сделка» и «сделка, в совершении которой имеется заинтересованность» совершается после предварительного одобрения Наблюдательного совета автономного учреждения.

Осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует образовательные программы и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников без специального задания учредителя.

Реализует установленное учредителем задание в соответствии с предусмотренной уставом автономного учреждения основной деятельностью, образовательной программой.

Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие органы, предусмотренные уставом. Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель образовательного учреждения.

Органами автономного учреждения являются: — наблюдательный совет автономного учреждения, — руководитель автономного учреждения, — иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы.

Финансово-кредитное обслуживание осуществляют органы федерального казначейства (в части бюджетных и внебюджетных средств).

Финансово-кредитное обслуживание осуществляют федеральные органы казначейства (в части бюджетных средств) и кредитные организации, банки (в части внебюджетных средств).

Имеют для расчета лицевые счета, открытые в федеральных органах казначейства.

Лицевые счета открываются для обслуживания бюджетных средств. Вправе открывать счета в кредитных организациях для обслуживания внебюджетных средств.

Неизрасходованные в текущем финансовом году внебюджетные средства изымаются в бюджет и не учитываются в смете следующего года.

Неизрасходованные в текущем финансовом году внебюджетные средства не изымаются в бюджет, могут использоваться в следующем финансовом году.

Уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода вне зависимости от размеров дохода.

Вправе уплачивать квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль лишь на общих основаниях (если размер выручки в предыдущих четырех кварталах не превышал в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал).

Для бюджетных учреждений предусмотрена обязанность вести раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевого финансирования, и других доходов (расходов). Предусмотрены особенности признания расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, иное в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Особенности ведения налогового учета, предусмотренные для бюджетных учреждений, на автономные учреждения не распространяются.

Государственные и негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.

Изменение типа на автономное учреждение возможно по инициативе или с согласия бюджетного учреждения (договоренность учредителя и учреждения).

Изменение типа на бюджетное учреждение возможно по решению учредителя автономного учреждения (в одностороннем порядке).

Бюджетное учреждение не вправе применять упрощенную систему налогообложения (подпункт 17 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ).

Автономное учреждение, доход которого за девять месяцев текущего года не превысил 15 млн. рублей, имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, так как ограничения касаются исключительно бюджетных учреждений.

В следующих статьях мы познакомим читателя с финансово-хозяйственными вопросами и правовыми аспектами управления автономным образовательным учреждением.

Центра нормативного правового обеспечения образования

ФГОУ АПК и ППРО, эксперт-юрист

Федерального оператора реализации ПНПО,

кафедры прав человека

юридического факультета ГОУ ВПО МГПУ

1 далее по тексту – ГК РФ

2 Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2007 г. № 261 утверждены Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Образовательные организации как автономные учреждения (Авдеев В.)

Дата размещения статьи: 17.05.2015

Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления такими учреждениями, их отношения с учредителями, ответственность по своим обязательствам определяет Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ).

Автономным учреждением согласно п. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Являясь юридическим лицом, автономное учреждение от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 2 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

На основании ст. 5 Закона N 174-ФЗ автономные учреждения могут создаваться путем учреждения или путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.

Решение о создании автономного учреждения принимает собственник его имущества — уполномоченный государственный или муниципальный орган.

Автономное учреждение может иметь только одного учредителя: им может быть РФ, субъект РФ, муниципальное образование (п. 2 ст. 6 Закона N 174-ФЗ).

Функции и полномочия учредителя автономного учреждения на основании п. 3 ст. 6 Закона N 174-ФЗ могут осуществлять:

— федеральный орган исполнительной власти в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662);

— исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

— орган местного самоуправления в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией.

Следует отметить, что создание автономного учреждения путем изменения существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 14 ст. 5 Закона N 174-ФЗ).

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539.

Исходя из п. 7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг, в частности в сфере образования.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения утверждается его учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности (п. п. 1, 2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников (п. 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в силу п. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ осуществляется с учетом расходов:

— на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных учредителем;

— на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Обратите внимание: если автономное учреждение с согласия учредителя сдает в аренду недвижимое имущество или особо ценное движимое имущество, закрепленное за этим учреждением или приобретенное за счет выделенных учредителем средств, то финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Пунктом 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ автономным учреждениям предоставлено право кроме государственного (муниципального) задания и обязательств выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно п. 3 ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, в том числе автономные образовательные учреждения вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Имущество автономного учреждения в силу п. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 174-ФЗ решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено п. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ, согласно которому автономное учреждение имеет право вносить недвижимое имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет средств, выделенных ему учредителем, а также находящееся у учреждения особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.

Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 7 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного за счет выделенных учредителем средств (п. 4 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения (Постановление ФАС Центрального округа от 22.09.2008 по делу N А62-4105/2007).

На основании п. 2 ст. 8 Закона N 174-ФЗ органами управления автономного учреждения являются:

— наблюдательный совет (в силу ст. 10 Закона N 174-ФЗ создается в составе не менее пяти и не более 11 членов);

— руководитель автономного учреждения (согласно ст. 13 Закона N 174-ФЗ в зависимости от вида учреждения им может быть директор, ректор и др.);

— иные предусмотренные федеральными законами и уставом учреждения органы, например ученый совет.

Реорганизация автономного учреждения и изменение его типа осуществляются в соответствии со ст. 18 Закона N 174-ФЗ. Порядок ликвидации определен ст. 19 данного Закона.

Согласно п. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ образовательную деятельность автономное учреждение вправе осуществлять только на основании лицензии.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных ст. 91 Закона N 273-ФЗ и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966.

Исходя из п. 1 ст. 92 Закона N 273-ФЗ в отношении основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также в отношении основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, следует пройти государственную аккредитацию.

Порядок проведения государственной аккредитации образовательных организаций, в том числе автономных образовательных учреждений, по реализации основных образовательных программ (за исключением образовательных программ дошкольного образования) устанавливает Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности».

Согласно п. 11 ст. 13 Закона N 273-ФЗ порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено названным Законом.

Приказом Минобрнауки от 30.08.2013 N 1015 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который является обязательным и для автономных образовательных учреждений.

Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня их средней заработной платы, определяемого в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. При этом расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, в том числе муниципальных автономных общеобразовательных учреждений, не могут быть ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте РФ, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

Для малокомплектных образовательных организаций (то есть малокомплектных автономных образовательных учреждений), расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

К малокомплектным образовательным организациям органы государственной власти субъектов РФ относят образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

На основании п. 2 ст. 102 Закона N 273-ФЗ закрепленные за государственными и муниципальными образовательными организациями на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.

При ликвидации образовательной организации (автономного образовательного учреждения) ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации (п. 3 ст. 102 Закона N 273-ФЗ).

При осуществлении образовательной деятельности автономные образовательные учреждения могут применять как общую систему, так и упрощенную систему налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ автономное образовательное учреждение имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН), если по итогам девяти месяцев того года, в котором оно подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб. Это ограничение подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. На 2014 г. он равен 1,067 (Приказ Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652).

Таким образом, для перехода на УСН с 2015 г. доходы учреждения за девять месяцев 2014 г. не должны превышать 48 015 000 руб. (45 000 000 руб. x 1,067) (Письма Минфина России от 13.01.2014 N 03-11-06/2/248, от 13.12.2013 N 03-11-06/2/54977).

Если величина доходов (по итогам отчетного или налогового периода) автономного учреждения, применяющего УСН, превысит предельный размер, установленный п. 4 ст. 346.13 НК РФ, то учреждению придется перейти на общую систему уплаты налогов. Согласно указанному пункту предельный размер доходов, при котором учреждение еще вправе применять УСН, составляет 60 млн руб. Данная величина подлежит индексации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Учитывая изложенное, предельный размер доходов за налоговый (отчетный) период 2014 г. составляет 64 020 000 руб. (60 000 000 руб. x 1.067) (Письмо Минфина России от 13.01.2014 N 03-11-06/2/248).

Согласно ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН автономные образовательные учреждения:

— имеющие филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3);

— средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (пп. 15 п. 3). Порядок расчета среднесписочной численности работников закреплен в Приказе Росстата от 28.10.2013 N 428 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»;

— у которых остаточная стоимость основных средств превышает 100 млн руб. (пп. 16 п. 3). При этом в расчет необходимо брать только имущество, признаваемое амортизируемым согласно положениям гл. 25 НК РФ. Так, например, стоимость земельного участка не будет учитываться при определении предельной величины остаточной стоимости основных средств, поскольку данный объект не является амортизируемым.

Обратите внимание: проводить проверки на соответствие критериев, установленных ст. 346.12 НК РФ, автономное образовательное учреждение должно на конец отчетного (налогового) периода. Если показатели окажутся выше предельных, то учреждение утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором произошло такое несоответствие. Это означает, что с начала квартала автономное образовательное учреждение будет считаться перешедшим на общий режим налогообложения и ему необходимо будет исчислить и уплатить в бюджет все налоги.

Также не вправе применять УСН автономные учреждения, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные пп. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Напомню: согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ учреждения, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, должны уведомить об этом налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН. Вновь созданное автономное образовательное учреждение вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

На основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ при применении УСН образовательные учреждения освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Иные налоги данные учреждения уплачивают в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

При применении УСН автономное образовательное учреждение вправе выбрать объект налогообложения. В случае если учреждение выбрало в качестве объекта налогообложения доходы, налоговая ставка согласно п. 1 ст. 346.20 НК РФ устанавливается в размере 6%.

Если учреждение выбрало в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

Согласно ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются:

— доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

— внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Не учитываются при определении объекта налогообложения доходы, предусмотренные п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, в частности доходы, перечень которых содержит ст. 251 НК РФ.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества, полученного государственными (муниципальными) учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.

На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное и использованное по назначению, определенному источником финансирования или федеральными законами, в виде субсидий, предоставленных автономным учреждениям.

В силу пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными (муниципальными) образовательными учреждениями на ведение уставной деятельности.

Кроме того, не включаются в налоговую базу субсидии, полученные автономным образовательным учреждением от учредителя на выполнение установленного им государственного (муниципального) задания, но при условии, что указанные учреждения ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (Письмо Минфина России от 31.07.2009 N 03-11-06/2/141).

Обратите внимание: при отсутствии раздельного учета у автономного образовательного учреждения, получившего средства целевого финансирования, эти средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Что касается других финансовых поступлений в автономные образовательные учреждения, то в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации услуг.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Таким образом, если автономным образовательным учреждением оказываются платные образовательные услуги, то взимаемая плата за оказанную услугу является для этого учреждения доходом от реализации услуг, датой получения которого признается день поступления платы на счета в банках и (или) в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Порядок определения расходов для автономных образовательных учреждений, выбравших объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», установлен ст. 346.16 НК РФ. При этом расходы признаются таковыми после их фактической оплаты, на что указывает п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Замечу, что согласно данному пункту расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика — автономного образовательного учреждения, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент погашения.

Аналогичный порядок применяется в отношении уплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

При этом данные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ автономные образовательные учреждения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское и социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде;

3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ.

Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых также установлено данным Законом.

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ расходов более чем на 50%.

Статья: «АВТОНОМНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ»

Такого ещё не было!

Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта «Инфоурок»

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО «Инфоурок» 20 мая 2016 г. бессрочно).

АВТОНОМНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Ефимова В. Н., учитель высшей категории МАОУ «Гимназия №4», город Саратов

Аннотация. В статье раскрываются вопросы о том, что главными преимуществами автономного учреждения является его самостоятельность и относительная независимость, возможность иметь собственные средства, не зачисляемые в бюджет, свободно ими оперировать, имущество. Расширенная самостоятельность автономных учреждений принесет несомненную пользу и государству, и самому учреждению, привлечет бизнес в развитие культуры, здравоохранения, образования. Создание автономного учреждения, требует четкого определения источников его доходы.

Ключевые слова: автономные образовательные учреждения, источники финансирования, финансовое обеспечение, внебюджетное финансирование.

AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTIONS: FINANCING SOURCES

Efimova VN, a teacher of the highest category «Gymnasium №4», the city of Saratov

Annotation . The article describes the issues that the main advantages of an autonomous institution is its relative autonomy and independence, the ability to have their own funds not included in the budget, they freely operate, property. Extended autonomous institutions will bring undoubted benefit the state and the institution itself, but also to attract business to the development of culture, health and education. Creating an autonomous institution, it requires a clear definition of its sources of income.

Keywords: autonomous educational institutions, funding sources, financial support, extra-budgetary funding

Система образования, как и вся социальная сфера, длительное время находилась на государственном обеспечении, часто недостаточном для покрытия текущих расходов и дальнейшего ее развития. Многочисленные изменения структуры учреждений образования привели к появлению новой организационно-правовой формы субъектов образовательной деятельности – автономных образовательных учреждений, сочетающих в себе бюджетное обеспечение и известные экономические и управленческие свободы, что становится особенно актуальным в современных условиях.

Президентом РФ 3 ноября 2006 г. был подписан Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Он предусматривает возможность создания нового типа учреждений – автономных учреждений, которые по своему статусу весьма существенно отличаются от классического учреждения, которое ранее было предусмотрено законодательством. Одновременно с законом «Об автономных учреждениях» был принят Федеральный закон от 03.11.06 № 175ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений», который соответствующим образом скорректировал положения Закона РФ «Об образовании», Гражданского, Налогового и Бюджетного кодексов РФ и иных законодательных актов.

В связи с этим возникает закономерный вопрос, выгодно ли появление автономных учреждений обществу, образовательной системе, как это скажется на управлении образовательным учреждением, финансировании, процессе обучения, работниках и обучающихся. Рассмотрим основные положения, характеризующие статус автономного учреждения, и попробуем оценить учреждения нового типа.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», с которого началась в России история автономных учреждений, был направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также на создание условий федеральным органам исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети.

Существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Методика расчёта НПФ берет за основу:

1) имеющийся в муниципалитете объём средств, выделяемых на образование;

2) обоснованной себестоимости обучения одного ученика исходя из объёма учебной нагрузки, уровня оплаты труда, стоимости необходимого учебного оборудования;

3) определения стоимости человеческого капитала, полученного на выходе – окончании школы или УДО 1 .

Финансирование автономных учреждений осуществляется в объеме, минимально обеспечивающем выполнение муниципального задания, включающем фонд оплаты труда, налоги, коммунальные услуги, обеспечение средств безопасности (пожарная сигнализация, «тревожная кнопка», видеонаблюдение). При этом, стабильность финансирования из бюджета во многом зависит от работы учреждения: сохранения контингента по направлениям деятельности, выполнения образовательных программ. Сокращение контингента неминуемо ведет к сокращению объема субсидии.

Главными преимуществами автономного учреждения является его самостоятельность и относительная независимость, возможность иметь собственные средства, не зачисляемые в бюджет, свободно ими оперировать, имущество, уход от ФЗ № 94, избавляющий учреждение от необходимости участия в конкурсах и тендерах, возможность брать кредиты в банках, участвовать в финансовых операциях.

Об автономных учреждениях написано уже немало, причем мнения авторов порой совершенно различны. Одни говорят, что расширенная самостоятельность автономных учреждений принесет несомненную пользу и государству, и самому учреждению, а кроме того, привлечет бизнес в развитие культуры, здравоохранения, образования. Другие же опасаются, что, преобразовавшись в автономное учреждение, государственное или муниципальное учреждение лишится гарантированной поддержки от государства (местной власти), что может вызвать негативные последствия.

Как обычно, единственным критерием истинности подобных суждений станет практика. Для этого, безусловно, нужно время. Однако уже сегодня, задумывая создание автономного учреждения, нужно отчетливо представлять, из каких источников будут складываться его доходы. Именно об этом мы и хотим поговорить в данной статье.

Исходя из норм Закона, Гражданского и Бюджетного кодексов РФ (далее – БК РФ и ГК РФ), все источники финансирования автономного учреждения (все его доходы) условно можно разделить на две большие группы:

в первую группу войдут средства, которые так или иначе связаны с собственником автономного учреждения, с государственным или муниципальным имуществом;

во вторую группу войдут все остальные средства, которые автономное учреждение может “заработать” самостоятельно, не нарушая норм законодательства.

Рассмотрим эти группы подробнее и таким образом попытаемся собрать воедино все возможные для автономного учреждения источники доходов.

Автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату. Такое право предоставлено ему п. 6 ст. 4 Закона. Однако в этом случае автономное учреждение обязательно должно соблюдать два условия: работы и услуги должны относиться к его основной деятельности, и условия оказания однородных услуг должны быть одинаковыми (например, качество обучения не должно зависеть от того, выполняет автономное учреждение задание учредителя или осуществляет платные услуги) 2 .

Таким образом, автономное учреждение может самостоятельно “зарабатывать” средства для своего существования, оказывая платные услуги в соответствии со своей основной деятельностью. И этот источник его доходов может стать одним из основных. Но и это еще далеко не все возможности автономного учреждения по “зарабатыванию” денег. Ему, в отличие от бюджетного учреждения, Закон предоставляет значительно больше возможностей.

Так, автономному учреждению предоставлено право вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (п. 6 ст. 3 Закона). Конечно, такие действия автономное учреждение может совершать только с согласия своего учредителя, которое он дает после того, как наблюдательный совет автономного учреждения даст рекомендацию по данному вопросу. Значит, и этот вид деятельности автономного учреждения может приносить ему доход в виде прибыли как участнику или учредителю другого юридического лица.

Кроме того, автономное учреждение вправе привлекать заемные денежные средства, что категорически запрещено бюджетному учреждению. Следует лишь иметь в виду, что заключить кредитный договор (договор займа) на сумму, превышающую десять процентов балансовой стоимости активов, автономное учреждение сможет только с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения, поскольку такая сделка считается крупной и для ее совершения Закон предусматривает особый порядок.

Согласно Закону автономные учреждения вправе в установленном порядке открывать счета в кредитных организациях (п. 3 ст. 2). В случае заключения договора банковского счета банки (кредитные организации) должны уплачивать автономному учреждению проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете автономного учреждения, зачисляя их на его счет. Следовательно, и тут есть небольшая возможность у автономного учреждения заработать некоторые средства.

Эта норма означает также, что автономное учреждение может открыть в банке не только расчетный, но и депозитный счет с целью получения процентов за пользование денежными средствами. Как правило, проценты за пользование денежными средствами, находящимися на депозитном счете определенное время, значительно выше, чем проценты за пользование денежными средствами, находящимися на расчетном счете клиента.

К выбору кредитных организаций (она может быть не одна, а несколько) автономное учреждение должно подойти ответственно. Поэтому установлено, что предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций обязательно рассматривает наблюдательный совет и дает свое заключение.

Главными преимуществами автономного учреждения является его самостоятельность и относительная независимость, возможность иметь собственные средства, не зачисляемые в бюджет, свободно ими оперировать, имущество, уход от ФЗ № 94, избавляющий учреждение от необходимости участия в конкурсах и тендерах, возможность брать кредиты в банках, участвовать в финансовых операциях.

Переход в автономное учреждение требует ряда условий: хорошей материальной базы, условий обучения, образовательной среды, привлекательной и комфортной для обучающихся, дополнительных стабильных источников финансирования, перспективы развития, известной доли самостоятельности в осуществлении собственной образовательной политики, коллектива единомышленников, а не равнодушной к судьбе учреждения «наемной силы».

Можно сказать, что автономное учреждение является промежуточной формой между государственными и негосударственными учреждениями.

Полежаев В.Д. и Полежаева М.В. отмечают 3 , что поскольку сфера образования традиционной является затратной, в разные периоды в России были предприняты попытки превратить сферу образования в инвестиционную. Такие попытки вели к тому, что эффективность деятельности образовательного учреждения измерялась исключительно в денежном эквиваленте. В то же время, привычный подход к образованию, применяемый в условиях плановой экономики с одной стороны давал эффект уверенности, предсказуемости и стабильности. С другой стороны, неспособность действующих экономических механизмов обеспечить широкий спектр образовательных услуг, повлекла за собой возникновение дисбаланса между запросами обучающихся и «возможностями системы образования предоставить их, согласно заказу».

Сегодня с появлением статуса автономного учреждения существуют возможности для оживления рынка услуг в образовательной сфере. Результаты деятельности автономного образовательного учреждения определяются не только экономическими показателями, но также и критериями социальной востребованности и наличием социального эффекта, который выражается в поддержании и развитии культуры и общества, удовлетворении духовных потребностей подрастающего поколения и т. д. Возможность оказания дополнительных платных услуг способно усилить мотивацию и заинтересованность педагогических работников в результатах своей деятельности.

Данный тип учреждения в силу его более высокой финансовой гибкости, открытости и прозрачности деятельности и государственно-общественного характера управления можно считать более адекватной организационно-правовой формой нового образовательного учреждения.

Автономное учреждение, также как и бюджетное, получает муниципальное задание на оказание образовательных услуг, которые относятся к ее основным видам деятельности и являются обязательными для выполнения, каким бы недостаточным ни казалось его финансовое обеспечение. Осуществление финансирования происходит в форме субсидий и субвенций. Автономное учреждение имеет значительно большие финансовые возможности для самостоятельного развития по сравнению с бюджетным учреждением. Вместе с тем повышается уровень ответственности автономных учреждений перед государством, учащимися и родителями за качество образования и появляется необходимость создания независимого контрольно-надзорного органа — Наблюдательного совета. Снижение качества образования способно привести к потере контингента, сокращению нагрузки и рабочих мест.

Под образовательной услугой автономного образовательного учреждения понимается комплекс мероприятий, целенаправленно создаваемых и предлагаемых педагогическим составом образовательного учреждения, направленный на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, а также удовлетворения культурных и иных социальных потребностей.

Средние общеобразовательные учреждения могут предложить в качестве дополнительных платных услуг следующие:

· проведение занятий по углубленной программе;

· дополнительные занятия по развитию творческих способностей (хореография, вокал, изобразительное искусство и т.д.)

· организация присмотра за детьми после занятий;

· организация экскурсий для школьников;

· проведение психологических консультаций и тренингов для школьников и их родителей с целью разрешения сложных ситуаций и другие услуги 4 .

Одновременно с положительными моментами, которыми характеризуется переход образовательного учреждения из бюджетного в автономное, имеется и целый ряд сложностей.

Безусловно, положительным фактором в жизни автономных образовательных учреждений является повышение ответственности перед государством, учащимися и родителями за качество образования. Снижение качества образования неминуемо приводит к потере контингента, сокращению нагрузки и рабочих мест. Коллектив автономного учреждения это чувствует и старается добросовестно и творчески работать, поскольку при ином отношении к делу все его работники могут оказаться «на улице», тем более в условиях возрастающей конкуренции среди муниципальных учреждений, бьющихся за каждого ребенка, и частных учреждений, растущих как грибы после дождя.

1 Минакова А.И. Платные образовательные услуги автономного образовательного учреждения // Известия тульского государственного университета. 2013. № 1-2. С. 62-66.

2 Никитин А.А. Что же представляет собой автономное учреждение и что дает ему его статус? // Педагогическое обозрение. 2012. № 10. С. 9.

3 Полежаев В.Д., Полежаева М.В., Полежаева Л.Н. Управление качеством образовательных услуг в автономных учреждениях // Успехи современного естествознания. 2008. № 8. С. 128—138.

4 Собко Ю.А. Виды деятельности автономных образовательных учреждений в процессе обеспечения права граждан на образование // Известия южного федерального университета. 2011. № 11. С. 136-141.

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

В статье раскрываются вопросы о том, что главными преимуществами автономного учреждения является его самостоятельность и относительная независимость, возможность иметь собственные средства, не зачисляемые в бюджет, свободно ими оперировать, имущество. Расширенная само­стоятельность автономных учреждений принесет несомненную пользу и государству, и самому учреждению, привлечет бизнес в развитие культуры, здравоохранения, образования. Создание автономного учреждения, требует четкого определения источников его доходы.

Ключевые слова: автономные образовательные учреждения, источники финансирования, финансовое обеспечение, внебюджетное финансирование.

Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

Оставьте свой комментарий:

При использовании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна!

Источники:
Инновации и эксперимент в образовании
Автономное образовательное учреждение, как организационно-правовая форма некоммерческой организации, в российском законодательстве появилось после принятия Федерального закона от 3 октября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
http://www.in-exp.ru/component/content/article/25-low-in-edu/100-low-status-avtonom-edu.html
Образовательные организации как автономные учреждения (Авдеев В
Образовательные организации как автономные учреждения (Авдеев В.) Дата размещения статьи: 17.05.2015 Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации,
http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/4291
Статья АВТОНОМНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Скачать: Статья: "АВТОНОМНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ"
http://www.metod-kopilka.ru/statya-avtonomnie-obrazovatelnie-uchrezhdeniya-istochniki-finansirovaniya-67422.html

COMMENTS