Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях

Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, за соблюдение норм действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации несут руководители образовательных учреждений в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст.6)1.

· В зависимости от объемов учетной работы руководители образовательных учреждений имеют право:

o организовать службу бухгалтерского учета в виде структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером;

o ввести в штатное расписание учреждение необходимое количество должностей бухгалтерских работников;

o передать на условиях договора ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

o вести бухгалтерский учет лично.

В случае создания службы бухгалтерского учета в образовательном учреждении на главного бухгалтера возлагается ответственность за обеспечение соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций действующему законодательству, контроль над движением имущества образовательного учреждения и выполнением различных обязательств учреждения. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников образовательного учреждения. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае принятия решения руководителем образовательного учреждения о централизации бухгалтерского учета за руководителем обслуживаемого учреждения сохраняются права получателей.

· В частности, в пределах ассигнований, предусмотренных утвержденной распорядителем сметой доходов и расходов могут быть следующие права:

o получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды;

o разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения;

o расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения;

o утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;

o решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых образовательных учреждений необходимые им сведения об исполнении смет доходов и расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.

В случае передачи ведения бухгалтерского учета образовательного учреждения по договору оказания услуг специализированной организации или специалисту по бухгалтерскому учету, выступающего в качестве предпринимателя без образования юридического лица, конкретные функции и обязанности сторон определяются условиями договора.

Требования главного бухгалтера или лица, выполняющие его функции в специализированной организации в части порядка оформления и представления в службу бухгалтерского учета или специализированную организацию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников образовательного учреждения, а при централизации учета — для всех обслуживаемых учреждений.

Бухгалтерский учет в образовательном учреждении должен обеспечивать систематический контроль над ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей. Бухгалтерский учет ведется образовательным учреждением непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до момента реорганизации или ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством.

· Документами, обеспечивающими нормативно-законодательное регулирование бухгалтерского учета в образовательных учреждениях, являются:

o Гражданский кодекс Российской Федерации, первая и вторая части которого приняты Федеральными законами РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ и от 26.01.1996 №14-ФЗ соответственно.

o Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

o Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″2;

· а для государственных или муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из средств бюджетов различных уровней ещё дополнительно:

o Бюджетная классификация, введенная Федеральным законом Российской Федерации от 15.08.1996 г. №115-ФЗ;

o Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ, который введен в действие с 1 января 2000 года Федеральным законом РФ от 9.07.1999 №159-ФЗ3

o Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации 25.05.1999 №38н4 (утратили силу с 01 января 2003 года в связи с выходом приказа Минфина РФ от 11 декабря 2002 года № 127н5);

o Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Минфина РФ от 30.12.1999 №107н;

o Изменения и дополнения в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, введенные приказом Минфина РФ от 10.07.2000 № 65н6;

o Изменения и дополнения к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 25.05.1999 № 38н, введенные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 №118н, продлившего срока действия выше упомянутых Указаний7 (утратили силу с 01 января 2003 года в связи с выходом приказа Минфина РФ от 11 декабря 2002 года № 127н);

o Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации 11.12.2002 №127н8;

o Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина РФ от 26.08.2004 № 70н9 введенной в действие с 1 января 2005 года.

Как видно из приведенной хронологии формирования и введения в действие нормативно-правовых актов, регулирующих систему бухгалтерского учета в бюджетных образовательных учреждениях различные изменения правил происходят в среднем 2 раза в течение календарного года, в то время как для негосударственных образовательных учреждений ситуация с правилами учета более стабильная. Учитывая необходимость ведения в образовательных учреждениях дополнительно еще и налогового учета с принятием части первой и части второй Налогового кодекса РФ Федеральными законами РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ и от 05.08.2000 №117-ФЗ, то можно сделать некоторые выводы.

В первую очередь, заключение о том, что достаточно консервативная по своей природе система учета в государственных образовательных учреждениях находится в сфере непрерывных инновационных изменений, которые не всегда положительно сказываются на деятельности системы образования в целом. Задачи, решаемые при организации системы бухгалтерского учета в образовательных учреждениях, представлены на рисунке 8.0.1.

· Основными задачами бухгалтерского учета образовательных учреждений являются:

o формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств образовательного учреждения, а также об имущественном положении и финансовых результатов его деятельности необходимой как для руководителей, учредителей и собственников имущества образовательного учреждения, так и для внешних инвесторов и другим пользователям финансовой отчетностью;

o обеспечение контроля над соответствием осуществляемых в ходе исполнения сметы доходов и расходов операций законодательству Российской Федерации, их целесообразностью, наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

o формирование необходимой отчетности для исполнительных органов власти, учредителей и собственников имущества;

o предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности образовательного учреждения и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

Формирование современных систем бухгалтерского учета в образовательных учреждениях основано на принципах и методологии, которые были закреплены в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденном более десятилетия назад приказом Минфина РФ от 20.03.1992 №1010. Это Положение к настоящему времени утратило силу в связи с выходом приказа Минфина РФ от 2612.1994 г № 17011, действие которого в свою очередь отменено в связи с выходом приказа Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н12. Последнее Положение действует в настоящее время.

Содержание базовых принципов и методологии учета мы излагаем и приводим на рисунке 8.0.2. на основе использования материалов автора учебного пособия13, заслуживающего, на наш взгляд, серьезного внимания специалистов в области экономики образования, а также управленческого, финансового, бухгалтерского и налогового учета в образовательных учреждениях.

Под методом бухгалтерского учета принято понимать совокупность способов и приемов, обеспечивающих бухгалтерскому учету контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия. Метод бухгалтерского учета имеет сложную структуру и состоит из ряда элементов, составляющих основу метода. Элементы метода бухгалтерского учета представлены на рисунке 8.0.3.

Под документацией в методе бухгалтерского учета принято понимать письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами. В документах дается описание совершенных операций их точное количественное выражение и денежная оценка. Достоверность сведений, приводимых в документах, подтверждается подписью лиц, ответственных за совершенные операции.

Текущее отражение хозяйственного имущества, обязательств и операций по качественно однородным признакам осуществляется способом группировки по счетам, с применением приема двойной записи.

Двойная запись это способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета. Особенность двойной записи заключается в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах — по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись обеспечивает возможность контроля над правильностью отражения хозяйственных операций.

Основной принцип образования отдельного счета основан на однородности учитываемых объектов.

Если данные счёта дают возможность анализировать состояние дел организации в целом, то его называют синтетическим счетом. Однако часто требуются более подробные показатели и сведения. Для более детального учета применяются аналитические счета. Аналитические счета открываются в развитие каждого синтетического счета.

При учете также используются субсчета, которые являются промежуточными элементами между синтетическими и аналитическими счетами. Их назначение заключается в обеспечении дополнительной группировки некоторых аналитических счетов. Они используются при составлении отчетности и при анализе хозяйственной деятельности для получения обобщенных показателей в дополнение к информации, содержащейся на синтетических счетах. При проведении учета на синтетических счетах и на субсчетах применяется только денежный измеритель; а на аналитических счетах, — как трудовые, натуральные; так и денежный измерители.

Оценка представляет собой способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка разнообразных хозяйственных средств каждого субъекта хозяйствования базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность и адекватность оценки.

Способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, применяемый при оценке и учете хозяйственных операций, называется калькуляцией.

Инвентаризация представляет собой проверку наличия числящегося на балансе предприятий, организаций и учреждений имущества, которая проводится путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и сравнения полученных данных с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится как в установленные плановые сроки, так и при смене материально ответственных лиц, а также по требованию аудиторов или следственных органов.

Схема учета хозяйственных операций на активных и пассивных счетах с применением приема двойной записи представлена на рисунке 8.0.4.

· Ещё в XV веке францисканским монахом Лукой Пачоли был описан метод, в соответствии с которым и сегодня осуществляется учет на бухгалтерских счетах. В соответствии с этим методом при учете используются несколько правил:

1. Любой счет, на котором осуществляется учет, делится на две части. Левая сторона счета условно называется дебет (лат. debet — он должен), правая — кредит (лат. credit — он верит).

2. Каждая хозяйственная операция записывается дважды: по дебету одного счета и кредиту другого (двойная запись). Сумма по дебету равна сумме по кредиту, т.е. сумма должна быть сбалансирована, поэтому баланс понимается как равновесие (фр. balance — весы). Если равенства дебетовой и кредитовой сумм нет, хозяйственная операция отражена неверно.

3. Исходя из основного бухгалтерского уравнения все счета делятся на активные (лат. aktivus — деятельный) и пассивные (лат. passivus — недеятельный).

4. Правила отражения движения средств на активных и пассивных счетах противоположны. На активном счете увеличение средств учитывается по его дебету, а уменьшение — по кредиту. На пассивном счете увеличение средств отражается по его кредиту, а уменьшение — по дебету. Остаток средств на счете по активному счету (сальдо счета) может быть только дебетовым, по пассивному — кредитовым.

На активных счетах учитываются средства образовательного учреждения, а на пассивных — источники средств. Для учета расчетов применяются активно-пассивные счета.

· По активно-пассивному счету сальдо может быть:

o дебетовым или кредитовым;

o одновременно дебетовым и кредитовым, т.е. развернутым.

Двойная запись, фиксирующая проведение хозяйственной операции и затрагивающая два счета, отражаясь по дебету одного из них и кредиту другого, называется простой проводкой. Если один счет дебетуется (кредитуется), а несколько других кредитуются (дебетуются), то осуществляется сложная проводка. Взаимосвязь между двумя и более счетами, отражающими совершённую хозяйственную операцию, называется корреспонденцией счетов. Говорят, что счета корреспондируют друг с другом или являются корреспондирующими.

· Объектами сплошного, непрерывного и документального бухгалтерского учета в образовательных учреждениях являются имущество, а также их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности, а именно:

o имущество, находящееся на балансе на правах оперативного управления или хозяйственного ведения учреждения;

o доходы и расходы бюджетов, доходы и расходы по внебюджетным средствам;

o бюджетные и внебюджетные средства на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, на лицевых счетах в органах казначейства, в кредитных организациях;

o финансовые активы и обязательства учреждения;

o расчеты, возникающие в ходе исполнения бюджета;

o прочие хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности образовательного учреждения.

Совокупность объектов бухгалтерского учета в образовательных учреждениях и описание их особенностей приведены на рисунке 8.0.5

Приведем перечень совокупности объектов обеспечения хозяйственной деятельности образовательного учреждения, составляющих хозяйственные средства:

Основные средства это здания, машины, лабораторное и технологическое оборудование, транспортные средства, инвентарь, учебники и учебно-методические пособия. Они действуют и используются в хозяйственной деятельности образовательного учреждения длительное время, изнашиваются постепенно, что позволяет их стоимость включать в расходы производства продукции (организации образовательного процесса и оказания образовательных услуг) частями, по мере износа, через начисление амортизации.

Нематериальными активами являются различного рода права (на пользование землей, водой, недвижимостью, месторождениями природных ископаемых), патенты, изобретения, интеллектуальная собственность. Основные средства и нематериальные активы, как правило, используются больше одного года и изнашиваются постепенно.

Нормативный срок службы основных средств и нематериальных активов устанавливается государством в соответствии с их видами. Если в документе, подтверждающем наличие нематериального актива, не установлен его срок службы, то износ этого вида актива начисляется в течение десяти лет, начиная с даты его приобретения. В настоящее время ещё не решен на уровне нормативно-законодательного обеспечения ряд экономических проблем учета нематериальных активов образовательных учреждений, поскольку постановка на учет нематериального актива и отражение его в балансе образовательного учреждения в современных условиях приведет к определенному повышению уплачиваемых образовательным учреждением налогов.

Оборотные средства это сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и другие объекты учета. Они используются в одном производственном цикле, поэтому их стоимость сразу относится в затраты образовательного учреждения. В состав данной группы включаются готовая продукция и незавершенное производство.

Денежные средства это наличные денежные средства в кассе образовательного учреждения, денежные средства на лицевых счетах в органах Казначейства, на расчетных счетах (рублевом, валютном) в банках, вложения в ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные сертификаты, векселя).

Средства в расчетах это сумма долгов сторонних юридических и физических лиц, а также собственников и работников данного образовательного учреждения перед ним, т.е. дебиторская задолженность за произведенные работы, оказанные услуги, товары, по выданным авансам, полученным векселям, а также суммы денежных средств, числящиеся за подотчетными лицами.

Отвлеченные средства это средства, отвлекаемые бюджетом в форме налогов, а также средства, используемые на образование специальных фондов образовательного учреждения.

Хозяйственные средства (активы) образовательного учреждения для обеспечения деятельности формируются за счет различных источников (пассивов):

Собственные источники: уставный фонд (если таковой предусмотрен учредительными документами), амортизационный фонд, фонд развития образовательного учреждения, страховой фонд, фонд оплаты труда и др.

Заемные средства из временно привлеченных источников составляют кредиты банка, задолженность поставщикам, задолженность работникам (начисленная, но невыплаченная заработная плата), задолженность бюджету, социальному страхованию и прочим организациям и лицам.

Совокупность объектов бухгалтерского учета, определяющих состав хозяйственной деятельности образовательного учреждения, объединяет хозяйственные процессы и результаты деятельности.

В число хозяйственных процессов входят процесс заготовления, производства и реализации. Кроме того, к числу хозяйственных процессов могут быть отнесены процессы развития образовательной деятельности и совершенствования материальной базы образовательного процесса, реализуемого образовательным учреждением. Они совершаются одновременно и состоят из отдельных хозяйственных операций. Результатом процессов заготовления и производства может быть экономия или перерасход ресурсов, а процесса реализации — доход или убыток. Результатом процесса развития и совершенствования может быть стабилизация или повышение качества образовательных процессов (производственной деятельности), реализуемой образовательным учреждением.

Прибыль от деятельности образовательного учреждения представляет собой денежную сумму, на которую доходы организации превышают ее издержки (по реализации продукции, работ, услуг и по внереализационным операциям) за определенный учетный период, если они направляются не на развитие и совершенствование учебного процесса в данном образовательном учреждении в связи с реализацией его уставных задач.

Под хозяйственной операцией понимается отражение в бухгалтерском учете с помощью двойной записи (записи по дебету и кредиту корреспондирующих счетов) движения средств образовательного учреждения, которое осуществляется в денежной форме. Хозяйственной операцией является каждый совершившийся в деятельности образовательного учреждения документально оформленный факт.

Бухгалтерский учет платных образовательных услуг в бюджетных учреждениях

Учет в сфере образования имеет много тонкостей и нюансов, что связано с необходимостью учитывать нормы, устанавливаемые не только Минфином России, но и профильным ведомством, которым выступает Минобрнауки России. В условиях рыночных отношений сфера образовательных услуг имеет значительную коммерческую направленность, что в том числе касается и бюджетных учреждений, в первую очередь в сфере высшего образования. Рассмотрим порядок бухгалтерского учета платных образовательных услуг, формирования их себестоимости, расчетов с обучающимися за предоставленные услуги, а также особенности договорных отношений в сфере образования.

Образовательные учреждения могут оказывать платные образовательные услуги гражданам (в том числе иностранцам) и организациям. Такие услуги необходимо оказывать на тех же финансовых условиях, что и образовательные услуги, которые предоставляются в соответствии с соглашением на предоставление субсидии на выполнение государственного задания (ч. 1 и 3 ст. 101, ч. 3 ст. 78 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее — Закон N 273-ФЗ). Таким образом, стоимость платных образовательных услуг не может быть ниже бюджетного финансирования аналогичной услуги.

Доходы от оказания платных образовательных услуг поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и используются им в соответствии с уставными целями (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон N 7-ФЗ), ч. 1 ст. 101 Закона N 273-ФЗ, п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (далее — Правила N 706)).

Для оказания платных образовательных услуг бюджетное учреждение должно заключить соответствующий договор с гражданином или организацией (ч. 1 ст. 101, ч. 1 ст. 54 Закона N 273-ФЗ, п. 12 Правил N 706).

Договор об оказании платных образовательных услуг относится к договорам возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). По данному договору исполнитель обязуется оказать услуги, а заказчик — их оплатить (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Исполнителем при этом выступает образовательное учреждение, а заказчиком — гражданин либо организация.

В заключаемом договоре должны быть прописаны:

— сведения об исполнителе:

— полное наименование образовательного учреждения;

— сведения о лицензии;

— сведения о гражданине, который будет проходить обучение (если он не является заказчиком услуг):

— фамилия, имя, отчество;

— адрес места жительства;

— сведения о заказчике:

— фамилия, имя, отчество;

— адрес места жительства;

— контактный телефон (если заказчик — физическое лицо) либо наименование, адрес места нахождения, контактный телефон (если заказчик — организация);

— права, обязанности и ответственность сторон (исполнителя, заказчика, обучающегося);

— полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

— вид, уровень, направленность образовательной программы (части образовательной программы);

— форма обучения (очная, заочная, дистанционная, экстерн);

— продолжительность обучения (сроки освоения образовательной программы);

— вид документа (при его наличии), который будет выдан успешно прошедшему обучение гражданину;

— порядок изменения и расторжения договора (в том числе основания расторжения в одностороннем порядке учреждением);

— другие условия, которые связаны со спецификой платных образовательных услуг (ч. 2, 3 и 8 ст. 54 Закона N 273-ФЗ, п. 12 Правил N 706).

Кроме того, целесообразно прописать в договоре о платных образовательных услугах порядок пользования обучающимся учебниками (учебными пособиями) (ч. 3 ст. 35 Закона N 273-ФЗ). Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательного учреждения на дату заключения договора (п. 15 Правил N 706).

Не включаются в договор условия, которые могут ограничить права граждан, поступающих и обучающихся, на получение образования определенного уровня и направленности, а также снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании (п. 13 Правил N 706).

Минобрнауки России утверждает примерные формы договоров об образовании (ч. 10 ст. 54 Закона N 273-ФЗ, п. 1 и 5.2.29 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 466). В частности, приказом Минобрнауки России от 21.11.2013 N 1267 были утверждены примерные формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а приказом от 25.10.2013 N 1185 — примерные формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам.

Общий порядок определения платы за образовательные услуги бюджетного учреждения устанавливает учредитель, но только в части услуг, которые являются основными видами деятельности учреждения и оказываются в пределах или сверх утвержденного государственного задания. Например, для учреждений, подведомственных Минобрнауки России, такой порядок установлен приказом от 20.12.2010 N 1898 "Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания".

Если же учреждение оказывает платные образовательные услуги, которые не являются основными видами деятельности, то бюджетное учреждение вправе по своему усмотрению определять цены (тарифы) на такие услуги.

Важно подчеркнуть, что согласовывать установленную бюджетным учреждением стоимость образовательных услуг с учредителем не нужно, независимо от того, относятся услуги к основным видам деятельности или нет (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Конкретную стоимость образовательной услуги по каждой образовательной программе необходимо закрепить во внутренних документах бюджетного учреждения (приказе, распоряжении, положении) и указывать ее в договоре об обучении. После заключения договора образовательное учреждение не вправе увеличивать стоимость платных образовательных услуг. Однако ее можно индексировать с учетом уровня инфляции, если такое условие прописано в договоре (ч. 3 ст. 54 Закона N 273-ФЗ, п. 8 Правил N 706).

Также образовательное учреждение вправе снизить плату за образовательные услуги, установленную в договоре. При этом понесенные затраты покрываются за счет его собственных средств от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований, целевых взносов от граждан и организаций. Порядок и основания снижения платы необходимо установить во внутреннем положении и договоре о платных образовательных услугах и ознакомить с ним обучающихся. Наиболее целесообразно разместить такую информацию на информационном стенде в образовательном учреждении и на официальном сайте (ч. 5 ст. 54 Закона N 273-ФЗ, п. 7 Правил N 706).

Образовательные учреждения должны обеспечить открытость и доступность документов, регламентирующих порядок оказания платных услуг, в частности, положения о платных услугах, образца договора об оказании платных образовательных услуг и документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.

Данные документы должны быть размещены на официальном сайте образовательного учреждения в течение десяти рабочих дней после их принятия или внесения в них изменений (п. 4 ч. 2, ч. 1 и 3 ст. 29 Закона N 273-ФЗ, постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации").

Поступление доходов по договору об оказании платных образовательных услуг в учете бюджетного учреждения отражается по статье КОСГУ 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" (разд. V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации").

В бухгалтерском учете расчеты по платным образовательным услугам учитываются на сч. 2 205 31 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг". Начисление доходов от оказания платных образовательных услуг отражается на дату, утвержденную учетной политикой (например, последнее число месяца, квартала, полугодия, семестра), на основании первичного документа (п. 3 и 7 Инструкции к Единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее — Инструкция N 157н).

Таким документом может быть акт выполненных услуг — если договор об обучении заключен с организацией, либо приказы, распоряжения по учреждению — если договор об обучении заключен с самим студентом.

Внести денежные средства за обучение студенты (прочие контрагенты) могут либо в кассу бюджетного учреждения, либо на лицевой счет. Если физическое лицо — студент вносит деньги в кассу, то необходимо выдать кассовый чек и приходный кассовый ордер (ф. 0310001).

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения формируются следующие проводки:

Д-т сч. 2 205 31 560 К-т сч. 2 401 10 130 — начислен доход от оказания платных образовательных услуг по договору;

Д-т сч. 2 201 34 510 К-т сч. 2 205 31 660 — поступили денежные средства в кассу учреждения;

Д-т сч. 2 210 03 560 К-т сч. 2 201 34 610 — денежные средства сданы из кассы на лицевой счет учреждения (на основании расходного кассового ордера и объявления на взнос наличными);

Д-т сч. 2 201 11 510 К-т сч. 2 210 03 660 — на лицевой счет учреждения поступили денежные средства, сданные из кассы;

Д-т сч. 2 201 11 510 К-т сч. 2 205 31 660 — поступила оплата за обучение на лицевой счет учреждения.

Аналитический учет расчетов по поступлениям от оказания платных образовательных услуг необходимо вести в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) (пп. 200-201 Инструкции N 157н).

Все затраты, связанные с оказанием платных образовательных услуг, отражаются на соответствующих аналитических счетах сч. 109 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (п. 134 Инструкции N 157н). При этом бюджетное учреждение самостоятельно определяет объект калькулирования и то, какие расходы относятся к прямым или накладным затратам.

Если учреждение оказывает один вид образовательных услуг, то все затраты, связанные с оказанием данной услуги, необходимо отнести к прямым затратам на сч. 109.60 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг". Если же образовательное учреждение оказывает несколько видов услуг, то расходы распределяются следующим образом:

— затраты, которые не имеют прямой связи с конкретной услугой, относятся к накладным расходам на сч. 109.70;

— затраты, которые напрямую связаны с конкретной услугой, относятся к прямым расходам и отражаются на сч. 109.60.

Независимо от количества видов услуг, оказываемых бюджетным учреждением, общехозяйственные затраты, например заработную плату администрации, необходимо отнести на сч. 109.80 "Общехозяйственные расходы".

При отражении расходов, связанных с платной образовательной деятельностью, в бухгалтерском учете формируются следующие проводки:

Д-т сч. 2 109 60 211 К-т сч. 2 302 11 730 — начислена заработная плата сотрудникам бюджетного учреждения, участвующим в оказании платных образовательных услуг;

Д-т сч. 2 302 11 830 К-т сч. 2 303 01 730 — удержан налог на доходы физических лиц из заработной платы сотрудников;

Д-т сч. 2 109 60 213 К-т сч. 2 303 02 730 — начислены обязательные страховые взносы в Фонд социального страхования РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

Д-т сч. 2 109 60 213 К-т сч. 2 303 07 730 — начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования;

Д-т сч. 2 109 60 213 К-т сч. 2 303 10 730 — начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии;

Д-т сч. 2 109 60 213 К-т сч. 2 303 06 730 — начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Д-т сч. 2 105 36 340 К-т сч. 2 302 34 730 — приобретены материальные запасы для оказания платных образовательных услуг;

Д-т сч. 2 109 60 272 К-т сч. 2 105 36 440 — списаны материальные запасы, используемые при оказании платных образовательных услуг;

Д-т сч. 2 109 60 225 К-т сч. 2 302 25 730 — отражены расходы на содержание имущества;

Д-т сч. 2 109 60 223 К-т сч. 2 302 23 730 — отражены коммунальные расходы;

Д-т сч. 2 106 31 310 К-т сч. 2 302 31 730 — приобретены основные средства, отнесенные к иному движимому имуществу;

Д-т сч. 2 101 36 310 К-т сч. 2 106 31 410 — принято к учету основное средство;

Д-т сч. 2 109 60 271 К-т сч. 2 101 36 410 — списано с учета движимое имущество (основное средство стоимостью до 3 000 руб.) при вводе в эксплуатацию;

Д-т сч. 2 109 60 271 К-т сч. 2 104 36 410 — начислена амортизация по основным средствам, используемым в оказании платных образовательных услуг.

В конце отчетного месяца накладные и общехозяйственные расходы необходимо распределить по видам услуг на основании справки (ф. 0504833) с приложением расчета распределения. Нераспределяемые общехозяйственные расходы следует списать на финансовый результат текущего года. Способ распределения и перечень нераспределяемых общехозяйственных расходов инструкциями по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений не установлены, поэтому их необходимо утвердить в учетной политике учреждения.

Собранную на сч. 109.60 себестоимость оказанных услуг следует списать на финансовый результат бюджетного учреждения на основании справки (ф. 0504833), при этом в бухгалтерском учете формируются следующие проводки:

Д-т сч. 2 109 60 К-т сч. 2 109 70 — накладные расходы распределены на себестоимость образовательных услуг на основании справки (ф. 0504833) с приложением расчета их распределения;

Д-т сч. 2 109 60 К-т сч. 2 109 80 — общехозяйственные расходы распределены на себестоимость образовательных услуг на основании справки (ф. 0504833) с приложением расчета их распределения;

Д-т сч. 2 401 20 К-т сч. 2 109 80 — нераспределяемые общехозяйственные расходы отнесены на увеличение расходов финансового года на основании справки (ф. 0504833);

Д-т сч. 2 401 10 130 К-т сч. 2 109 60 200 — себестоимость оказанных образовательных услуг отнесена на уменьшение финансового результата бюджетного учреждения на основании справки (ф. 0504833).

Бухгалтерское обслуживание организаций и предпринимателей

Sub menu

Бухгалтерское обслуживание

Юридические услуги

Создание и регистрация фирм

Дополнительные услуги

Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях

Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях позволяет создать достоверную информацию о текущих активах и обязательствах данного учреждения, а также о всем наличествующем имуществе и финансовых результатах. Эти данные нужны руководителю учреждения, собственникам, учредителям и возможным инвесторам.

Ведение бухучета образовательного учреждения дает полный контроль над исполняемыми доходами и расходами, приводит их в соответствие с законодательными актами Российской Федерации и позволяет выявить дополнительные резервы финансовой устойчивости и предотвратить появление негативных результатов.

Главное ответственное лицо в образовательном учреждении – его руководитель. Причем неважно, кто занимается конкретно бухучетом, несет ответственность все равно директор, что регулирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Данный закон подразумевает, что руководитель образовательного учреждения несет полную ответственность за соблюдением законодательных норм при исполнении всех хозяйственных операций, оформлением их на бумаге, а теперь уже и в компьютере. Также директор отвечает за своевременную сдачу документации в контролирующие органы.

Закон позволяет руководителю лично вести документацию, но на практике этого никто не делает – у директора детского сада или школы хватает других забот. Поэтому перед руководством учреждения два пути: ввести в штат бухгалтера или бухгалтерскую службу; заключить договор с централизованной бухгалтерией (ЦБ), полностью отдав ей ведение бухучета.

Второй путь кажется более приемлемым – ЦБ будет вести все документы, там работают профессионалы, которые в курсе всех вносимых законами изменений и т.д. Но есть и недостатки такого удаленного бухучета. Обычно ЦБ располагается вдалеке от образовательного учреждения, у ее сотрудников в ведении много других бюджетных организаций, и добиться быстрой консультации с бухгалтерами проблематично, несмотря на их высокую квалификацию. Поэтому бывает, что неправильно оформленные документы, присланные из ведомого учреждения, отправляются назад без объяснения причин – бухгалтеру просто некогда, а на месте предстоит непростое выяснение причин отказа.

В идеале, сотрудник ЦБ должен на месте проводить консультации и разъяснительную работу с примерами, как правильно заполнять документацию, но все упирается в занятость бухгалтера ЦБ и редкие посещения подопечных.

Гораздо удобнее для руководителя и всех специалистов образовательного учреждения ввести в штат одного бухгалтера или бухгалтерского отдела, в зависимости от объемов отчетности. Бухгалтерский отдел чаще всего состоит из двух сотрудников, из которых один – главный бухгалтер, второй – бухгалтер-кассир.

Так как все документы формируются в учреждении, облегчается контроль над всеми оказанными услугами, и директору проще проследить за тем, что формирует расходную часть.

Введение в штат бухгалтера или бухгалтерского отдела позволяет руководителю образовательного заведения спокойно «пережить» проверку КРУ.

Руководство для предпринимателей «Посвящение в секреты бухгалтерии»

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных. Пользовательское соглашение.

Источники:
Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях
Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях
http://privetstudent.com/kursovyye/kursovye-po-bukhgalterskomu-uchetu/2097-buhgalterskiy-uchet-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah.html
Бухгалтерский учет платных образовательных услуг в бюджетных учреждениях
Бухгалтерский учет платных образовательных услуг в бюджетных учреждениях Учет в сфере образования имеет много тонкостей и нюансов, что связано с необходимостью учитывать нормы, устанавливаемые не
http://economic24.ru/buxgalterskij-uchet-platnyx-obrazovatelnyx-uslug-v-byudzhetnyx-uchrezhdeniyax/
Бухгалтерское обслуживание организаций и предпринимателей
Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях
http://back-office.su/buhgalterskiy-uchet-v-obrazovatelnyih-uchrezhdeniyah/

COMMENTS