Бюджетные и автономные учреждения

Бюджетные и автономные учреждения

Автономные, бюджетные и казенные учреждения и их характеристика

государственный муниципальный финансы управление

С принятием и введением в действие Закона об автономных учреждениях государственные (муниципальные) образовательные учреждения получили возможность существовать в двух разновидностях — как бюджетные учреждения и как автономные учреждения.

Автономное учреждение — это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности.

Отличие автономного учреждения от бюджетного учреждения:

Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом;

Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами;

Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников;

Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами;

Изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.

Автономное учреждение представляет собой юридическое лицо, не являющееся собственником своего имущества (и потому полностью подконтрольное своему учредителю-собственнику), но несущее самостоятельную имущественную ответственность по всем своим обязательствам, однако не всем своим имуществом. Оно отвечает по долгам перед кредиторами, во-первых, всеми имеющимися у него денежными средствами; во-вторых, всем имуществом (включая недвижимость), приобретенным на доходы от разрешенной ему предпринимательской деятельности; в-третьих, полученными от учредителя-собственника или приобретенными за счет выделенных им средств движимыми вещами, не относящимися к особо ценным.

Бюджетное учреждение — по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за Бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

При уменьшении уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Бюджетным учреждением, такое учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права Бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов Бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Бюджетное учреждение подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета Бюджетного учреждения, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Казенными учреждениями являются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетный Кодекс РФ).

Согласно пп. 1 п. 1, п. 10 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (Муниципальных) учреждений», создание казенных учреждений на федеральном уровне проводится на базе существующего юридического лица без реорганизационных процедур путем изменения типа действующих учреждений.

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ изменить правовой статус федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения должны:

1 управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

2 учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

3 специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

4 учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральная Миграционная Служба, Федеральная Таможенная Служба, Федеральная Служба Безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны;

5 психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

В соответствии с п. 2 ст. 17.1 Федерального закона в ред. от 16.11.2011г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:

— Правительством РФ — в отношении федеральных казенных учреждений;

— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

— в отношении казенных учреждений субъекта РФ;

— местной администрацией муниципального образования;

— в отношении муниципальных казенных учреждений

В целях создания федерального казенного учреждения решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения (п. 15 Порядка № 539), которое должно содержать:

1 наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;

2 наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;

3 наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;

4 информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;

5 информацию об изменении (сохранении) штатной численности;

6 перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Проект такого распоряжения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 19 Порядка № 539).

Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ представляется:

— пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения;

— информация о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

Таким образом, если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы

Отличия автономного и бюджетного учреждений

В рамках проводимого совершенствования бюджетной сети автономные и бюджетные учреждения на первый взгляд попадут в равное положение, то есть можно предположить, что они с 01.01.2011 будут работать в одном и том же правовом поле. Однако при более пристальном изучении документов, регламентирующих особенности их правового статуса, оказывается, что различия между ними все-таки есть. При этом АУ, как правило, находятся в более выгодном положении — им предоставлена большая свобода действий.

Особенности правового положения АУ установлены Законом об автономных учреждениях <1>, который корректируется Федеральным законом N 83-ФЗ <2>. Изменения, вносимые в Закон об автономных учреждениях, вступают в силу с 01.01.2011.

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

<2> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

О том, в рамках какого правового поля с 01.01.2011 будут работать бюджетные учреждения, можно узнать из Закона о некоммерческих организациях <3> в редакции все того же Федерального закона N 83-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2011 г. Сейчас особенности правового положения бюджетного учреждения установлены ст. 161 БК РФ.

<3> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

А вот бюджетное учреждение может создаваться в любой сфере. Это следует из определения, приведенного в п. 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях.

Примечание. Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Вывод. Возможность создания учреждения в любых сферах будет действовать только в отношении бюджетного учреждения, для автономных учреждений перечень сфер будет носить закрытый характер.

Применение Закона о госзакупках

Напомним, АУ не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и не подпадают под действие Федерального закона N 94-ФЗ <4>. На это множество раз обращало внимание Минэкономразвития России (см., например, Письма от 10.12.2009 N Д22-1527, от 05.08.2009 N N Д05-3927, Д05-3930, от 02.02.2009 N Д05-494). Объяснение следующее. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ государственными (муниципальными) заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования могут выступать соответственно:

— государственные органы (в том числе органы государственной власти);

— органы управления государственными внебюджетными фондами;

— органы местного самоуправления;

иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов.

<4> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В свою очередь получателями бюджетных средств являются имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом (ст. 6 БК РФ):

— орган государственной власти (государственный орган);

— орган управления государственным внебюджетным фондом;

— орган местного самоуправления;

— орган местной администрации;

— находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение.

Исходя из этих же норм, бюджетное учреждение в настоящее время в соответствующих случаях выступает в роли государственного (муниципального) заказчика и соблюдает требования Федерального закона N 94-ФЗ. Посмотрим, меняется ли ситуация со следующего года в связи с тем, что бюджетное учреждение теряет статус получателя бюджетных средств. Это следует из ст. 6 БК РФ в редакции Федерального закона N 83-ФЗ. С 01.01.2011 к получателям бюджетных средств будут относиться имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом:

— орган государственной власти (государственный орган);

— орган управления государственным внебюджетным фондом;

— орган местного самоуправления;

— орган местной администрации;

— находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение.

Однако поправки, вносимые в законодательные акты РФ Федеральным законом N 83-ФЗ, затронули и Федеральный закон N 94-ФЗ (в том числе п. 1 ст. 4). С 01.01.2011 в роли государственных (муниципальных) заказчиков при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования будут выступать соответственно:

— государственные органы (в том числе органы государственной власти);

— органы управления государственными внебюджетными фондами;

— органы местного самоуправления;

— иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов.

Кроме того, помимо государственных и муниципальных заказчиков появятся иные заказчики, которые также подпадают под действие Федерального закона N 94-ФЗ. В качестве иных заказчиков будут выступать бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

Вывод. С 01.01.2011 автономные учреждения по-прежнему не будут подпадать под действие Федерального закона N 94-ФЗ, чего не скажешь про бюджетные учреждения, которые будут относиться к иным заказчикам в рамках применения указанного Закона.

Пределы ответственности учреждений

У бюджетного учреждения не смогут отобрать особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним собственником или приобретенное учреждением за счет выделенных собственником средств, а также недвижимое имущество (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Всем остальным имуществом бюджетное учреждение будет отвечать по своим долгам.

Вывод. Перечень видов имущества АУ, на которое может быть обращено взыскание, как сейчас, так и со следующего года больше, чем у бюджетного учреждения, что для контрагентов является более привлекательным. В то же время автономное учреждение, в отличие от бюджетного, рискует лишиться недвижимого имущества, без которого оно не сможет какое-то время заниматься деятельностью, приносящей доход.

Автономные и бюджетные (со следующего года) учреждения не вправе без согласия учредителя распоряжаться имуществом, на которое не может быть обращено взыскание (п. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях, п. 10 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). Остальным имуществом они могут распоряжаться самостоятельно. Понятно, что у бюджетного учреждения в список имущества, которым нельзя свободно распоряжаться, также попадет недвижимое имущество, приобретенное за счет средств, полученных в результате осуществления деятельности, приносящей доход.

Кстати, сейчас бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 298 ГК РФ). При этом, по мнению Пленума ВАС РФ, бюджетное учреждение вправе распорядиться указанным имуществом с согласия собственника (п. 9 Постановления от 22.06.2006 N 21). Кроме того, бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным им за счет средств, полученных в результате осуществления деятельности, приносящей доход.

Вывод. Без согласия учредителя как АУ, так и бюджетное учреждение в новом статусе не вправе распоряжаться имуществом, которое не может быть направлено на погашение обязательств учреждения. При этом перечень видов такого имущества у АУ меньше.

Размещение денежных средств на депозитах

Особенности заключения договора банковского вклада (депозита) установлены гл. 44 ГК РФ. По такому договору одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты по ней на условиях и в порядке, предусмотренных договором (п. 1 ст. 834 ГК РФ). Заключить такой договор при наличии свободных денежных средств автономному учреждению ничто не мешает.

А как насчет денежных средств, полученных бюджетным учреждением в результате осуществления деятельности, приносящей доход, — могут ли они быть размещены на депозитах? В отношении федеральных бюджетных учреждений ограничения установлены п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»: средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Как отметил Минфин России в Письме от 15.03.2010 N 02-03-07/901, аналогичные нормы принимались Федеральными законами «О федеральном бюджете» на соответствующий финансовый год начиная с 2004 г. В отношении возможности размещения денежных средств на депозитах случаи-исключения федеральными законами не установлены. Действуют ли такие же требования в отношении государственных и местных бюджетных учреждений? Думаем, что, скорее всего, да. Кроме того, вспомним о том, что бюджетные учреждения вправе заниматься деятельностью, приносящей доход, только при наличии генерального разрешения, оформленного главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. В этом документе не только указываются источники получения дополнительных средств, но и определяются направления их использования. Маловероятно, что генеральным разрешением будет предусмотрена возможность заключения договора банковского вклада.

Добавим, в отличие от автономных учреждений бюджетным учреждениям запрещено будет совершать сделки с ценными бумагами, опять же если только иное не предусмотрено федеральными законами (п. 14 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). Сейчас ситуация с возможностью покупки ценных бумаг бюджетными учреждениями такая же, как и с размещением денежных средств на депозитах.

Вывод. Автономные учреждения вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, а бюджетные учреждения — нет, если только иное не установлено федеральными законами.

Участие в других юридических лицах

Автономное учреждение вправе выступать в роли участника (учредителя) других юридических лиц. Со следующего года такая возможность появится и у бюджетных учреждений. При этом и АУ, и бюджетные учреждения должны соблюдать определенные ограничения.

Бюджетные учреждения вправе будут передавать другим юридическим лицам (список этих лиц ограничен) в качестве их учредителя или участника не любое имущество. Запрет налагается на особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимое имущество. Выступить в роли участника или учредителя некоммерческой организации бюджетное учреждение сможет только с согласия собственника, а хозяйственных обществ — в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами (п. 4 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). К хозяйственным обществам относятся акционерные общества, а также общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 66 ГК РФ).

Вывод. Автономные учреждения по-прежнему вправе выступать в качестве участников (учредителей) других юридических лиц. Со следующего года к ним присоединятся и бюджетные учреждения, правда, список юридических лиц, участниками (учредителями) которых они могут быть, ограничивается некоммерческими организациями и хозяйственными обществами. Участниками (учредителями) последних они могут быть в случаях и в порядке, установленных федеральными законами. При этом и АУ, и бюджетные учреждения не всякое имущество могут передать другому юридическому лицу без согласия собственника.

Со следующего года АУ вправе открывать не только счета в кредитных организациях, но и лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (в зависимости от того, на базе чьего имущества создано учреждение) (п. 3 ст. 2 Закона об автономных учреждениях). В то же время учредители АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, наделяются полномочиями по заключению соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства.

Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства будет осуществляться в порядке, установленном Федеральным казначейством, на основании соглашений, заключенных учредителями автономных учреждений с территориальными органами Федерального казначейства. В настоящее время Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами утвержден Приказом Казначейства РФ от 07.10.2008 N 7н. С учетом грядущих нововведений подготовлены поправки в данный Приказ. Кроме того, планируется утвердить порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства проведения кассовых выплат за счет средств автономных учреждений на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства.

Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) будет осуществляться в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования).

В свою очередь бюджетные учреждения по-прежнему смогут пользоваться только лицевыми счетами, открываемыми в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (п. 8 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). Правда, федеральным законом могут быть предусмотрены случаи-исключения.

Вывод. Автономные учреждения со следующего года смогут открывать не только счета в кредитных организациях, но и лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. У бюджетных учреждений в этом плане ничего не поменяется.

Ответственность руководителя учреждения

А вот при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, обязательно должны включить в него условия, перечисленные в п. 27 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ, а именно:

— права и обязанности руководителя;

— показатели оценки эффективности и результативности его деятельности;

— условия оплаты труда руководителя;

— срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения;

— условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Особый интерес вызывает последнее условие, свидетельствующее о том, что руководителя бюджетного учреждения могут уволить за просроченную кредиторскую задолженность.

Руководители бюджетных и автономных учреждений как должностные лица несут административную ответственность в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Также их могут привлечь к уголовной ответственности, например за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ).

Дисциплинарной и материальной ответственности руководителям бюджетных и автономных учреждений также не избежать. В случае нарушения руководителем учреждения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения представительный орган работников может обратиться к учредителю с соответствующим заявлением. Если факт нарушения подтвердится, учредитель как работодатель обязан применить к руководителю учреждения дисциплинарное взыскание, вплоть до увольнения (ст. 195 ТК РФ). Другими словами, руководителю могут вынести замечание или выговор либо уволить.

В соответствии со ст. 277 ТК РФ руководитель учреждения несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. А в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. Законом об автономных учреждениях и Законом о некоммерческих организациях такие случаи установлены.

Во-первых, руководители бюджетных и автономных учреждений несут ответственность перед учреждением в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований к этой сделке, причем независимо от того, была ли данная сделка признана недействительной. О каких требованиях идет речь? Бюджетное учреждение вправе совершить крупную сделку только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях), а автономное учреждение — с предварительного согласия наблюдательного совета (п. 1 ст. 15 Закона об автономных учреждениях).

К разряду крупной может быть отнесена сделка (или несколько взаимосвязанных сделок у бюджетных учреждений), связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств (только у автономных учреждений), отчуждением имущества (которым автономное или бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или залог. Указанная сделка признается крупной при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ст. 14 Закона об автономных учреждениях).

Во-вторых, руководителя АУ могут привлечь к ответственности в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения сделки с заинтересованностью. В каких случаях это произойдет? Руководитель АУ при совершении указанной сделки может быть заинтересованным лицом. На основании п. 3 ст. 16 Закона об автономных учреждениях лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:

— являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) не менее 20% голосующих акций акционерного общества или превышающей 20% уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом АУ, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

— занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом АУ, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

Итак, если руководитель АУ — заинтересованное лицо, о предстоящей сделке он должен уведомить наблюдательный совет. В противном случае ему грозит вышеуказанная ответственность, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной. Избежать ответственности он может только в случае, если докажет, что не знал и не мог знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении. Ответственность на руководителя АУ налагается и в том случае, если он не является заинтересованным лицом, за исключением случаев, когда руководителю удается доказать, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных им учреждению в результате совершения сделки с заинтересованностью, только в том случае, если руководитель является заинтересованным лицом (п. 4 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Вывод. Руководители бюджетных и автономных учреждений, как и других юридических лиц, несут административную, уголовную, дисциплинарную и материальную ответственность. Руководителям учреждений следует особое внимание уделять порядку совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Кроме того, руководители бюджетных учреждений должны будут следить за величиной просроченной кредиторской задолженности, поскольку в случае превышения предельно допустимых значений такой задолженности трудовой договор с руководителем будет расторгнут.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

плановый период — два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;

Источники:
Бюджетные и автономные учреждения
Бюджетные и автономные учреждения Автономные, бюджетные и казенные учреждения и их характеристика государственный муниципальный финансы управление С принятием и введением в действие
http://studbooks.net/1659443/finansy/avtonomnye_byudzhetnye_kazennye_uchrezhdeniya_harakteristika
Отличия автономного и бюджетного учреждений
Отличия автономного и бюджетного учреждений
http://skatb.ru/publikacii/byudzhetnyi-uchet/pravovye-voprosy/otlichija-avtonomnogo-i-byudzhetnogo-uch.html

COMMENTS