Бюджетные казенные автономные учреждения

Бюджетные казенные автономные учреждения

Автономные, бюджетные и казенные учреждения и их характеристика

государственный муниципальный финансы управление

С принятием и введением в действие Закона об автономных учреждениях государственные (муниципальные) образовательные учреждения получили возможность существовать в двух разновидностях — как бюджетные учреждения и как автономные учреждения.

Автономное учреждение — это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности.

Отличие автономного учреждения от бюджетного учреждения:

Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом;

Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами;

Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников;

Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами;

Изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.

Автономное учреждение представляет собой юридическое лицо, не являющееся собственником своего имущества (и потому полностью подконтрольное своему учредителю-собственнику), но несущее самостоятельную имущественную ответственность по всем своим обязательствам, однако не всем своим имуществом. Оно отвечает по долгам перед кредиторами, во-первых, всеми имеющимися у него денежными средствами; во-вторых, всем имуществом (включая недвижимость), приобретенным на доходы от разрешенной ему предпринимательской деятельности; в-третьих, полученными от учредителя-собственника или приобретенными за счет выделенных им средств движимыми вещами, не относящимися к особо ценным.

Бюджетное учреждение — по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за Бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

При уменьшении уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Бюджетным учреждением, такое учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права Бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов Бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Бюджетное учреждение подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета Бюджетного учреждения, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Казенными учреждениями являются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетный Кодекс РФ).

Согласно пп. 1 п. 1, п. 10 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (Муниципальных) учреждений», создание казенных учреждений на федеральном уровне проводится на базе существующего юридического лица без реорганизационных процедур путем изменения типа действующих учреждений.

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ изменить правовой статус федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения должны:

1 управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

2 учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

3 специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

4 учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральная Миграционная Служба, Федеральная Таможенная Служба, Федеральная Служба Безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны;

5 психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

В соответствии с п. 2 ст. 17.1 Федерального закона в ред. от 16.11.2011г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:

— Правительством РФ — в отношении федеральных казенных учреждений;

— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

— в отношении казенных учреждений субъекта РФ;

— местной администрацией муниципального образования;

— в отношении муниципальных казенных учреждений

В целях создания федерального казенного учреждения решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения (п. 15 Порядка № 539), которое должно содержать:

1 наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;

2 наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;

3 наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;

4 информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;

5 информацию об изменении (сохранении) штатной численности;

6 перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Проект такого распоряжения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 19 Порядка № 539).

Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ представляется:

— пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения;

— информация о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

Таким образом, если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы

Казенное учреждение, бюджетное учреждение, автономное учреждение: сравнительная характеристика

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Основания сравнительной характеристики

Новое Бюджетное учреждение

Статья 120 ГК РФ Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Рос­сийской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием.

Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные

КУ — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации преду­смотренных законодательством Россий­ской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправ­ления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

НБУ — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муни­ципальным образованием для выполне­ния работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотрен­ных законодательством РФ полномочий соответственно органов государствен­ной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохра­нения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической куль­туры и спорта, а также в иных сферах.

АУ — некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или му­ниципальным образованием для вы­полнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного само­управления в сферах науки, образо­вания, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости насе­ления, физической культуры и спорта.

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы.

Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяет­ся учредительными документами учреждения.

Основной деятельностью АУ при­знается деятельность, непосредст­венно направленная на достижение целей, ради которых АУ создано.

Кроме заданий учредителя и обя­зательств АУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юриди­ческих лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг ус­ловиях в порядке, установленном федеральными законами.

НБУ вправе выполнять работы, оказы­вать услуги, относящиеся к его основ­ным видам деятельности, предусмот­ренным его учредительным докумен­том, в установленных сферах, для граж­дан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе.

Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность

Может осуществлять приносящую до­ходы деятельность, только, если такое право предусмотрено в учредительных документах.

Средства, полученные от указанной

деятельности, поступают в соответствующий бюджет.

Вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с учредительными документами.

Доходы, полученные от указанной деятельности, и приобретенное за

счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Статья 298 ГКРФ

КУ не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

КУ не вправе выступать учредите­лем (участником) юридических лиц.

НБУ вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организа­циям в качестве их учредителя или уча­стника денежные средства и иное иму­щество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретен­ного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственни­ком на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

В случаях, предусмотренных феде­ральными законами, НБУ вправе вно­сить имущество в уставный (складоч­ный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это иму­щество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.

АУ вправе вносить имущество (недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество) в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.

Использование выделенных средств

Осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в соответствии с БК РФ в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ.

Осуществляет операции с находящимися в распоряжении средствами через лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.

Осуществляет операции с находящимися в распоряжении средствами через счета, открытые в кредитных организациях

Номенклатура и тарифы на платные образовательные и др. услуги для населения и юридических лиц

Согласовываются и устанавливаются учредителем.

Устанавливаются самостоятельно, однако:

— тарифы являются предметом регулирования учредителя;

— платные образовательные услуги оказываются в соответствии с Уставом и могут включаться в государственное задание учредителя и софинансируются за счет бюджетных средств.

Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Распоряжение доходом от деятельности

КУ может осуществлять принося­щую доходы деятельность в соответ­ствии со своими учредительными до­кументами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

НБУ вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными

документами. Доходы, полученные

от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное

АУ вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов

имущество поступают в самостоятельное распоряжение АУ.

Пределы правоспособности при совершении сделок

КУ не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги.

Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

НБУ не вправе совершать сделки с ценными бумагами и размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях.

Вправе предоставлять и привлекать заемные средства.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

Финансовое обеспечение деятельности и гарантии бюджетного финансирования учреждения

Финансовое обеспечение деятельности КУ осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за НБУ учредителем или приобретенных НБУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается со ответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Финансовое обеспечение деятельности НБУ, не связанной с выполнением государственного (муниципального) задания, осуществляется за счет доходов от этой деятельности и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ учредителем или приобретенных АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на

уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного БУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности

на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, бюджетного учреждения.

Крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения

Ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

Ответственность по обязательствам

Статья 120 ГК РФ

КУ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

НБУ отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, а также недвижимого имущества.

АУ отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

АУ не отвечает по обязательствам собственника имущества АУ.

Собственник имущества учреждения не несет ответственности по обязательствам учреждения.

Реализация государственного (муниципального) задания

Заключение и оплата КУ государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных КУ лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.

Нарушение КУ установленных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это КУ.

Государственные (муниципальные) задания для НБУ в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности устанавливает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

НБУ осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности в установленных сферах.

НБУ не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются: Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо местной администрацией.

Условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо местной администрацией.

Кроме указанных заданий учредителя и обязательств АУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Устанавливается с учетом ETC или в соответствии с новой системой оплаты труда

Устанавливается учреждением самостоятельно в рамках своей кадровой политики.

Органы управления учреждением

Структура, компетенция органов управления КУ и НБУ, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются учредительными документами их учредительными документами (уставом) в соответствии с федеральными законами.

Структура, компетенция органов АУ, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом АУ в соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» и иными федеральными законами.

Органами управления являются наблюдательный совет АУ, руководитель АУ, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом АУ органы: (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).

Утверждение и внесение изменений в устав

Утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:

Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо местной администрацией муниципального образования.

Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:

Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

К компетенции учредителя в области управления АУ относится утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений.

Для КУ не предусмотрено публикации отчетов о своей деятельности.

Для НБУ не предусмотрено публикации отчетов о своей деятельности. Они вправе публично размещать подобную информацию, однако такая обязанность не установлена федеральным законодательством.

АУ обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества и обеспечивать открытость и доступность следующих документов:

1) устав и внесенные в него изменения;

2) свидетельство о государственной регистрации;

3) решение учредителя о создании учреждения;

4) решение учредителя о назначении руководителя;

5) положение о филиалах, представительствах учреждения;

7) годовая бухгалтерская отчетность;

8) сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ).

Обзоры сервисов Pandia.ru

  • История Отечества — политический и социальный опыт России: содержание, функции, методология, принципы и источники изучения

Справочная информация

Общество

Бизнес и финансы

Досуг

Инфраструктура

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Источники:
Бюджетные казенные автономные учреждения
Бюджетные казенные автономные учреждения Автономные, бюджетные и казенные учреждения и их характеристика государственный муниципальный финансы управление С принятием и введением в
http://studbooks.net/1659443/finansy/avtonomnye_byudzhetnye_kazennye_uchrezhdeniya_harakteristika
Казенное учреждение, бюджетное учреждение, автономное учреждение сравнительная характеристика
Казенное учреждение, бюджетное учреждение, автономное учреждение: сравнительная характеристика КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
http://pandia.ru/text/78/361/285.php

COMMENTS