Бюджетный учет

Бюджетный учёт

Бюджетный учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об экономических потоках, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учёт осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Минфином России, иными нормативными правовыми актами РФ. Единая методология и стандарты бюджетного учёта и бюджетной отчетности, план счетов бюджетного учёта и инструкция по его применению устанавливаются и утверждаются Минфином России.

Инструкция по бюджетному учёту, утвержденная Минфином РФ, устанавливает план счетов бюджетного учёта, порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ на счетах бюджетного учёта, перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учёта, иные вопросы организации бюджетного учёта Инструкция по бюджетного учёта является обязательной для применения тремя группами субъектов бюджетного учёта: учреждениями, органами казначейства, финансовыми органами. При этом к учреждениям относятся органы гос. власти, органы управления гос. внебюджетными фондами, органы управления территориальными гос. внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, а также иные некоммерческие организации, созданные РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не являющиеся участниками бюджетного процесса, но осуществляющие ведение бюджетного учёта Органы казначейства- это органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Под финансовыми органами понимаются непосредственно финансовые органы и органы управления гос. внебюджетными фондами, терр. гос. внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Подобное деление субъектов бюджетного учёта обусловлено законодательно установленными полномочиями различных участников бюджетного процесса и особенностями финансовых взаимоотношений между этими участниками. В соответствии с Инструкцией по бюджетному учёту все хоз. операции, проводимые учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства, оформляются первичными документами, напр., платежное поручение, акты приема-передачи, акты о списании, накладные, приходный кассовый ордер, кассовая книга, акт о результатах инвентаризации и другими первичными документами, унифицированные формы которых перечислены в Инструкции по бюджетному учёту.

Для ведения бюджетного учёта в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства применяются регистры бюджетного учёта, напр., журнал операций с безналичными денежными средствами, журнал операций расчетов с подотчетными лицами, гл. кн. Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учёта с указанием обязательных реквизитов и показателей приведен в Инструкции по бюджетному учёту. Финансовые органы, органы управления гос. внебюджетных фондов и терр. гос. внебюджетных фондов, осуществляющие составление и исполнение бюджетов, могут устанавливать дополнительные формы регистров бюджетного учёта, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а также правила их ведения.

Инструкция по бюджетному учёту определяет следующие объекты бюджетного учёта: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета. В состав нефинансовых активов включаются осн. средства, нематериальные активы, непроизведённые активы, амортизация, материальные запасы, вложения в нефинансовые активы, нефинансовые активы в пути, нефинансовые активы имущества казны. Финансовые активы согласно Инструкции по бюджетному учёту включают следующие объекты учета: денежные средства учреждения, средства на счетах бюджетов, средства на счетах органа казначейства, финансовые вложения, расчеты по доходам, расчеты по выданным авансам, расчеты по бюджетным кредитам, расчеты с подотчетными лицами, расчеты по недостачам, расчеты с прочими дебиторами, внутренние расчеты по поступлениям в бюджет, внутренние расчеты по выбытиям из бюджета, вложения в финансовые активы.

Для перечисленных объектов нефинансовых активов, финансовых активов, обязательств, финансового результата и санкционирования расходов в Инструкции по бюджетному учёту приводятся характеристика объекта учета, порядок стоимостной оценки, порядок аналитического учета объекта и совершаемых с ним операций, характеристика счета бюджетного учёта, применяемого для отражения соответствующего объекта бюджетного учёта и совершаемых с ним операций, корреспонденция счетов по каждому счету бюджетного учёта. Инструкция по бюджетному учёту предусматривает возможность ведения учета как по кассовому методу, так и по методу начислений.

Т.о., бюджетный учёт обеспечивает необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса и позволяет формировать не только данные об исполнении бюджета и о кассовых операциях, но и баланс, и отчетность о финансовых результатах деятельности органов гос. власти и местного самоуправления. Имеющиеся различия между правилами и концепциями, применяемыми в бюджетном учёте и в междунар. статистических стандартах, определяют направления дальнейшего совершенствования рос. системы бюджетного учёта.

БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 .

Смотреть что такое «БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ» в других словарях:

Бюджетный учет — учет всех доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осуществляемых в процессе исполнения бюджета. Бюджетный учет основывается на едином плане счетов и организуется органом, исполняющим бюджет … Финансовый словарь

Бюджетный учет — (англ. budget accounting) в бюджетном законодательстве РФ основанная на едином плане счетов система учета всех доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осуществляемых в процессе исполнения … Энциклопедия права

Бюджетный учет — По российскому законодательству бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов… … Википедия

Бюджетный учет — 2. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и… … Официальная терминология

Бюджетный учет — (англ. budget accounting) в бюджетном законодательстве РФ основанная на едином плане счетов система учета всех доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осуществляемых в процессе исполнения… … Большой юридический словарь

Бюджетный учет в социально-трудовой сфере — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов местного самоуправления в социально трудовой сфере и… … Официальная терминология

учет — Установление наличия чего нибудь, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны. У. обеспечивает постоянную информацию о всех сферах хозяйственной деятельности и общественной жизни. У. является составной частью управления… … Справочник технического переводчика

УЧЕТ — составная часть управления экономическими процессами и объектами, сущность которого состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, отражении этих сведений в учетных ведомостях.… … Экономический словарь

Бюджетный учёт — бухгалтерский учёт процесса исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений и организаций. В социалистических странах Б. у. одна из составных частей единого народно хозяйственного учёта и строится по единой системе. Он… … Большая советская энциклопедия

УЧЕТ — установление наличия чего нибудь, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны. У. обеспечивает постоянную информацию о всех сферах хозяйственной деятельности и общественной жизни. У. является составной частью управления… … Большой бухгалтерский словарь

  • Бюджетный учет и отчетность. В 2-х т. Бюджетный учет и отчетность: Учебное пособие., Никольская Ю.П., Быковская Ю.В.. … ПодробнееКупить за 1499 руб
  • Бюджетный учет и отчетность в 2 т. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Таисия Ивановна Кришталева. В учебнике раскрываются особенности составления баланса, отчета о финансовых результатах, пояснительной записки к отчету. Учтены тенденции сближения российских стандартов по бюджетному учету… ПодробнееКупить за 1119 руб электронная книга
  • Бюджетный учет. Новые правила. Учебное пособие, Касьянова Галина Юрьевна. В книге рассмотрен порядок ведения бухгалтерского учета во всех типах государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных и автономных). Приведены Планы счетов и Инструкции по их… ПодробнееКупить за 361 руб

Другие книги по запросу «БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ» >>

Прямая ссылка:

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Бюджетный учет: понятие, организация и ведение

Бюджетный учет используется во всех без исключения учреждениях и организациях, которые относятся к государственной форме собственности. Он несколько отличается от привычной работы бухгалтерии, однако основные принципы в нем соблюдаются. Все действия, шаблоны документов и иные элементы, которые только могут понадобиться для деятельности организации, утверждаются вышестоящими органами и носят не рекомендательный, а обязательный характер. Есть и конкретные примеры, образцы и тому подобные вспомогательные документы, которые облегчают работу сотрудников.

Названный вариант учета представляет собой четко регламентированную систему, при которой все элементы управления учреждением собираются воедино и обрабатываются специалистами. Он характеризуется наличием большого числа инструкций и тому подобных документов, которые указывают, как те или иные действия обязаны совершаться в различных условиях. Это очень сильно облегчает процесс работ, ведь информация, которую дает инструкция по бюджетному учету, позволяет сразу приступить к работе и четко выполнять все требования, не отвлекаясь на всевозможные отдельные элементы, присущие его классическому варианту.

Существует определенный перечень главных задач, которые являются основой, составляющей учет. Общее количество подобных элементов очень велико, однако если сократить и вкратце рассматривать данную проблему, можно выделить некоторые из них.

Так, указанный тип учета необходим, чтобы изыскивать неочевидные, скрытые резервы, которые бы позволили государству функционировать более эффективно. Кроме того, бюджетный учет позволяет производить тотальный контроль фактического состояния и наличия любых сумм денежных средств, а также различных активов. При правильном ведении он же дает возможность выявлять и своевременно предупреждать любые нецелесообразные траты и вообще давать понимание того, куда именно, в какой сумме и каким образом были использованы деньги. Учет такого типа, помимо всего прочего, показывает результаты деятельности конкретной организации. То есть насколько прибыльной или убыточной она является.

Не последнюю роль играют статистические и отчетные данные, которые также собираются при помощи этого учета. Они нужны для накопления определенной информации, ее анализа, предоставления заинтересованным лицам и в итоге для формирования новых инструкций, документов, а также для того, чтобы последующие изменения в бюджетном учете максимально соответствовали текущей ситуации и были наиболее эффективными в конкретный отрезок времени.

Все базовые основы указаны в специальной Инструкции №148н, которая включает в себя не только четкие определения того, как именно следует действовать в определенных условиях, но и какие наказания могут последовать при отказе от использования указанных требований. Следует отметить, что в этом документе есть только основы и база, которые, безусловно, покрывают все сферы деятельности и элементы работы организации, но могут быть неполными.

Кроме него существует ещё огромное количество всевозможных изменений, дополнений и тому подобных факторов, которые также влияют на работу предприятия и в некоторых случаях могут очень значительно менять ранее утвержденные нормы. В теории руководитель организации и другие лица, наделенные определенной властью в отдельно взятом учреждении, обязаны доводить до сотрудников все эти документы соответствующим образом и в требуемые сроки.

На практике сотруднику рекомендуется самостоятельно отслеживать ситуацию и, по мере получения новой информации, уточнять ее у руководства, во избежание возможных проблем в дальнейшем. Но и это ещё не все, помимо всей этой документации, следует разбираться и в стандартной бухгалтерии со всеми ее нормативными актами. Счета бюджетного учета хоть и отличаются от классических, но работа с ними все равно производится примерно тем же образом, что делает попытки разобраться во всем этом достаточно сложными.

Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению. Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.

  1. Так, любые действия, обязаны совершаться точно в срок.
  2. Отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации.
  3. Наиболее простым и понятным требованием является условие его ведения исключительно в государственной валюте.

Безусловно, в определенных ситуациях могут добавляться и другие особенности работы, но тут уже многое напрямую зависит от того, каким конкретно образом функционирует организация, чем она занимается, каковы ее особенности и так далее. По каждому такому пункту следует проводить дополнительную проверку на наличие условий и требований, способных хотя бы частично касаться работы учреждения.

Основные требования выставляются непосредственно к руководителю и главному бухгалтеру учреждения. Именно они обязаны постоянно контролировать производимые работы, их фиксацию в документах и учет бюджетных средств. Только они отвечают за все согласно законодательству, а уж потом при необходимости могут наказывать самостоятельно доступными и адекватными методами своих сотрудников.

Это разумный подход, так как только они знают (или обязаны знать) все особенности, которые обычному человеку, занятому в работах, просто не нужны для полноценной деятельности. При этом тот же главный бухгалтер имеет возможность потребовать от руководства принятия необходимых мер, целью которых будет соответствующий и правильный бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. К данному пункту относятся требования к организации рабочих мест, их техническому оснащению, найму квалифицированных сотрудников и так далее.

В свою очередь, руководство может требовать выделения соответствующих сумм, на выполнение условий сотрудников, если они будут считаться действительно заслуживающими внимания и препятствующими полноценной работе организации. К примеру, кулер для воды вряд ли будет относиться к обязательному оборудованию, а вот без хотя бы самого плохого компьютера производить учет или выполнять иные аналогичные функции становится практически невозможно. Как следствие, понадобятся подходящая инфраструктура, связь через сетевое соединение и даже отдельный человек, который будет следить за сохранностью всего этого.

Чтобы работа организации была максимально эффективной, все действия выполнялись точно и в срок, а отчетность действительно соответствовала предъявленным к ней требованиям, необходим достаточно большой штат сотрудников, каждый из которых будет выполнять четко определенные функции. Это помогает разбивать рабочий процесс на части и дает возможность комфортно и качественно работать в своей области даже при наличии минимальных знаний, ведь действительно опытный человек потребует высокой оплаты, на что организация может и не согласиться.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях подразумевает наличие кассиров, ведущих бухгалтеров (или сотрудников, которые будут совмещать обе функции). Кроме того, могут присутствовать заместители (обычно один, но иногда бывает и больше) и, естественно, главный бухгалтер. При такой схеме начальник контролирует основные сферы деятельности и особенности. Более детально они контролируются и направляются заместителями, а выполняют всю работу непосредственно рядовые сотрудники.

Существует более 40 базовых форм первичной документации, которая обязана использоваться в государственном учреждении для того, чтобы управленческий учет был как можно более приближенным к требованиям законодательства. Фактически все они разделены на две группы, примерно одинаковые по количеству указанных документов, одна из которых относится к фирмам любой формы собственности, а вторая касается исключительно бюджетных организаций.

В свою очередь, бюджетный бухгалтерский учет имеет собственное разделение указанных первичных документов на три основных группы. Все они нужны для качественной работы предприятия и позволяют охватить абсолютно все сферы деятельности.

Так, выделяют примерно равные по числу шаблоны, отвечающие за расчет и начисление заработной платы, проведение любых операций с кассой, а также регулирующие работу с материальными активами. Самой маленькой группой документов являются те, которые не вошли ни в одну из категорий и охватывают некоторые весьма специфичные сферы деятельности, не все из которых существуют на предприятии.

Как и в обычном бухгалтерском учете, активно применяются всевозможные автоматизированные системы, существенно облегчающие работу сотрудников, а также дающие максимально точные и достоверные данные на основании введенных цифр.

Удобство подобных программ давным-давно проверено и одобрено всеми сотрудниками, которые обязаны работать с бухгалтерским, налоговым или управленческим учетом. Они мгновенно выдают всю требуемую информацию, не вынуждают пользователя долгое время обучаться работе с ними, сигнализируют о заканчивающихся сроках сдачи отчетов и так далее. Большинство современных бухгалтеров, в принципе, смутно себе представляет работу организации без таких вспомогательных средств.

Все сферы деятельности предприятия тесно связаны с отчетностью. Это одна из основ, которая является обязательной для всех и позволяет накапливать достаточные для анализа, контроля и проверки данные. Выделяют несколько базовых вариантов отчетов в бюджетных организациях, которые в обязательном порядке должны своевременно составляться и подаваться в вышестоящие инстанции:

Как можно заметить, все они позволяют контролирующим органам проводить детальный анализ состояния организации, ее особенностей, текущих проблем, направления развития и так далее. Обычно ко всем этим документам прилагается также и пояснительная записка, в которой уточняется та или иная не совсем понятная сразу информация.

Дополнительно подаются балансовые ведомости и любые другие документы, которые потребуются соответствующим инстанциям, если возникнет необходимость прояснить определенные моменты, цифры или другие особенности деятельности предприятия.

Бюджетный учет во многом схож с обычным, который используется на частных предприятиях, в фирмах и организациях. Основные отличия кроются в, казалось бы, мелких деталях наподобие плана счетов и в особенностях классификации тех или иных действий. Но на самом деле, если вникать во все это детально и подробно, окажется, что данные элементы являются ключевыми и влияют на всю структуру работы организации очень серьезно.

Конкретней о данном вопросе можно сказать, только сравнивая два разных предприятия схожего типа, одно из которых будет частным, а другое — государственным. Управленческий учет, как и любой другой, в частной компании будет, с одной стороны, более простым и понятным, а с другой, при наличии большого количества внутренних нормативных документов, намного более сложным и запутанным. Да ещё и в некоторых случаях пересекающимся с действующим законодательством.

В целом, если подводить итог всему вышесказанному, бюджетный тип учета является хоть и сложным на начальных стадиях понимания, в отличие от обычной его формы, но намного более простым в дальнейшем.

Главной задачей для полноценного разбора проблемы должен стать разбор всей законодательной базы, которая хоть как-то может касаться данной проблемы. После этого работать станет намного проще и понятней, даже с учетом постоянных правок и изменений. В свою очередь, стандартный тип работы почти любой более-менее крупной фирмы подразумевает тот факт, что сотрудники будут учитывать не только требования законодательства, но и пожелания работодателя, соотнося их с законами и инструкциями.

Источники:
Бюджетный учёт
Бюджетный учёт Бюджетный учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов
http://econwiki.ru/content/%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%83%D1%87%D1%91%D1%82
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 . Смотреть что такое «БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ» в других словарях:
http://finance_loan.academic.ru/293/%D0%91%D0%AE%D0%94%D0%96%D0%95%D0%A2%D0%9D%D0%AB%D0%99_%D0%A3%D0%A7%D0%95%D0%A2
Бюджетный учет понятие, организация и ведение
Бюджетный учет представляет собой комплекс определенных мер, направленных на повышение эффективности работы бюджетной организации при помощи утвержденных норм и положений.
http://fb.ru/article/263661/byudjetnyiy-uchet-ponyatie-organizatsiya-i-vedenie

COMMENTS