Что такое сравнительная характеристика

Как написать сравнительную характеристику двух героев?

Вам может быть предложено написать сочинение, в котором вы сравниваете двух героев одного произведения (Наташа Ростова и Мари Болконская, Пьер Безухов и Андрей Болконский) или героев разных произведений (Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин).

Сначала сравните самые простые, "очевидные", характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.

Обратите внимание на черты характера. Один герой — веселый, романтичный, честный. Другой -циник, любит приврать.

Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один — "устал от жизни" (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой — думает только о себе (Раскольников).

Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.

Пример. Татьяне Лариной 18 лет, она родилась в помещичьей семье, выросла в деревне. Татьяна воспитана няней, которая ее очень любила. Татьяна красива, романтична, задумчива, наивна, так как мало знает жизнь, но много читает французских романов. Княжна Мери — молодая девушка аристократического происхождения. Ей доводилось бывать в свете, встречаться с разными людьми, но она также наивна и доверчива. Обе девушки быстро влюбляются, стоит им только встретить человека, непохожего на тех, что они привыкли видеть в своем окружении. Обе не скрывают своей любви и готовы идти за своим избранником.

Вы также можете сравнить как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: "Но я другому отдана; Я буду век ему верна". Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.

Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное — труд.

Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.

Исследуйте, как автор произведения относится к героям, описывает их с любовью, с удивлением, с пренебрежением? Какие чувства он хочет вызвать у читателя этими описаниями?

Наконец определите, как к этим героям относитесь вы.

18 декабря, 2016 — 10:48

Спасибо, очень помогло, отлично написал сочинение!

26 марта, 2017 — 17:52

Не очень понятно

5 ноября, 2017 — 00:59

Спасибо большое, блогодаря вам наконец-то поняла как писать такое сочинение)

Поделиться

Мы в Фейсбуке

"Сезоны года" — это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Сайт учителя русского языка и литературы Митрофановой Л.Ф.

•внешние черты (портрет);

•общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живет герой

•поступки героя, особенности поведения, деятельности

•отношение к другим людям, его чувства;

•характеристика героя другими действующими лицами, Отношение других лиц к герою

1.Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они. Место героев в произведении.

2.Общественное, семейное положение героев, обстановка, в которой они живут

3.Что общего между героями:

• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

• в социальном плане;

• в отношении с окружающими людьми.

4.Что отличает двух героев.

5.Для чего автор сопоставляет этих героев, значение героя в раскрытии идеи произведения.

6.Отношение автора к героям.

7.Ваше отношение к данным персонажам.

Всегда был хладнокровен и никогда не терялся.

«…был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела.» «…с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее.»

Остап и Андрий сыновья Тараса Бульбы. «Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва». Сыновья приехали из киевской бурсы «на дом к отцу». Мальчики получали одно и то же образование. Но проявили себя там по-разному.

«Старший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам».

«Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания, тогда как брат его, Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании».

После выпуска из семинарии, не пробыв дома и нескольких дней, Остап и Андрий с отцом отправляются в Запорожскую Сечь. «А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму».

Запорожская Сечь — это место где вырабатывается инициатива, чувство ответственности, отвага и другие качества, необходимые настоящему казаку. И на Сечи Остап и Андрий были совершенно разными.

«В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами; черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны. А старому Тарасу любо было видеть, как оба сына его были одни из первых».

Остап в битве был спокоен, расчетлив, хладнокровен, предусмотрителен, умел рассчитать грозившую ему опасность. «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».

Андрий же с головой бросался в драку, забывая обо всем. Какую-то упоительную негу видел он в сражении. Андрий наслаждался битвой, без страха несся в самое пекло. «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заране свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных».

Тарас, узнавший о происках «неверных», решает пойти на них войной. «Войско решилось идти прямо на город Дубно, где, носились слухи, было много казны и богатых обывателей». Оказавший сопротивление город Дубно оказывается осажденным. Это поворотный момент в судьбе братьев. Во время осады оба брата скучали. «Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням; Андрий же, сам не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце». Андрий думал о матери, Остап – о войне.

Андрий не имел твердых нравственных устоев. Он перешел на сторону врага. Любовь к полячке затмила все. Он отрекся от Отчизны, от родителей, от товарищей. Так как он был более чуткий, его тянуло к красоте, он был более мягкий, чем его товарищи.

Для Остапа товарищи, друзья, отец — самое дорогое. Он предан им. Остап решителен, сдержан, он сражается бесстрашно, как лев. Не зря Остапа выбрали куренным атаманом. «Остап, сняв шапку, всех поблагодарил казаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь; а тут же повел их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы» .Он — гордость отца, а Андрий — позор. В сцене пленения, Остап держится стойко, мужественно. Он отбивается до последнего, но врагов слишком много, а силы уже на исходе. Его пленили.

Оба брата погибли страшной смертью. Андрия убил его отец за измену и предательство. «Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье». «Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил».

Остапа казнили. «Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, — ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его; не дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!» Он погиб, как герой, который вынес все муки и испытания. Вынес все тяготы казни. Ему помогли- любовь к товарищам и родине. Во время казни Остапа Тарас смотрел потупив глаза, но когда сыну понадобилась поддержка, он крикнул : «Слышу!». Это «Слышу!» — безграничная любовь и нежность к сыну, гордость, ненависть к врагам, угроза отомстить. Тарас Бульба принял смерть своих дорогих, любимых сыновей. Смерть истинного казака и предателя — сына.

Несмотря на одинаковое воспитание, братья прожили абсолютно разные жизни, у них были разный приоритеты и разные ценности.

Мы знакомимся с сыновьями Тараса Бульбы сразу же в I главе, когда братья Остап и Андрий приезжают в родительский дом. Остап был старшим сыном, Андрий- младшим. Н.В.Гоголь сразу дает братьям характеристику: «Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю». Остап и Андрий- братья, но какие у них разные характеры. С самого начала Н.В.Гоголь показывает нам эту разницу. Остап, оскорбленный словами отца, принимается бороться с ним, а Андрий не принимает отцовского вызова.

Сыновья Тараса Бульбы окончили Киевскую бурсу и приехали домой. Братья были молоды, красивы, но совершенно разные. Остапу знания в бурсе давались трудно. Он не хотел учиться и четыре раза закапывал в землю свой букварь. Только после наказа отца он начал учиться «с необыкновенным старанием» и «скоро стал наряду с лучшими». Он был верным товарищем, и его за это любили. Остап был добрым — «он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно его смущало и заставляло опустить голову».

Провинившись, Остап сам ложился на пол под розги и не просил пощады. Андрий же, наоборот, старался отвертеться от порки, как мог. «Он был более изобретателен, нежели его брат, умел увертываться от наказания в отличие от своего брата» Учился он «охотно и без напряжения».

Недолго Тарас Бульба с женой радовались приезду детей домой из бурсы. На второй день Тарас начинает собираться с детьми в Запорожскую Сечь. Братья очень обрадовались, узнав, куда они едут с отцом. По дороге каждого занимали свои мысли. Остап думал о сражениях, он мечтал о подвигах. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал». «Меньшой его брат, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые».

По дороге в Сечь Андрий вспоминал о встрече с полячкой. Он полюбил её и все мысли его были о ней.

В Сечи братьев приняли хорошо. Казаки оценили ловкость и отвагу Остапа и Андрия. Но и здесь братья вели себя неодинаково. В походе на Польшу Н.В.Гоголь так описывает Остапа: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела…Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва». Даже придирчивый Тарас Бульба поговаривал: «О, да этот будет со временем добрый полковник!»

Андрий же проявил свою вспыльчивость и безрассудную храбрость: «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужые силы… И не раз дивился старый Тарас Бульба, видя, как Андрий, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный…»

В боях под городом Дубно Остап был выбран атаманом, показав себя храбрым и опытным воином. Остап вел за собой казаков и Тараса охватила гордость за такого сына.

Город Дубно оказывает сопротивление и попадает в осаду. В судьбе братьев это переломный момент. Во время осады Андрий думал о матери, Остап — о войне.

Для Остапа товарищи, друзья, отец — самое дорогое. Он бесстрашно сражается, а в сцене пленения он держится стойко. Он отбивается до последнего, но врагов слишком много, и его силы уже на исходе: «вновь схватилось с Остапом мало не восьмеро разом». Его берут в плен. Остапа казнили и он погиб, как герой, который вынес все муки и испытания. Только перед смертью у Остапа вырвалось: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» А Тарас смотрел, потупив глаза, но, когда сыну понадобилась поддержка, он крикнул: «Слышу!» Это были слова безграничной любви и нежности к сыну, слова гордости, ненависти к врагам и угроза отомстить.

Андрий же пошел другим путем. Он узнал, что его любимая находится в осажденном городе. Он ночью покидает лагерь и пробирается в город. Он переходит на сторону врага. Любовь к полячке затмевает все, он отрекается от Родины, от родителей, от товарищей. Он был более мягкий, чем его товарищи. Андрий поклялся в любви к полячке: «Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна мол-ты… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую Отчизну…»

Тарас страшно разгневался, увидев сына впереди польского полка. Это был позор и для него, и для Остапа, и для всего казацкого войска. С этой минуты Тарас ни о чем уже думать не мог и только требовал, чтобы казаки заманили Андрия в лес. Казаки заманили Андрия к лесу, и там повод его коня схватила чья-то сильная рука: «Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…» «Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом». Тарас убивает своего сына и долго смотрит «на бездыханный труп» Андрия, который «был и мертвый прекрасен».

Оба брата погибли страшной смертью. Андрия убил отец за измену и предательство. Остап был казнен и умер героем. Братья получили одинаковое воспитание, у них были разные взгляды на жизнь и разные ценности. Остап — отличный боец, надежный товарищ. Он чтил традиции отцов и дедов, почтителен к старшим. Он умер за Родину и веру. Андрий – полная противоположность брату. Андрий мягче, гибче брата. Он умеет видеть прекрасное. Он не побоялся сделать свой собственный выбор – уйти к любимой.

Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один – от рук врагов, другой – от руки отца. Я не могу назвать одного хорошим, другого – плохим. Но все же мне ближе образ Остапа. Н.В.Гоголь показал нам людей, по натуре принадлежащих к разным эпохам. Сравнивая двух братьев, мы видим противоречивый характер эпохи, о которой ведется рассказ в повести «Тарас Бульба».

Сравнительная характеристика. Рекомендации.

Раздел II.Русская литература II половины XIX века.

Тема: Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).

Цель: провести сравнительный анализ образов Обломова и Штольца. Показать отличительные национальные черты в образах героев.

Срок выполнения:в СПО — 3 академических часа, в НПО – 6 часов.

Рекомендации по выполнению задания:

  1. Ознакомьтесь со списком литературы.
  2. Прочитайте роман.
  3. Выберите необходимый материал для раскрытия образов героев по предложенной примерной схеме: образ жизни, отношение к семье и родителям, отношение к образованию, поведение в обществе и на службе, восприятие любви.
  4. Напишите сочинение-рассуждение.

Сравнительная характеристика. Рекомендации.

Сравнительная характеристика — это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.

Многие герои в русской литературе даны "парами": Онегин — Ленский, Онегин — Татьяна, Онегин — автор, Печорин — Грушницкий, Базаров — Аркадий Кирсанов, Базаров — Павел Петрович Кирсанов, Пьер — Андрей, Кутузов — Наполеон и т. д.

Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев.

Во вступлении к такому сочинению важно определить проблему, над которой вы будете работать, ведь важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей — только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т. д. "Беспроблемным" такое сочинение быть не может.

Помните: сравнительную характеристику ни в коем случае нельзя превращать в пересказ — рассказывать сначала об одном, потом о другом герое. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях. Поэтому хорошо продумайте план-схему вашего сочинения (первое появление героя, портрет, окружающая жизненная обстановка, отношение с близкими ему людьми, с социумом, поведение в сходных ситуациях, авторское отношение к герою и т. д.)

Разделив сравнение на серию более мелких сравнений, двигайтесь вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!).

Анализ текста, штрихов к портрету, "говорящих" деталей, речи — это и будут ваши аргументы. Обратите особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение.

Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, попытайтесь обнаружить их сходство и, наоборот, во внешне сходных героях — глубокое различие. Так, размышляя над образом энергичного, деятельного Штольца и наблюдая его в конце романа, когда он счастлив в своем обособленном, ограниченном, уютном мирке — в доме на берегу моря, "увитом виноградом", можно увидеть сходство окружающей его обстановки с Обломовкой, где жизнь течет правильно и равномерно и куда не долетают тревоги окружающего мира.

Выстраивая композицию сравнительной характеристики, помните, что в начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве героев, потому что главным все-таки является их различие. Но возможна и "обратная" композиция: от внешних различий — к глубинному внутреннему сходству.

Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения.

Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Иногда герой дан автором статично. Например, изменяются внутренне, находясь в постоянном поиске истины, положительные герои Толстого, и абсолютно статичны его отрицательные персонажи (почему?).

Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.

  1. Гончаров И.А.Обломов: роман в четырёх частях (любое издание).
  2. Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А.Гончарова /А.В.Дружинин //Литературная критика. – М.: Сов. Россия, 1983. – С. 290-313.
  3. Лощиц Ю. Гончаров / Ю. Лощиц. — М., 1977.
  4. Недзвецкий В.А. Романы И.А.Гончарова: в помощь преподавателям и абитуриентам / В.А. Недзвецкий. – М.: МГУ, Просвещение, 1996.
  5. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста / Н.И. Пруцков. — М.; Л., 1962.

«5» — подробный анализ образов героев с применением цитат;

«4» — анализ образов без применения авторского текста;

«3» — анализ образов с нарушением последовательности;

Источники:
Как написать сравнительную характеристику двух героев
Вам может быть предложено написать сочинение, в котором вы сравниваете двух героев одного произведения (Наташа Ростова и Мари Болконская, Пьер Безухов и Андрей Болконский) или героев разных произведений (Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин). Сначала сравните самые простые, "очевидные", характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.
http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85%20%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%B2.html
Сайт учителя русского языка и литературы Митрофановой Л
Сайт учителя русского языка и литературы Митрофановой Л.Ф. •внешние черты (портрет); •общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живет герой •поступки героя, особенности
http://lmitrofanova.ucoz.ru/index/sravnitelnaja_kharakteristika_literaturnykh_geroev/0-34
Сравнительная характеристика
Сравнительная характеристика. Рекомендации. Раздел II. Русская литература II половины XIX века. Тема: Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).
http://megapredmet.ru/2-13497.html

COMMENTS