Доходы бюджетного учреждения

Доходы бюджетного учреждения

38. Доходы и расходы бюджетных учреждений

Доходы и расходы бюджетных учреждений определяются сметой учреждения на очередной финансовый год, утверждаемой в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно п. 2 ст. 161 БК РФ в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности: от оказания платных услуг, использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, иной деятельности. Доходы, получаемые бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включаются в состав доходов бюджетов соответствующего уровня.

Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.

Бюджетные учреждения вправе расходовать бюджетные средства исключительно на:

1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

4) командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

5) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

6) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются бюджетными учреждениями исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. При этом в случае уменьшения уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

Использование учреждениями средств от приносящей доход деятельности: правовой аспект

Автор: Ю.В. Камардина, заместитель начальника отдела методического обеспечения бюджетных полномочий Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

В связи с вступлением в силу с 1 января 2011 г. Закона № 83-ФЗ претерпели изменения положения ряда нормативных правовых актов, регулирующие порядок осуществления операций со средствами от приносящей доход дея­тельности государственными (муниципальными) учреждениями. О том, как будут исполняться операции с указанными средствами в связи с принятием Закона № 83-ФЗ, пойдет речь в данной статье.

Доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджет­ной системы Российской Федерации (п. 3 ст. 161 БК РФ) и согласно положениям ст. 41, 51 БК РФ являются неналоговыми доходами бюд­жета. В соответствии с п. 7 ст. 33 Закона № 83-ФЗ положения ст. 41 и 51 БК РФ (в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности) применяют­ся с 1 января 2012 г.

В течение 2011 г. (переходный период) следует руководствоваться п. 26 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, согласно которому с 1 января 2011 г. фе­деральные казенные учреждения (их обособленные подразделения) вправе использовать остатки средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, по состоянию на 1 января текущего финансового года, а также доходы, получаемые ими в текущем финансовом году от приносящей доход деятельности, в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения функций указанных учреждений сверх бюджетных ас­сигнований, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Перечисленные учреждения осуществляют операции со средствами от приносящей до­ход деятельности в установленном Минфи­ном России порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход дея­тельности. Смета подлежит представлению в орган, осуществляющий открытие и веде­ние лицевого счета учреждения для учета опе­раций с данными средствами. В настоящее время Порядок осуществления федеральны­ми казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей до­ход деятельности, установлен приказом Мин­фина России от 01.09.2008 № 88н.

По окончании переходного периода счета, открытые органам Федерального казначейства на балансовом счете № 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации» в уч­реждениях Банка России, предназначенные для учета средств, полу­ченных федеральными казенными учреждениями от приносящей до­ход деятельности, подлежат закрытию.

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в соответствии с государственным (муниципаль­ным) заданием, финансовое обеспечение выполнения которого осу­ществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Пунктом 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях преду­смотрено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельно­сти, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям. Такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 298 ГК РФ доходы, получен­ные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюд­жетного учреждения. Операции со средствами от приносящей доход деятельности, по­ступающими федеральным бюджетным учреждениям, учитываются по кодам КОСГУ на лицевом счете бюджетного учреждения, откры­том в органе Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством. В настоящее время действует Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденный приказом Казначей­ства РФ от 07.10.2008 № 7н (далее — Порядок № 7н).

При наличии заключенного с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) со­глашения территориальные органы Федерального казначейства открыва­ют и ведут лицевые счета для учета операций со средствами бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Операции со средствами от приносящей доход деятельности, по­ступающими бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципаль­ным бюджетным учреждениям), учитываются на лицевом счете бюд­жетного учреждения, открытом в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном финансо­вым органом субъекта РФ (муниципального образования).

В соответствии с положениями п. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учре­ждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полу­ченные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Операции со средствами автономного учреждения могут учиты­ваться на лицевых счетах, открытых автономному учреждению в ор­гане Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) либо в кредитной организации, в за­висимости от решения учредителя автономного учреждения. Открытие и ведение органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами автономных учреждений осуществляется в соответствии с Порядком № 7н.

Посетить семинар по теме «Учет в бюджетных организациях»

  • С открытой датой Привлечение внебюджетных средств автономными и бюджетными учреждениями
  • 21.11.2017 Годовой отчет в организациях государственного сектора
  • 23.11.2017 Годовой отчет за 2017 год в организациях государственного сектора. Учетная политика на 2018 год
  • 23.11.2017 Годовой отчет за 2017 год в организациях государственного сектора. Учетная политика на 2018 год
  • 27.11.2017 — 29.11.2017 Бухгалтерский учет, отчетность, налогообложение: особенности ведения в государственных (муниципальных) учреждениях в 2017 году
  • 28.11.2017 — 29.11.2017 Использование бюджетных средств (субсидии, бюджетные инвестиции и т. д.). Отчетность. Проверки контролирующих органов целевого и эффективного расходов
  • 04.12.2017 — 07.12.2017 Учет и отчетность бюджетного образовательного учреждения
  • 04.12.2017 Некоммерческие организации: подготовка отчетности за 2017 г. Практика учета в НКО в подарок! (зачет часов ИПБ)
  • 04.12.2017 — 08.12.2017 Финансовое планирование и бюджетирование для бюджетных организаций. План финансовой деятельности учреждения
  • 04.12.2017 — 08.12.2017 Бюджетный (бухгалтерский) учет и отчетность — изменения в учете и предоставлении отчетности в 2017 году

Редакция

Каналы

Реклама

Мы не просим купить подписку и не достаем баннерами об окончании бесплатного периода. Мы просто заботимся о вас и делаем проект иногда на сплошном энтузиазме. Хотите, чтобы он не заканчивался? Поддержите нас, отправив немного рублей. Это просто

Методологические подходы к управлению приносящей доход деятельностью бюджетных и автономных учреждений (Ловидова А.Г.)

Дата размещения статьи: 01.07.2015

Реформирование сети государственных и муниципальных учреждений продолжается несколько лет, и за это время уже в значительной степени стали понятными особенности, касающиеся финансирования расходов на оказание услуг. Однако для бюджетных и автономных учреждений по-прежнему остаются не до конца ясными механизмы управления приносящей доход деятельностью. Какие действия в этом плане могут предпринять учредитель, а также само учреждение?

<1> «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

1. Формирование цен и тарифов на работы и услуги учреждения. Согласно требованиям ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, кроме всего прочего, должно содержать информацию о предельных ценах (тарифах) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок формирования указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ.

Таким образом, если платные услуги предоставляются в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, уровень цен (размер тарифов) на эти услуги не может превышать ограничения, установленные вышестоящим органом. Контролировать соблюдение учреждениями указанных требований учредитель может путем анализа отчетности о выполнении учреждениями доведенных до них государственных (муниципальных) заданий.

2. Обеспечение самоокупаемости приносящей доход деятельности учреждения. Согласно изменениям, внесенным Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н <2> в систему бухгалтерского учета в части санкционирования расходов учреждения, право на расходование полученных бюджетными и автономными учреждениями субсидий, а также выручки от осуществления приносящей доход деятельности определяется показателями утвержденных ими планов финансово-хозяйственной деятельности и фактическим поступлением соответствующих субсидий и доходов.

<2> «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

— 504 00 «Сметные (плановые) назначения» — на этом счете отражаются включенные в план финансово-хозяйственной деятельности расходные показатели, право использования которых возникает только после утверждения данного плана;

— 506 00 «Право на принятие обязательств» — счет применяется для отражения в бухгалтерском учете операций по возникновению прав на осуществление расходов по приносящей доход деятельности (после утверждения плана), показатели последнего должны быть увязаны с соответствующими доходными и расходными сметными (плановыми) показателями;

— 507 00 «Утвержденный объем финансового обеспечения» — счет определяет, в частности, объем доходов, утвержденный планом финансово-хозяйственной деятельности (сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности);

— 508 00 «Получено финансового обеспечения» — на счете отражаются фактически полученные учреждением доходы, в том числе в рамках приносящей доход деятельности.

Таким образом, кредитовые балансовые остатки по счету 504 00 «Сметные (плановые) назначения» свидетельствуют либо о планируемом превышении фактических доходов над плановыми назначениями (то есть о неполном планировании показателей использования таких доходов), либо о неутверждении в плане финансово-хозяйственной деятельности (исключении из него) отдельных расходных показателей. Дебетовые же остатки по счету 504 00 свидетельствуют о некачественном финансовом планировании в учреждении, то есть о превышении расходов по плану над его доходными показателями.

Сопоставляя балансовые остатки по счетам 507 00 и 508 00, можно отслеживать состояние фактического выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности.

Контролировать названные показатели вышестоящий орган (учредитель) может в процессе осуществления финансовых ревизий и проверок учреждений, а также посредством анализа отчетности по санкционированию расходов учреждений.

3. Обеспечение сохранности недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждения. В соответствии с существующим порядком организации финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений они ограничены в использовании закрепленного за ними недвижимого и особо ценного движимого имущества. Перечни особо ценного движимого имущества разработаны вышестоящими органами исполнительной власти (учредителями) и доведены до соответствующих учреждений.

Поэтому вышестоящие органы обязаны организовать контроль за поступлением и выбытием указанного имущества — как закупленного за счет перечисленных учреждениям субсидий, так и полученного учреждениями безвозмездно (в виде материальной помощи, по результатам инвентаризации и т.п.).

Контроль за поступлением и выбытием данного имущества организуется в форме анализа показателей бухгалтерской отчетности учреждений и при государственной регистрации такого имущества (если она предусмотрена действующим законодательством) и включении его в реестры государственного имущества.

Бюджетное учреждение самостоятельно распоряжается полученными доходами, за исключением следующих ограничений. Распоряжаться недвижимым имуществом (независимо от источника средств, за счет которых оно было приобретено) бюджетное учреждение может только с согласия собственника. Это требование распространяется и на совершение крупных сделок и передачу имущества другим организациям в качестве их учредителя или участника (п. 3 ст. 298 ГК РФ, ч. 10, 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Кроме того, бюджетному учреждению не разрешено размещать денежные средства от приносящей доход деятельности на депозитах в кредитных организациях и использовать их для совершения сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законом (ч. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Что касается автономного учреждения, средства, полученные от приносящей доход деятельности, движимое и недвижимое имущество, приобретенное за счет них, поступают в самостоятельное распоряжение АУ. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение средств от его деятельности, приносящей доход, и использования закрепленного за АУ имущества (п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 9 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Согласие же учредителя требуется только при распоряжении недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за АУ учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных на эту цель (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

Руководитель автономного учреждения может выбрать следующие направления использования средств от приносящей доход деятельности: заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск, премирование, материальная помощь, ссуда на приобретение жилья, покупка основных средств и других материальных ценностей, а также иные расходы в рамках утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности.

Источники:
Доходы бюджетного учреждения
Доходы бюджетного учреждения 38. Доходы и расходы бюджетных учреждений Доходы и расходы бюджетных учреждений определяются сметой учреждения на очередной финансовый год, утверждаемой в
http://www.xliby.ru/shpargalki/byudzhetnoe_pravo/p38.php
Использование учреждениями средств от приносящей доход деятельности правовой аспект
Раздел для бухгалтера. Обширная подборка статей о бухгалтерском учете, налогах и налогообложении. Статьи по бухучету, аудиту, оптимизации налогообложения, налоговому кодексу, НДС, ЕНВД, экономические и финансовые новости. Бланки, формы документов, уникальные новости для бухгалтера. Рекомендуем подписаться на рассылку этого раздела.
http://www.klerk.ru/buh/articles/233986/
Методологические подходы к управлению приносящей доход деятельностью бюджетных и автономных учрежден
Методологические подходы к управлению приносящей доход деятельностью бюджетных и автономных учреждений (Ловидова А.Г.) Дата размещения статьи: 01.07.2015 Реформирование сети государственных и
http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/10097

COMMENTS