Госзадание бюджетного учреждения

Госзадание бюджетного учреждения

Сабитова Ф. С., эксперт по бюджетному учету

Рассмотрим действующий порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными государственными учреждениями. (На основании общепринятых норм приказом Росархива от 28 апреля 2011 г. № 31 определены правила работы по формированию государственных заданий в отношении подведомственных Росархиву федеральных бюджетных учреждений и контролю за их выполнением).

Изменен статус государственных (муниципальных) учреждений

Основной документ, регулирующий реформу бюджетной сферы, – Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ . Согласно ему, все государственные (муниципальные) учреждения делятся на казенные, бюджетные, автономные. Для того чтобы они могли определиться со статусом, законодатели дали время (переходный период) – до 1 июля 2012 года.

Государственное (муниципальное) задание

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). (Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671. Ее можно здесь).

На выполнение государственных (муниципальных) заданий средства выделяются из соответствующего бюджета. Причем если речь идет о казенном учреждении – финансирование происходит в рамках утвержденных смет.

Бюджетные учреждения имеют право оказывать услуги (выполнять работы) в пределах установленного государственного задания за плату (конечно, если такой вариант законодательно допустим). Тогда субсидии рассчитываются с учетом планируемых поступлений.

Госзаказ и госзадание: почувствуйте разницу (Королева Я.Ю.)

Дата размещения статьи: 04.10.2015

Госзакупки, госзаказ, тендеры, электронные аукционы. Эти понятия все настойчивее входят в сферу деятельности бюджетных организаций, но не у всех руководителей хватает времени разобраться, что есть что и как все это работает. Зачастую приходится обучаться на практике, иногда — на своих ошибках.

Поэтому мы начинаем серию «ликбезовских» статей о госзакупках. Для кого-то она будет повторением пройденного, что тоже не помешает. Кому-то поможет расставить уже имеющуюся информацию по местам, дополнив ее полезными сведениями, чтобы потом эффективнее использовать в работе.

Начнем с азов. Что же такое госзакупки? А что такое госзаказ? И госзадание?

Государство посредством данных учреждений реализует свои обязательства перед обществом:

— создает необходимые условия существования общества (строит дороги, объекты инфраструктуры и т.д.);

— обеспечивает качественное и своевременное оказание услуг (обеспечение больниц медикаментами, школ — оборудованием и т.д.);

— выполняет функции и полномочия по регулированию сфер жизнедеятельности общества (оказание социальных услуг, обеспечение безопасности и т.д.).

То есть государство посредством данных учреждений выполняет для общества определенные работы и оказывает определенные услуги. И оно заинтересовано, чтобы эти услуги и работы выполнялись качественно и в срок. Эта заинтересованность закреплена нормативно — посредством государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание (или госзадание) — это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) <1>.

<1> Статья 6 гл. 1 БК РФ.

Например, городской департамент образования дает госзадание по обеспечению образовательной деятельности, направленной на достижение качественных результатов государственному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа». В госзадании прописаны показатели, характеризующие качество и (или) объем государственной услуги. Объем, как и порядок оказания услуги, указывается обязательно. А показатели качества — если разработаны.

Для осуществления своей деятельности школа получает бюджетное финансирование <2>.

<2> Статья 69.2 гл. 10 БК РФ. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, регулируются Законом N 94-ФЗ <3>, который основывается на положениях ГК РФ и БК РФ.

<3> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Что такое размещение госзаказа? Это осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков <4>.

<4> В случае особо крупной суммы заказа, предусмотренной п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с заказчиком иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Госзакупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве.

Согласно ст. 10 гл. 1 Закона N 94-ФЗ размещение государственного заказа (госзакупки) возможно следующими способами:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

Результатом размещения госзаказа должно стать заключение договора.

Договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, называется государственным или муниципальным контрактом. Если аналогичный договор заключен от имени бюджетного учреждения, он называется гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Госзадание аналогично госзаказу, но отличается тем, что выдается только государственным (муниципальным) учреждениям и обязательно всем, исполнитель не отбирается по конкурсу.

Только казенные учреждения являются государственными (муниципальными) заказчиками.

Поскольку субсидиарной ответственности бюджета по обязательствам БУ и АУ нет, договоры они заключают не от имени РФ, региона или муниципального образования, а от собственного имени. Поэтому у бюджетных учреждений — гражданско-правовые договоры, а не государственные (муниципальные) контракты.

Государственное задание. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания

Государственное задание государственному учреждению представляет собой специальный документ, в котором устанавливаются требования к качеству, составу либо объему, порядку, условиям и результатам предоставления услуг/производства работ. Данное определение присутствует в 6 статье БК. Форма документа, содержащего государственное задание государственному учреждению , утверждена правительственным постановлением № 671 от 02 сент. 2010 г. Ключевые нормы, регламентирующие правила его действия, установлены статьей 69.2 БК.

В документе должны быть указаны:

  1. Параметры, по которым характеризуется объем либо качество предоставляемых услуг, производимых работ.
  2. Правила, в соответствии с которыми контролируется выполнение государственного задания , условия и порядок досрочного его прекращения.
  3. Требования к отчетным документам.

Кроме этого, в государственное задание включаются сведения о:

  1. Категориях граждан и организаций, выступающих в качестве потребителей работ/услуг.
  2. Предельные тарифы (цены).

Правила, в соответствии с которыми оформляется документ для федеральных госструктур, а также осуществляется финансовое обеспечение государственного задания , утверждены правительственным постановлением № 671.

Необходимо отметить, что бюджетные учреждения не могут отказаться от исполнения государственных заданий. Данный запрет прямо установлен в ФЗ № 7, статье 9.2, пункте 6. Между тем, если в правовые акты, в соответствии с которыми было создано государственное задание , вносятся изменения, то и оно может подвергаться корректировке. В п. 5 Постановления № 671 присутствует дополнительное указание по этому вопросу. В частности, в нем сказано, что изменение размера субсидии на государственное задание на протяжении срока его реализации допускается при соответствующей корректировке содержания документа.

Средства выделяются из муниципального или госфонда. При этом, если формируется государственное задание для казенных учреждений , то утверждаются соответствующие сметы. Объем средств определяется посредством суммирования ряда показателей. В частности, величина субсидии на выполнение государственного задания устанавливается из расчета совокупности нормативных затрат на:

  1. Предоставление услуг.
  2. Содержание недвижимых объектов либо движимого имущества, представляющего особую ценность. Они могут закрепляться за организацией учредителем либо приобретаться на средства собственника.

В процессе непосредственной реализации требований, утвержденных структурами, выступающими в качестве учредителей, возникают вопросы относительно условий и порядка, в соответствии с которыми может изменяться государственное задание . Основные сложности состоят в том, что работа в разных социальных отраслях планируется по-разному. В случае предоставления большей части услуг есть возможность четко определить объем задания на весь срок его действия, но в некоторых сферах он повержен значительным и плохо прогнозируемым изменениям. В первую очередь такая ситуация свойственна спорту и культуре. В сферах, отличающихся нестабильным спросом, целесообразно предусматривать процедуру корректировки финансирования в соответствии с количеством предоставленных услуг или произведенных работ.

Ситуация, при которой необходимо откорректировать государственное задание бюджетного учреждения, может разрешаться:

  1. Увеличением объема средств при сохранении требованиям к показателям качества и количества.
  2. Сохранением размера финансирования при снижении нормативов.
  3. Одновременной корректировкой величины поступлений и показателей качества и количества.

Необходимо отметить, что по ст. 9.2 ФЗ № 7 (в редакции ФЗ № 83), уменьшение размера субсидии, выделенной на выполнение муниципального или госзадания, в течение установленного срока на реализацию осуществляется исключительно при корректировке содержания самих требований. Это означает следующее. Уменьшение финансирования допускается только в случае корректировки показателей качестве или количества предоставления муниципальных или госуслуг.

Как правило, они прописываются в муниципальных/региональных актах, регламентирующих работу, связанную с реализацией заданий. Обобщая опыт изложения механизмов корректировки, имевшийся у субъектов и МО до вступления в действие ФЗ № 83, можно выделить следующие положения, используемые на практике:

  1. Орган, реализующий полномочия и функции учредителя, наделяется правом изменять задание по установленным правилам, если это не вызовет увеличения объема ассигнований, предусмотренных в бюджете региона или МО на соответствующий период.
  2. О корректировке показателей структура обязана известить письменно руководителя организации в десятидневный срок с даты вступления в силу принятого решения.
  3. Для рассмотрения вопросов, касающихся пересмотра финансирования, формируется рабочая группа.
  4. Орган, который реализует полномочия и функции учредителя, может вносить корректировки в рамках ассигнований, предусмотренных региональной и муниципальной властью на текущий период на соответствующие цели по согласованию с учреждениями, подведомственными ему.

В правовых актах МО или субъекта, как правило, указываются следующие обстоятельства:

  1. Корректировка ассигнований, доведенных до уполномоченной структуры на финансовое обеспечение исполнения задания.
  2. Изменение перечня (реестра) услуг/работ, предоставляемых/осуществляемых организациями.
  3. Корректировка требований к категориям граждан и юрлиц, выступающих в качестве потребителей, показателей, по которым характеризуется объем/качество, порядок осуществления деятельности, предельных тарифов (цен).
  4. Утверждение новых правовых актов, в соответствии с которыми возникают новые расходные обязательства.
  5. Перевыполнение/невыполнение задания.

В соответствии со ст. 69.2 п. 1 БК, муниципальное/государственное задание должно включать в себя требования к документации. Эта норма существовала до вступления в действие ФЗ № 83. В этой связи большинство регионов и МО включало требования к отчетности не только в самом задании, но и указывали общие правила и форму отчета в порядке его создания и финансового обеспечения. В настоящее время предписания присутствуют в бланке, утвержденном правительственным постановлением № 671.

На федеральном уровне он обеспечивается методическими рекомендациями, которые утвердили Минфин России и Минэкономразвития в совместном письме. В частности, определено, что контроль соблюдения условий и требований осуществляется структурами, реализующими полномочия и функции учредителя. Минэкономразвития и Минфин России одобрили проведение надзорных мероприятий в форме выездных и камеральных проверок. При этом структурам, которые реализуют полномочия и функции учредителей, рекомендовано утвердить порядок контроля, в котором, в числе прочего, определялись бы его задачи и цели, перечислялись и описывались бы меры, которые допустимо принимать по окончании ревизий.

Требования к правилам проведения проверки и использования полученных результатов содержатся, как правило, в порядке формирования задания и его финансового обеспечения. Они также могут утверждаться на отраслевом уровне органами, реализующими полномочия и функции учредителей. Оценка выполнения задания может рассчитываться в 4 этапа отдельно по каждому критерию:

  1. К1 – определение эффективности и полноты использования ассигнований.
  2. К2 – оценка по критерию «объем услуг/работ»/»количество потребителей».
  3. К3 – определение качества выполнения задания.
  4. Расчет итогового показателя по каждой работе/услуге.

Конечный результат интерпретируется по процентной либо балльной шкале. Если, к примеру, итоговая оценка больше 100%, то задание будет считаться перевыполненным, если в пределах 95-100% — выполненным полностью, в интервале 85-94% — соответственно, не полностью. Если же результат меньше 85%, то требования считаются не исполненными.

Он также реализуется за счет ассигнований из госфондов. При этом государственный заказ направлен на удовлетворение нужд региона, МО, реализации долгосрочных целевых программ. Другими словами, потребителями выступают не граждане и предприятия, а органы госуправления. Государственный заказ представляет собой поручение уполномоченных структур на производство определенных видов работ, предоставление услуг и поставку продукции. Выбор исполнителя осуществляется на конкурсной основе. По результатам торгов и аукционов подписываются договора и соглашения. Заказы размещаются публично по правилам, установленным законодательством. При этом во внимание принимаются реальные потребности власти и населения.

Государственный заказ необходим для реализации следующих задач:

  1. Поддержание отечественного производителя. Данная функция обуславливается тем, что большая часть товаров, работ, услуг, включенных в систему госзакупок, выпускаются именно российскими предприятиями.
  2. Расширение реального платежеспособного спроса на продукцию. Это, в свою очередь, формирует благоприятную атмосферу для развития отечественной промышленности.
  3. Благодаря конкурсной основе расширяется поле для совершенствования здоровой конкуренции между производителями. Вследствие этого, формируются условия для выпуска более качественного товара, а также более эффективного использования средств.
  4. Гарантия поступления продукции, работ, услуг, необходимых для удовлетворения госнужд.

Система госзаказа представляет собой комплекс мер экономического, нормативного, организационного характера. Они ориентированы на обеспечение нужд государства и муниципалитетов в услугах, продукции, работах посредством реализации следующих взаимосвязанных этапов:

  1. Планирование и прогнозирование потребностей, ассигнований на закупки, управление сформированными активами.
  2. Приобретение товаров, получение работ/услуг, необходимых для обеспечения нужд государства и муниципалитетов.
  3. Мониторинг, аудит, контроль качества и полноты удовлетворения потребностей.

В качестве одной из ключевых функций госвласти выступает предоставление гражданам и организациям социально значимых услуг и продукции. Реализуя эту задачу, она должна выступать в интересах населения страны и расходовать средства из бюджетных фондов соответствующего уровня. Существует два основных способа удовлетворения потребностей страны. Первый реализуется через бюджетные учреждения посредством формирования муниципального/государственного задания. Деятельность организаций в этом случае осуществляется исключительно на средства муниципальных и госфондов.

Источники:
Госзадание бюджетного учреждения
Рассмотрим действующий порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными государственными учреждениями.
http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/330024.html
Госзаказ и госзадание почувствуйте разницу (Королева Я
Госзаказ и госзадание: почувствуйте разницу (Королева Я.Ю.) Дата размещения статьи: 04.10.2015 Госзакупки, госзаказ, тендеры, электронные аукционы. Эти понятия все настойчивее входят в сферу
http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/12511
Государственное задание
Государственное задание государственному учреждению представляет собой специальный документ, в котором устанавливаются требования к качеству, составу либо объему, порядку, условиям и результатам предоставления услуг/производства работ.
http://fb.ru/article/273894/gosudarstvennoe-zadanie-finansovoe-obespechenie-vyipolneniya-gosudarstvennogo-zadaniya

COMMENTS