Калькуляция себестоимости медицинских услуг пример

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Концептуальные положения методики калькулирования себестоимости стационарных медицинских услуг

Концептуальные положения методики калькулирования себестоимости стационарных медицинских услуг

Калиниченко Владимир Иванович

доктор экономических наук, профессор

ООО «Медицинские Компьютерные Технологии», директор

Аннотация: в работе рассмотрены концептуальные положения методики расчёта стоимости стационарных медицинских услуг, базирующиеся на нормативно-затратном методе определения расходов, согласно которому ценообразующие составляющие исчисляются на основании установленных норм и нормативов.

Ключевые слова: медицинская услуга, нормы и нормативы, медико-экономические стандарты, статьи калькуляции,ценообразование .

Медицинские организации, работающие в сфереобязательного медицинского страхования (ОМС), финансируются Территориальным фондом ОМС по ограниченному количеству статей экономической классификации, перенося бремя расходов по другим статьям на бюджет, не приводя эти расходы в соответствие с объёмами выполненных медицинских услуг. Происходит не оплата медицинской помощи, а содержание сети медицинских организаций по одним статьям расходов с частичной оплатой издержек по другим статьям.

Господствовавший многие годы в здравоохранении государственный монополизм, накладывает свой отпечаток на поведение производителей медицинских услуг, изменение их приоритетных целей, систему ценообразования на медицинские услуги.

Эти обстоятельства требуют специфического регулирования со стороны государства процессов, происходящих в здравоохранении при переходе к рыночным отношениям, а со стороны медицинских организаций – исполнения соответствующих законодательных актов.

Основания для калькулирования медицинских услуг

Федеральным законом от 08.05.2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предусмотрено изменить правовое положение существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, и механизмы их финансового обеспечения, заменив финансирование таких учреждений по смете финансовым обеспечением выполнения ими государственного или муниципального задания (в форме субсидий). Бюджетным учреждениям предоставляется право заниматься приносящей доходы деятельностью, доходы от осуществления которой будут поступать в самостоятельное распоряжение этих учреждений.

Указанный закон направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также на оптимизацию сети государственных и муниципальных учреждений.

В большинстве существующих в здравоохранении методик расчёт стоимости услуг принято производить на основефактических расходов учреждения, независимо от источника финансирования, с учётом кредиторской задолженности и с корректировкой их на индексы цен. Это позволяет обеспечить ресурсами лечебно-диагностический процесс в соответствии со сложившимися технологическими схемами и уровнем сложившихся затрат.

При создании рынка медицинских услуг и переходе на рыночные отношения система ценообразования в здравоохранении должна быть коренным образом пересмотрена.

В этой связи чрезвычайно важным является фактор, определяющий спрос и предложение медицинских услуг. Ключевую роль здесь играет цена, которая с одной стороны должна определять спрос и предложение, а с другой стороны, в условиях свободного её изменения балансирует их. Функция спроса в рыночном механизме является определяющей, ибо именно она заставляет производителя выполнять необходимые населению медицинские услуги, повышать их качество и расширять ассортимент. Спрос в свою очередь зависит от потребностей населения, связанных с состоянием их здоровья.

Формирование спроса и предложения на медицинские услуги, а также система ценообразования находятся в зависимости от многих факторов.

В случае регулируемой монополии государство определяет тарифы на медицинские услуги, обеспечивающие учреждению здравоохранения поддерживать производство медицинских услуг, а при необходимости и расширять его.

Учитывая специфику государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, трудно использовать изменение цен на медицинские услуги как метод сбалансированности спроса и предложения.

Однако в сферу ОМС в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»всё больше в качестве участников ОМС подключаются медицинские организации других предусмотренных законодательством Российской Федерации организационно-правовых форми индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Эти участники ОМС не используютв своей деятельности статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к расходам бюджетов в соответствии с приказом Минфина РФ от 28.12.2010 г. N 190н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. Приказов Минфина РФ от 28.03.2011 N 34н , от 14.06.2011 N 69н , от 22.09.2011 N 117н , от 17.11.2011 N 154н ).

Минимально возможная цена при этом может определяться себестоимостью медицинской услуги, максимальная – специфическими факторами, условиями предоставления медицинской услуги, спросом, ценами конкурентов и их рыночными реакциями.

Самый простой, популярный и наиболее приемлемый для здравоохранения способ ценообразования заключается в начислении определённой наценки на себестоимость медицинских услуг. Такой способ ценообразования имеет для здравоохранения следующие преимущества.

Во-первых, производители медицинских услуг, привязывают цену к издержкам, так как больше знают об издержках, нежели о спросе.

Во-вторых, ценовая конкуренция сводится к минимуму, так как учреждения здравоохранения входят в одну систему, их цены будут, скорее всего, схожими.

В-третьих, данный способ ценообразования более справедлив по отношению, как к производителям, так и к плательщикам за медицинские услуги, позволяет «не наживаться» при высоком спросе населения и стабилизирует цены.

В связи с переходом к страховой медицине, развитию рыночных отношений необходимоперейти от методик на основефактических расходов учреждения к методикам на основе норм и нормативов. Для этого, прежде всего, следует признать, чтоесли основным источником финансового обеспечения медицинской организации является выручка от реализации выполненных медицинских услуг, а не прямое бюджетное финансирование, то такая медицинская организация должна иметь иной статус. Не должно иметь при этом значения, из какого источника оплачиваются медицинские услуги: из бюджета, фонда обязательного медицинского страхования, страховой медицинской организацией, коммерческой организацией или непосредственно населением. Цены для всех этих плательщиков должны устанавливаться на единой методической основе.

Вступившая в силу с 1 января 2011 года редакция Бюджетного кодекса определяет, что финансирование бюджетных и автономных учреждений за счёт бюджетных средств осуществляется путём выделения субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с заданием услуг.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса государственное (муниципальное) задание устанавливает требования «к составу, качеству и (или) объёму (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг» [1] , [2] .

При этом федеральные акты не содержат чёткого разграничения понятий услуг и работ. Минфин России рекомендует при формировании перечней услуг (работ) исходить из того, что оказание услуг удовлетворяет личным потребностям физических и юридических лиц и не принимает материально-вещественной формы, в то время как выполнение работ нацелено на удовлетворение потребностей общества в целом.

В соответствии с такой трактовкой Минфин России считает целесообразным разрабатывать стандарты качества и нормативы финансирования на оказание услуг.

Возмещение нормативных затрат предполагает наличие собственно норматива – величины расхода ресурсов, рассчитанной на основе норм и требований к результату расходования. В этой связи территориальные модели медицинских услуг как медико-экономические стандарты (определённые в них требования к процедурам оказания услуг, лекарственному обеспечению, материальному, инфраструктурному и кадровому оснащению и другим параметрам услуг) представляют собой объективную основу как для расчёта нормативов финансового обеспечения медицинских организаций, так и разработки нормативов затрат.

Значительной проблемой ценообразования в здравоохранении являются отсутствие единой методики расчёта стоимостных показателей оказания медицинской помощи, противоречивость основных позиций стоимостных оценок в официально утверждённых документах.

Необходимо иметь единую методику установления исходной цены на медицинские услуги (медико-экономические стандарты) на основе норм и нормативов для всех участников сферы ОМС.

Калькуляция себестоимости медицинских услуг

Себестоимость оказываемых медицинских услуг представляет собой выраженные в денежной форме затраты на их выполнение и реализацию и определяется как стоимостная оценка используемых в лечебно-диагностическом и вспомогательных процессах материалов (лекарственных средств, изделий медицинского назначения, продуктов питания), энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат.

Согласно ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) «расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществлённые (понесённые) налогоплательщиком». Таким образом, понятие «затраты», представляющее общую сумму расходов организации за определённый период времени, является более широким по отношению к понятию «расходы», однако в конкретной ситуации часто совпадает[3]. Употребление одного из этих терминов, принимаемых в качестве синонимов, обусловлено, прежде всего,традиционностью словосочетания и контекстом.

По отношению к реальным затратам (расходам) себестоимость (в том числе входящие в её состав отдельные виды расходов)может быть плановой или фактической (отчётной).

В медицинских организациях, имеющих статус юридического лица в форме государственных или муниципальных бюджетных учреждений,общее планирование и учёт расходов осуществляется по статьям классификациирасходов бюджета, в том числе для тех медицинских услуг, которые оказываются в порядке предпринимательской деятельности. Параллельно с этим в целях налогообложения прибыли состав расходов на медицинские услуги, оказываемые в порядке предпринимательской деятельности, определяется в соответствии с главой 25 НК РФ.

Таким образом, бюджетные медицинские учреждения в части оказания платных медицинских услуг ведут бюджетный и налоговый учёт. На медицинские коммерческие организации бюджетная классификация расходов не распространяется, и они ведут бухгалтерский и налоговый учёт.

Однако статьи расходов, приведённые, как в бюджетной классификации, так и в НК РФ, не предназначены и непосредственно не могут быть использованы для определения себестоимости отдельных медицинских услуг. Для этой цели применяются калькуляционные статьи затрат. Состав и классификация калькуляционных статей может с равным успехом применяться как коммерческими, так и некоммерческими медицинскими организациями.

Калькуляция себестоимости – это еёрасчёт дляотдельных изделий, полуфабрикатов, работ и услуг (объектов калькуляции) обычно представленный по определённой номенклатуре затрат в табличной форме.

В зависимости от способов включения в калькуляцию себестоимости затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Подпрямыми понимаются расходы, связанные с конкретным объектом калькуляции и которые могут быть определены непосредственно экономически обоснованным способом независимо от расходов на другие объекты. Пример: стоимость расходных материалов на проведение рентгеновского исследования.

Следует заметить, что применение понятий прямых и косвенных расходов в целях калькулирования себестоимости конкретных видов услуг несколько не совпадает (но не противоречит и не препятствует) их применению в налоговом учёте, как это предусмотрено ст. 318 и ст. 319 НК РФ. Согласно предлагаемой методике, амортизация по основным средствам, используемым при выполнении услуг, в обособленную статью не выделяется, а включена в состав общеотделенческих расходов. Это обусловлено интересами сопоставимости комплексной оценки расходов по содержанию и эксплуатации производственного оборудования. Так, медицинская организация может использовать одно и то же оборудование, например, купив его либо взяв в аренду. В первом случае амортизация будет значительной, а во втором – её вообще не будет, хотя арендные платежи, как правило, будут превышать сумму амортизационных отчислений (иначе аренда будет невыгодной для арендодателя). Кроме того, выделение амортизации в отдельную статью весьма проблематично для медицинских организаций, имеющих статус бюджетных учреждений, поскольку ими амортизация может начисляться не на все оборудование, а только на приобретённое в целях предпринимательской деятельности, доля которого в общем случае у них весьма мала.

В зависимости от роли в процессе осуществлении медицинских или иных услуг затраты (расходы) подразделяются на основные затраты (расходы), вызываемые непосредственно этим процессом, и накладные, связанные с его управлением и обслуживанием. Все накладные расходы являются косвенными, а основные могут быть как прямыми, так и косвенными.

В зависимости от реагирования на изменениеобъёма производства товаров, работ и услуг затраты делятся на переменные и постоянные. Общая сумма переменных затрат изменяется прямо пропорционально изменению объёма выполненных медицинских услуг. Постоянные затраты этим изменениемнепосредственно не обусловлены и в определённый период времени сохраняют фиксированную величину. Существуют также виды затрат, которые изменяются не прямо пропорционально изменению объёма производства. Данные затраты принято называть условно-постоянными (или условно-переменными), для простоты расчётов их часто объединяют соответственно с постоянными или переменными расходами.

Существует определённая закономерность в том, что прямые затраты являются переменными, а косвенные – постоянными. Однако, здесь есть целый ряд оговорок. Например, отнесение заработной платы к переменным или постоянным расходам зависит от способов оплаты труда той или иной группы персонала (как основного, так и вспомогательного). Повременная заработная плата соответствует постоянным расходом, а сдельная и некоторые бестарифные системы оплаты труда (комиссионные, в виде доли доходах) – переменным.Амортизация медицинского оборудования в целях налогообложения представленная в качестве прямых затрат, является типичным примером постоянных расходов, поскольку ее величина, начисленная за определённый период,зависит от балансовой стоимости оборудования и норм амортизации, но не от количества выполненных услуг.

Расчёт себестоимости и структуры тарифа на стационарные медицинские услуги и услуги пребыванияпредлагается осуществлять по следующей номенклатуре калькуляционных статей:

— Основная заработная плата основных исполнителей

— Дополнительная заработная плата основных исполнителей

— Начисления на выплаты по оплате труда основных исполнителей

— Расходы на медикаменты и основные расходные материалы

— Стоимость внутренних вспомогательных медицинских услуг

— Стоимость внешних вспомогательных медицинских услуг

— Расходы на мягкий инвентарь для больных

— Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

— Расходы на продукты питания

ИТОГО: Отделенческая себестоимость

ИТОГО: Полная себестоимость

— Расчётная величина прибыли (превышение доходов над расходами)

ИТОГО: Расчётная величина тарифа (цены)

Статья «Расходы на продукты питания» включается только в отдельно калькулируемые услуги питания пациентов.

Статья «Расходы на мягкий инвентарь для больных» включается только в услуги пребывания пациентов на койке.

В зависимости от сложности своего состава калькуляционные статьи могут быть простыми или комплексными. Простые калькуляционные статьи состоят из экономически однородных расходов, а комплексные – из разнородных. Подразделение расходов по экономической однородности приведено в п. 2. ст. 253 НК РФ:

— расходы на оплату труда;

— суммы начисленной амортизации;

Типичными примерами простых калькуляционных статей могут служить такие как «Основная заработная плата основных исполнителей» и «Расходы на медикаменты и основные расходные материалы». Типичные примеры комплексных калькуляционных статей – «Общеотделенческие расходы» и «Общебольничные расходы».

Результирующий расчёт плановой себестоимости и тарифа на стационарные медицинские услуги в разрезе калькуляционных статей выполняется для каждого отделения.

Итоговые данные каждого отделения из этих форм сводятся для учреждения в целом по аналогичной форме.

Перечень медицинских услуг, выполняемых в стационарном отделении составляется медицинскими работниками каждого отделения.

Как правило, для стационарных медицинских услуг единицей измерения должен быть законченный курс лечения. Если данные о нормативной продолжительности стационарного лечения отсутствуют, то стоимость медицинских услуг может быть определена только в расчёте на один «койко-день».

Себестоимость определяется как по профильным, так и по непрофильным для данного отделения услугам.

Расчётная величина тарифа рассчитывается только по профильным услугам, по непрофильным онапринимается по данным соответствующих профильных отделений.

Особенности калькулирования услуг пребывания

Расчёты себестоимости и величины тарифа услуг пребывания пациента на койке в стационаре проводятся одновременно с расчётами по медицинским услугам, но с использованием только следующих калькуляционных статей:

— Расходы на мягкий инвентарь

ИТОГО: Отделенческая себестоимость

ИТОГО: Полная себестоимость

— Расчётная величина прибыли (превышение доходов над расходами)

ИТОГО: Расчётная величина тарифа (цены)

Для услуг пребывания единицей измерения является один койко-день.

Количество услуг пребывания соответствует плановому количеству койко-дней отделения.

Концептуальные положения методики калькулирования себестоимости стационарных медицинских услуг определяют единый методический подход к расчётустоимости стационарных медицинских услугна основе норм и нормативов для всех участников сферы ОМС.

[1] Государственные (муниципальные) услуги (работы) — услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами; (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

[2] Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ).

[3] Ещё одним синонимом «расходов» является термин «издержки».

[4] См. п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 № 2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

АРХИВ НОМЕРОВ

Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г. ISSN: 1999-4516

Расчет себестоимости медицинских услуг в учреждениях здравоохранения

Структура себестоимости продукции и услуг по основным эко­номическим элементам единая независимо от отрасли, хотя каждая из них имеет свои особенности (разная доля отдельных элементов затрат в себестоимости, специфика в конкретном составе матери­альных затрат и прочих расходов и т.д.). Для учреждений здравоохранения себестоимость медицинских услуг целесообразно опре­делять следующим образом.

Сб= 3 + Н + О + М + П+ Об. + И + К, где

Сб — себестоимость медицинской услуги;

3 — расходы на оплату труда;

Н — начисления на заработную плату;

О — износ основных средств (амортизация);

М — расходы на медикаменты, реактивы и перевязочные средства;

П — питание (для услуг стационара);

Об. — износ оборудования (твердого инвентаря);

И — износ мягкого инвентаря (белье, постельные принадлеж­ности, одежда и т.п.);

К — косвенные расходы.

На практике, в системе бухгалтерского учета материальных за­трат они конкретизируются в форме отдельных кодов экономиче­ской классификации расходов бюджета (ЭКР).

Важнейшим по удельному весу элементом затрат является опла­та труда. При оказании платных медицинских услуг целесообразно закладывать в себестоимость услуги величину заработной платы, которая могла бы материально заинтересовывать медицинского работника. Обычно это не менее 30%.

Начисления на заработную плату это единый социальный налог в размере 35,6% от фонда оплаты.

При определении затрат на износ (амортизацию) основных средств учитывается лишь те из них что находятся на балансе уч­реждения. Амортизационные отчисления определяются по укруп­ненным группам, исходя из единых норм, в соответствии с цирку­лярным письмом Комитета по экономике и главного управления здравоохранения от 11.04.93 г. № 2513-4-4. Затраты на твердый ин­вентарь определяются в соответствии с «Годовыми нормами износа медицинского оборудования учреждений и организаций, состоя­щих на государственном бюджете СССР», утвержденными Мин­здравом СССР от 23.06.88 № 03-14/19-14.

Расчет расходов на мягкий инвентарь производится по его изно­су (фактическому списанию по акту).

Следует заметить, что на медицинское оборудование, находя­щееся на балансе учреждения, но не участвующее в оказании ме­дицинских услуг на платной основе, амортизация не начисляется.

При определении затрат на медикаменты, реактивы и перевя­зочные средства из них исключаются дополнительно выделенные в централизованном и другом порядке средства на их приобретение, а также расходы на медикаменты больным, имеющим право на их бесплатный отпуск,.

Затраты на питание больных в стационаре определяются в соот­ветствии с натуральными нормами продуктов на один койко-день (приказ М3 СССР №540 от 223.04.85 г.), но для платных услуг можно установить более высокие нормы продуктов;

Косвенные расходы — это расходы учреждения необходимые для обеспечения его деятельности, но не потребляемые непосред­ственно в процессе оказания медицинской услуги, поэтому их не­возможно прямоотнести на ее стоимость (оплата труда и начисле­ния на оплату труда общеучрежденческого персонала, хозяйствен­ные затраты включая текущий ремонт, износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях, амортизация зданий, сооруже­ний и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг, а также прочие затраты). Они обыч­но накладываются на себестоимость через расчетные коэффициен­ты: расходы на транспорт – умножают себестоимость на одного пролеченного больного на коэффициент 1,5 (чтобы учесть рост цен на энергоносители); чтобы учесть инфляцию – еще умножают на 1,5 всю цену. В поликлинике косвенные расходы составляют к себестоимости 8-10%; в стационаре – 25-30%.

Кроме того расходы, входящие в себестоимость, можно разде­лить на условно-постоянные и условно- переменные.

Условно-постоянные расходы не зависят от объема деятельности (амортизация оборудования; расходы на мягкий инвентарь, общеучрежденчекие расходы, содержание зданий, плата за аренду, оплата охраны, страховые взносы и т.д.).

Условно-переменныерасходы прямо зависят от объема производимых услуг (зарплата, начисления, медикаменты, питание боль­ных).

Валовые (общие) расходы складываются из суммы условно по­стоянных и условно переменных.

Средние расходы показывают затраты ЛПУ на производство одной медицинской услуги, то есть они равны частному отделения валовых расходов на весь объем платных медицинских услуг за опре­деленный период времени.

Альтернативные расходы или «вмененные расходы» («расходы упущенных возможностей») это затраты на производство товара (услуги) в альтернативной организации. Так, зарплата врача в прибыльной коммерческой структуре значительно превосходит таковую в муниципальном ЛПУ. В цену платной медицинской услуги желательно включать величину именно такой зарплаты.

При определении себестоимости медицинских услуг выделяют:

простые (отдельные исследования, манипуляции, процедуры, оперативные вмешательства). В соответствии с приказом М3 РФ «м 22.12.98 № 374 услуга «посещение врача» не является простой,таккак делится на ряд детальных услуг (сбор анамнеза, перкуссия, ау­скультация и т.д.). Однако, до разработки нормативов трудозатрат на каждую простую услугу, входящую вклассификатор, расчеты затрат на услугу «посещение врача» осуществляются по дейст­вующим нормативам трудозатрат как на простую услугу;

сложные («койко-дни» в профильных отделениях стациона­ров);

комплексные по законченным случаям поликлинического и стационарного лечения (медико-экономические стандарты).

Понимание природы издержек и структуры медицинских услуг имеет практическое значение для поиска резервов снижения их се­бестоимости и разработки экономически обоснованной стратегии деятельности ЛПУ.

Структурные подразделения медицинских учреждений делятсяна:

основные, то есть непосредственно обеспечивающие оказание услуг пациенту (профильные отделения стационаров, отделения или кабинеты поликлиник, диагностических центров, параклиниче­ские отделения);

вспомогательные или обеспечивающие деятельность лечебно-­диагностических подразделений (общеучрежденческие службы, администрация, бухгалтерия, аптека, хозяйственные службы и т.д.).

При определении себестоимости услуги, затраты вспомогатель­ных подразделений, накладываются на нее в виде коэффициентов.

В условиях рыночной экономики цена услуги, как правило, не совпадает с ее стоимостью, она может быть выше или ниже ее. Поэтому определение цены на предоставляемые медицинские услуги в современных условиях зависит от цен конкурентов на данный вид услуг, себестоимости, предполагаемого уровня прибыли (рен­табельности ЛПУ), имеющихся мощностей лечебного учреждения для предоставления услуг.

С 2008 года ЛПУ переходят от сметной системы финансирования на бюджетную (бюджетирование) и называются не ЛПУ, а БЛПО. Особенностью работы организации в условиях бюджетирования является:

— предоставление финансовых средств осуществляется на основе госзадания, ориентированного на результат – на количество объемов и видов МП, оказываемой населению в рамках госзаказа. К объемным показателям относятся – число пролеченных больных, койко-дни и средний койко-день пребывания; число дней работы койки в году, занятость койки и др.

— расход финансовых средств ведется строго в рамках выделенных средств по целевому назначению на основе утвержденных экономических нормативов: на оплату труда, начисления на зарплату; медикаменты; перевязочные средства; мягкий инвентарь; амортизация; общеучрежденческие (оплата коммунальных услуг, приобретение оборудования и предметов длительного использования) и прочие расходы (капитальный и текущий ремонт). Например, в одной из последних рекомендаций структура затрат на на единицу объема МП: на зарплату — 13,1%, начисления – 5%, медикаменты и перевязочные средства – 25,5%, продукты питания – 12,3%, мягкий инвентарь и обмундирование – 1,?%, приобретение оборудования – 18,3%, капитальный ремонт – 7,1%;

— все источники финансирования объединяется в один – в БОР (бюджетно ориентированный на результат).

Государственное регулирование представляет собой наблюдение за ценами, косвенное регулирование (через налоги), прямое регулиро­вание (установление фиксированных цен), соблюдение антимоно­польного законодательства (запрещение «сговора» о ценах).

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Расчет цены медицинской услуги на основе себестоимости

В настоящее время общепризнано, что основным принципом при формировании цен на российском рынке медицинских услуг является затратный принцип ценообразования (расчет цены на основе себестоимости). В соответствии с ним цены на медицинские услуги включают цену затрачиваемых на ее осуществление ресурсов (рабочей силы, лекарственных средств, материалов, оборудования и т.д.). При этом цена сложных работ рассчитывается как сумма цен ресурсов, используемых в простых работах, которые являются составляющими сложных работ.

Себестоимость медицинских услуг — это стоимостная оценка используемых в процессе оказания (производства) услуг материалов, основных фондов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость показывает во что обходятся учреждению оказываемые ими медицинские услуги и отражает текущие затраты. Это важный обобщающий экономический показатель деятельности медицинского учреждения.

Группировка затрат по экономическим элементам отражает их распределение по экономическому содержанию независимо от формы использования в производстве (оказания) того или иного вида услуг. При определении себестоимости любого вида медицинских услуг используется следующая группировка затрат по экономическим элементам:

· расходы на оплату труда;

· начисления на заработную плату;

· прямые материальные затраты;

ценообразование медицинский поликлиника

Специфика определения себестоимости сложных медицинских услуг, к которой относится ультразвуковое исследование головного мозга, связано с тем, что лечебно-профилактические учреждения обеспечивают лечебно- диагностический процесс, состоящий из комплекса различных видов простых медицинских услуг. Для проведения расчета себестоимости детальных медицинских услуг заполняются таблицы (таблица 1), определяющие значение каждого экономического элемента.

Таблица 1. Структура формирования себестоимости сложной медицинской услуги

Основная заработная плата.

Начисления на заработную плату.

Расходные материалы, медикаменты.

Под расходами на оплату труда понимаются затраты труда медицинских работников, выполняющих услуги, пропорциональные затрачиваемому времени на производство услуги и сложности услуги (если она учитывается в тарифном соглашении), как видно из таблицы 1, в нашем случае эти расходы в расчете на одну услугу составляют почти половину (49% ) себестоимости услуги. Начисления на заработную плату предусматривают расходы на оплату взносов на государственное социальное страхование. В данном случае они равны 13% от себестоимости.

К прямым материальным затратам относится стоимость потребляемых в процессе оказания медицинской услуги полностью (гели для УЗИ, одноразовые наконечники и т.д.), или частично (амортизация медицинского оборудования, используемого при оказании данной медицинской услуги, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов) материальных ресурсов. Расходы по этой статье составляют 69,7 рублей.

К накладным расходам по учреждению относятся все виды расходов, непосредственно не относящиеся к оказанию медицинских услуг (канцелярские и хозяйственные расходы, амортизация немедицинского оборудования, оплата труда административно-управленческого персонала, расходы на командировки и другие). Обычно накладные расходы составляют 10%, что в нашем случае равны 49 руб. 80 коп.

Амортизация дорогостоящего импортного диагностического аппарата УЗИ оценивается в 14% от себестоимости и составляет в расчете на одно исследование 69 рублей 70 копеек.

Рис. 1. Структура формирования себестоимости ультразвукового исследования головного мозга.

На круговой диаграмме (рис. 1) видно, что основную долю себестоимости составляет заработная плата персонала, участвующего в проведении УЗИ исследования (врачи, медицинские сестры, техники).

Таблица 2. Структура формирования цены сложной медицинской услуги

Цена на медицинские услуги состоит из себестоимости и прибыли. (см. табл.2) Для расчета тарифов на медицинские услуги обычно используется рентабельность от 15 до 25%. Пациентами государственных ЛПУ являются малообеспеченные или среднеобеспеченные слои населения, поэтому при формировании цены заложен относительно невысокий процент рентабельности — 17%.

Рис. 2. Структура формирования цены ультразвукового исследования головного мозга.

Как видно из круговой диаграммы рис. 2, сначала рассчитывается себестоимость оказания услуги, а потом к ней прибавляется процент прибыли (в данном случае он составил 17 %).

При сравнении цен на данную услугу в других государственных и негосударственных лечебных организациях были получены следующие результаты (см. табл. 3)

Таблица 3. Цены на медицинскую услугу лучевой диагностики в различных государственных и негосударственной ЛПУ

Приемное отделение МСЧ 122

Отделение лучевой диагностики ГМПБ №3

Негосударственная организация «МЕДИ»

Отделение лучевой диагностики ВМедА

Приемное отделение ГМПБ №23 (центр реабилитации)

Как следует из таблицы 3 цены на диагностическое ультразвуковое исследование головного мозга в различных ЛПУ Санкт-Петербурга колеблется от 550 рублей до 900 рублей. Самые высокие цены (900 руб.) установлены в негосударственной клинике «МЕДИ», работающей в основном с пациентами, имеющими высокие доходы. Из приведенного выше расчета себестоимость процедуры УЗИ в данной клинике выше за счет более высокой оплаты труда персонала, а уровень рентабельности исследования превышает 30%.

Рис. 3. Цены на ультразвуковую диагностику головного мозга в различных ЛПУ. Условные обозначения:

1. Приемное отделение МСЧ 122

2. Отделение лучевой диагностики ГМПБ №3

3. Негосударственная организация «МЕДИ»

4. Отделение лучевой диагностики ВМедА

5. Приемное отделение ГМПБ №23 (центр реабилитации)

Самая низкая цена УЗИ головного мозга (550 руб.) установлена в ГМПБ 3№. Таким образом, платные услуги УЗИ головного мозга, оказываемые приемным отделением 23 ГМПБ находятся в средней ценовой группе, что позволяет охватить достаточно большой сегмент рынка медицинских услуг.

Источники:
Журнал ВАК
Управление экономическими системами: электронный научный журнал. Журнал включен в Перечень ВАК (Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук)
http://uecs.ru/uecs-38-382012/item/1045-2012-02-16-08-55-48
Расчет себестоимости медицинских услуг в учреждениях здравоохранения
Расчет себестоимости медицинских услуг в учреждениях здравоохранения Структура себестоимости продукции и услуг по основным эко­номическим элементам единая независимо от отрасли, хотя каждая из
http://poisk-ru.ru/s10269t4.html
Расчет цены медицинской услуги на основе себестоимости
Расчет цены медицинской услуги на основе себестоимости В настоящее время общепризнано, что основным принципом при формировании цен на российском рынке медицинских услуг является затратный
http://studbooks.net/974582/marketing/raschet_tseny_meditsinskoy_uslugi_osnove_sebestoimosti

COMMENTS