Муниципальное казенное предприятие это

Казенные предприятия: особенности ведения учета (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 22.01.2016

Организация (основной вид деятельности — уборка территорий, удаление и обработка твердых бытовых отходов) учреждена администрацией сельского поселения в форме муниципального казенного предприятия (далее — МКП). Каким образом в МКП должен быть организован учет следующих операций:

— получение имущества в оперативное управление;

— формирование доходов и расходов по смете;

— получение бюджетных средств от собственника имущества МКП;

— перечисление части прибыли собственнику имущества МКП?

Прежде чем ответить на поставленные вопросы, дадим небольшую юридическую справку о правовом положении казенных предприятий, которое во многом предопределяет бухгалтерский учет обозначенных выше операций.

В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 161-ФЗ <1> существуют унитарные предприятия двух видов:

— основанные на праве хозяйственного ведения — федеральные государственные предприятия и государственные предприятия субъектов РФ (государственные предприятия), муниципальные предприятия;

— основанные на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов РФ, муниципальные казенные предприятия (далее — казенные предприятия).

<1> Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Обращаем ваше внимание, что унитарные предприятия обоих видов, в соответствии с ГК РФ, являются коммерческими предприятиями.

Как указано в ст. 8 Закона N 161-ФЗ, казенное предприятие создается, в частности, если:

— преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд (надо полагать, что в данном случае собственник имущества казенного предприятия является одновременно заказчиком указанных продукции, работ, услуг);

— есть необходимость осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

Имущество казенного предприятия состоит (ст. 11 Закона N 161-ФЗ):

— из имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления собственником этого имущества. Важно, что в общем случае право на такое имущество возникает у казенного предприятия с момента его получения (п. 2 ст. 11 Закона), при этом стоимость имущества, закрепляемого за казенным предприятием при его учреждении, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 5 ст. 8 Закона N 161-ФЗ);

— из доходов предприятия от его деятельности;

— из иных не противоречащих законодательству источников.

В казенном предприятии не формируется уставный фонд (п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ), при этом за счет чистой прибыли создаются резервные и иные фонды (ст. 16 Закона N 161-ФЗ).

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), если иное не установлено законами и правовыми актами. Деятельность предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (ст. 19 Закона N 161-ФЗ).

Доходы казенного предприятия распределяются в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 17 Закона N 161-ФЗ).

Общие правила организации бухгалтерского учета в МКП

<2> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Операции по получению имущества в оперативное управление

Получение в оперативное управление от собственника основных средств на основании Инструкции N 94н, а также разъяснений Минфина России (см. Письмо от 06.02.2015 N 07-01-06/4978) отражается в учете следующим образом:

— Дебет 75 «Расчеты с учредителями» Кредит 80 «Фонд закрепленного имущества»;

— Дебет 08-4 «Приобретение основных средств» Кредит 75 «Расчеты с учредителями»;

— Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08-4 «Приобретение основных средств».

Стоимость полученных основных средств определяется в соответствии с данными об их оценке (п. 5 ст. 8 Закона N 161-ФЗ, п. 9 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» <3>). Таким образом, принимать к учету имущество по той стоимости, по которой оно учитывалось на балансе передающей стороны с одновременным признанием суммы амортизации, начисленной по данным объектам, нет оснований. Такие рекомендации дал Минфин России унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения (см. Рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год (Приложение к Письму от 29.01.2014 N 07-04-18/01)). По нашему мнению, они применимы и в отношении казенных предприятий.

<3> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Формирование доходов и расходов по смете

<4> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

<5> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Получение бюджетных средств от собственника имущества МКП

Полученные от учредителя МКП бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету в зависимости от оснований и целей их предоставления, а также от их фактического использования. Полученные бюджетные средства могут иметь признаки выручки, прочих доходов, целевого финансирования. Рассмотрим основные моменты.

Выручка. Если казенное предприятие получает от учредителя финансирование, связанное с выполнением муниципального заказа по осуществлению определенных работ и услуг (казенное предприятие выполняет работы и оказывает услуги преимущественно для обеспечения муниципальных нужд), фактически оно получает возмещение по возмездному договору. В смысле бюджетного законодательства такие средства не соответствуют понятию субсидии <6>.

<6> Субсидии предоставляются юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ст. 78 БК РФ).

В этом случае казенное предприятие по факту сдачи результата работ (оказания услуг) признает выручку проводкой Дебет 62 Кредит 90-1, а при получении возмещения из бюджета показывает погашение дебиторской задолженности: Дебет 51 Кредит 62 (п. п. 5, 6 ПБУ 9/99).

Аналогичным образом квалифицируются данные поступления из бюджета в целях налогообложения: при реализации работ, услуг начисляется НДС к уплате в бюджет (Дебет 90-3 Кредит 68), а выручка без НДС образует облагаемые налогом на прибыль доходы (Письмо Минфина России от 05.06.2012 N 03-03-06/4/59).

Прочие доходы. Если средства предоставляются в связи с недостаточностью доходов казенного предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой (уже после осуществления расходов), учет бюджетных средств организуется иначе. Поступления признаются в составе прочих доходов как безвозмездно полученные (п. 7 ПБУ 9/99). Признаются такие доходы по мере образования (выявления) (п. 16 ПБУ 9/99) проводкой Дебет 76-5 Кредит 91-1 или Дебет 51 Кредит 91-1 в зависимости от условий предоставления финансирования.

В данном случае полученное финансирование соответствует понятию субсидии, закрепленному в ст. 78 БК РФ.

Полученные при этом средства не увеличивают налоговую базу по НДС (так как они не связаны с оплатой реализованных товаров, работ, услуг — см. ст. 162 НК РФ) и налогу на прибыль (поскольку они поступили безвозмездно от учредителя — пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ, Письма Минфина России от 09.06.2015 N 03-03-06/4/33256, от 09.04.2015 N 03-03-06/20149, от 05.06.2012 N 03-03-06/4/59).

Целевое финансирование. Если средства предоставляются в связи с финансированием конкретных затрат казенного предприятия, они могут быть признаны в составе целевого финансирования в соответствии с положениями ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» <7>. Для целей применения данного ПБУ бюджетные средства подразделяются:

— на средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Важно, что нормы ПБУ 13/2000 не применяются при получении от учредителя средств для приобретения активов, которые впоследствии передаются предприятию в оперативное управление. Такой вывод сделан Минфином России в отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (см. Рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год (Приложение к Письму от 27.01.2012 N 07-02-18/01)). По нашему мнению, он может быть применен и в отношении казенных предприятий;

<7> Утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

Налогообложение данных поступлений осуществляется в порядке, описанном выше (как и налогообложение прочих доходов).

Перечисление части прибыли собственнику имущества МКП

Если говорить о распределении доходов казенного предприятия в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 161-ФЗ, по нашему мнению, учет данных операций должен быть организован в соответствии с описанием счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Согласно Инструкции N 94н направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации отражается проводкой Дебет 84 Кредит 75. Фактическое перечисление средств учредителю показывается записью Дебет 75 Кредит 51.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

+7 (499) 703-47-96

  • Санкт-Петербург, Ленинградская область

    +7 (812) 309-56-72

  • Федеральный номер

    Работаем без выходных

    Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель — совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.

    Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).

    Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.

    В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Указанной статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.

    Муниципальное предприятие и его права. Организация и деятельность муниципальных предприятий и учреждений

    Под предприятием в общем смысле следует понимать имущественный комплекс, который используется для ведения предпринимательской деятельности. В его состав включаются все виды материальных ценностей. К ним в числе прочего относят земельный участок, оборудование, сооружения, продукцию, сырье. Этот комплекс в целом или какая-либо его часть может выступать в качестве объекта аренды, залога, купли-продажи и прочих сделок. Существуют различные организационно-правовые формы предприятий. Рассмотрим одну из них.

    Муниципальные предприятия и учреждения и их собственники

    В качестве владельца таких организаций выступает местный орган власти. Им же осуществляется управление муниципальными предприятиями. Собственник может направлять его работу по любому пути согласно законодательству. Орган местной власти имеет возможность:

    1. Создавать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения.
    2. Определять предмет и цели работы этих комплексов.
    3. Назначать руководителей.
    4. Контролировать использование и сохранность материальных ценностей, вверенных предприятиям.

    Деятельность муниципальных предприятий, касающаяся социального обслуживания, находится за рамками традиционного предпринимательства, конкурентной борьбы за привлечение капиталов. Их функционирование дополняется необходимостью предоставлять услуги населению без расчета на извлечение прибыли. Муниципальное коммунальное предприятие или иной другой обслуживающий комплекс может использовать рыночные механизмы, внедрять опыт администрирования частными компаниями. Это благотворно влияет на работу комплекса, повышает эффективность использования предоставленных ему ресурсов.

    Учитывая специфику работы рассматриваемых комплексов, нормативные акты регламентируют процедуру их создания. Так, муниципальное казенное предприятие направляет большую часть своей продукции, работ или услуг на удовлетворение нужд МО. Такой комплекс выпускает товар по установленной стоимости для решения общественных задач.

    Единая цена назначается и на категории работ и услуг. Муниципальное казенное предприятие получает дотации от государства. В соответствии с этим определяется цель его функционирования. Кроме того, комплексы такого типа в ряде случаев ведут убыточные производства. Такая регламентация устанавливается в ФЗ № 161.

    Муниципальное предприятие использует материальные ценности, приватизация которых не допускается. Его функционирование направлено на решение различных социальных задач. К ним в числе прочего относят и реализацию услуг и товаров по минимальной стоимости.

    Новые муниципальные предприятия города или иного населенного пункта создаются достаточно редко. Объектов, приватизация которых законодательством запрещена, в настоящее время не так много. При этом их юридический статус четко регламентируется нормативными актами.

    Муниципальное предприятие, которое создается для оказания услуг либо реализации продукции по минимальной стоимости, достаточно сложно существовать без дотаций. Во всех случаях, фактически, имеет место бесприбыльная работа комплексов. Организация муниципальных предприятий, в этой связи, автоматически привязывается к бюджетным поступлениям. Это, в свою очередь, противоречит в определенном смысле положениям ГК. Кодекс, в частности, относит муниципальное предприятие к коммерческой структуре. Работу такого объединения без прибыли сложно представить. С другой же стороны, в Законе «О банкротстве» установлена обязанность учредителя, в данном случае — муниципального образования, не допустить несостоятельности созданного им предприятия.

    Учитывая сложившуюся в настоящее время экономическую ситуацию, ряд экспертов полагают, что условий для образования хозяйствующих комплексов необходимо больше. Муниципальные предприятия функционируют сегодня во всех отраслях экономики. Они предоставляют услуги, создают рабочие места, получают доходы, которые направляются в бюджет и собственное развитие. Тем не менее многие из них получают государственные и региональные дотации. В этой связи сложно говорить о какой-то прибыльности таких предприятий. Новые условия их создания позволили бы:

    1. Заполнить рыночные ниши. Это актуально в случае отсутствия какого-либо профильного предприятия, недостаточной активности частных инвестиций, наличия повышенного или неудовлетворенного спроса.
    2. Ликвидировать монополии какого-либо производителя или продукции на местном рынке.
    3. Быстро реализовать выгодный проект.
    4. Снять напряженность на рынке труда.

    Все эти проблемы присутствуют сегодня в социальной сфере. В этой области производственный процесс обуславливается не только стремлением извлечь прибыль, но и общественной полезностью, интересами социальной справедливости, платежеспособного спроса и проч. Создавая новое муниципальное предприятие, необходимо учитывать наличие на рынке частных компаний, последствия их работы для населения. Некоторые услуги целесообразнее оставить этим объединениям. Перед учреждением муниципального предприятия местные органы должны изучить возможности, существующие в частном секторе.

    Права муниципальных унитарных предприятий законодательно ограничены. Между тем такие комплексы обладают определенной степенью самостоятельности и в юридическом, и в хозяйственном смысле. В соответствии с этим критерием выделяют следующие группы:

    Муниципальное образование (МО) может перевести созданный им комплекс на самоокупаемость, сочетая с этим предоставление дотаций потребителям (форма адресной поддержки). В процессе перехода на коммерческую основу, увеличения объема платных услуг, с одной стороны, ликвидируется граница между муниципальными учреждениями и предприятиями, а с другой — между последними и частными компаниями. Тем не менее, несмотря на определенную степень свободы действий по отношению к созданному комплексу, МО обязано соблюдать законодательные предписания. Ими гарантируются права и самого предприятия, и его руководства.

    Функционирование комплексов осуществляется, преимущественно, на базе хозяйственного ведения. Это право предоставляет определенные полномочия предприятию на пользование, владение, распоряжение материальными ценностями, любыми движимыми объектами, финансами в том числе, по собственному усмотрению. Кроме того, оно может сдавать в аренду, продавать, менять, отдавать в залог.

    Исключением выступают недвижимые объекты. На них не распространяется право распоряжения по собственному усмотрению. Для осуществления той или иной сделки необходимо согласование с собственником. На практике полномочия передаются руководителю предприятия. Он единолично реализует их. Взаимоотношения руководителя и собственника регламентируются трудовым законодательством.

    Вмешательство собственника в деятельность муниципального предприятия, согласно ГК, вне установленных для него полномочий, считается незаконным. Владелец может осуществить изъятие только неиспользуемых по назначению материальных ценностей и распорядиться ими по собственному усмотрению.

    Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое ему принадлежит. МО несет ответственность только в случае банкротства созданного им комплекса. Иные обязательства к нему не относятся. При банкротстве возникает субсидиарная ответственность. Такое же правило действует при недостаче имущества казенного предприятия.

    По ГК в качестве административного органа выступает директор. Коллегиальные структуры управления в муниципальных предприятиях исключаются. Руководитель осуществляет контроль перемещения денежных потоков, принимает самостоятельные решения по вопросам использования прибыли. С согласия собственника предприятие может стать участником некоммерческой или коммерческой компании, распоряжаться акциями, принадлежащими ему, а также долями в хозяйственных товариществах и обществах.

    В законодательстве не установлена обязательность проведения независимого аудита для муниципальных предприятий, а также создания каких-либо надзорных структур внутри него. Отсутствие контрольных функций у МО часто приводит к нарушению финансовой дисциплины.

    Например, денежные средства муниципальных предприятий направляются в другие компании для сокрытия возникшей прибыли, начинают заключаться сделки для удовлетворения индивидуальных интересов руководства. Кроме этого, зачастую предоставляется необъективная или неполная информация о работе, что, соответственно, не позволяет предупреждать и пресекать неправомерные действия.

    В некоторых случаях полномочия, которыми обладает собственник, не позволяют не только предъявлять к руководителям предприятий требования, но и определять показатели их экономической эффективности (отчетные или плановые). ТК, обеспечивая эффективную защиту работников, вместе с этим существенно осложняет процесс применения к ним мер ответственности.

    Оно давно обсуждается на правительственном уровне. Чиновники предлагают два варианта ликвидации муниципальных предприятий:

    1. Отчуждение непрофильных активов по закону о приватизации. В рамках этого подхода продажа должна осуществляться в обязательном порядке по любой стоимости. Речь, в частности, идет о проведении аукциона. Если первые торги не состоялись, то назначаются повторные. При этом начальная цена не объявляется.
    2. Преобразование в муниципальное учреждение с наделением права зарабатывать деньги сверх установленной суммы в смете.

    Распродажа муниципальных предприятий может способствовать сокращению неотчуждаемого минимума имущества, который необходим местной власти для реализации своих полномочий. В соответствии с этим МО может лишиться статуса хозяйствующего субъекта. Это, в свою очередь, будет противоречить основополагающим нормативным актам местного самоуправления.

    Муниципалитеты обязаны обладать собственными источниками средств для реализации своих функций и решения социально-экономических проблем. В условиях рыночных отношений для местных органов это означает не только возможность, но и необходимость иметь в своем распоряжении коммерческие структуры, сочетая обязательные и добровольные полномочия.

    Между тем немаловажен другой аспект устранения муниципальных предприятий. Эти комплексы несут на себе основную социальную нагрузку и обеспечивают сдерживание повышения тарифов на жизненно важные услуги, получая при необходимости бюджетные дотации. Однако муниципальное предприятие, функционирующее на правах хозяйственного ведения, в любой момент может быть переведено на хозрасчет с исключением остатков финансирования из бюджета.

    Если отменить тарифное регулирование, то есть допустить предоставление услуг населению по стоимости, включающей хотя бы средний доход, то это станет доступно любому комплексу. В этом случае оно мало чем будет отличаться от частной компании по силе мотивации. А дотации будут переадресовываться непосредственно потребителям.

    Источники:
    Казенные предприятия особенности ведения учета (Денисова М
    Казенные предприятия: особенности ведения учета (Денисова М.О.) Дата размещения статьи: 22.01.2016 Организация (основной вид деятельности — уборка территорий, удаление и обработка твердых
    http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6624
    Муниципальное предприятие и его права
    Деятельность муниципальных предприятий, касающаяся социального обслуживания, находится за рамками традиционного предпринимательства, конкурентной борьбы за привлечение капиталов. Их функционирование дополняется необходимостью предоставлять услуги населению без расчета на извлечение прибыли.
    http://businessman.ru/new-municipalnoe-predpriyatie-i-ego-prava-organizaciya-i-deyatelnost-municipalnyx-predpriyatij-i-uchrezhdenij.html

  • COMMENTS