Основы законодательства рф о культуре

Закон о культуре в Российской Федерации

Культура — это понятие, которое интерпретируется в разных областях человеческой жизнедеятельности. Оно определяет объективность и субъективность человека по:

Для сохранения культуры Российской Федерации, был создан Федеральный закон №3612-1.

Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был принят 9 октября 1992 года. 26 июля 2017 года были внесены последние изменения.

  • Защита и обеспечение конституционного права граждан РФ;
  • Обеспечение условий, которые способствуют созданию культурной деятельности на территории РФ;
  • Определение целей субъектов культурной деятельности;
  • Определение целей государственной политики и невмешательства Правительства в творческие процессы.

В соответствии с настоящим Федеральным законом каждый гражданин Российской Федерации может заниматься творчеством. Для правильного выбора сферы деятельности учитываются интересы и способности конкретного лица.

Руководители государственных учреждений культуры должны, в первую очередь, уделить внимание проекту закона «О культуре». Первые законодательные акты Федерального закона были отправлены на рассмотрение в Государственную Думу. Следует отметить, что Министерство культуры РФ возлагает на этот проект большие надежды. Тем не менее, основные законодательные положения базируются на тех же идеях, задачах и принципах, которые представлены в «Основах государственной культурной политики».

В проекте ярко выражены взаимоотношения между обществом, культурой и главными объединениями граждан в творческой области. Теперь каждый гражданин Российской Федерации сможет воспользоваться культурными благами, такими как:

В проекте закона предлагается больше не использовать денежные средства по остаточному принципу, а разработать специальные нормы, которые будут представлять отдельный резервный фонд, направленный на культурную деятельность. При расчете должна учитываться заработная плата сотрудников, которые активно пропагандируют культурную деятельность в Российской Федерации. При этом уровень оплаты труда должен быть не ниже среднего по региону.

Планируется, что подобный метод финансирования будет более гибким, а расходы на различные направления культурной деятельности станут более эффективными.

Культурное сотрудничество с зарубежными соотечественниками

Правительство поддерживает связь с зарубежными соотечественниками и их потомками. Специально для них организовываются культурные центры, в которых проводятся разнообразные творческие мероприятия. Кроме того, государство заботится о творческих личностях. Оно создает все условия для того, чтобы подобные граждане вернулись на Родину.

С учетом Федерального закона 3612-I культурные мероприятия организовываются не только с благотворительной, но и с коммерческой целью. Стоимость билетов устанавливается организаторами, однако есть категории граждан, для которых предусмотрены льготы.

Если культурное мероприятие проводится на федеральном уровне, стоимость билетов и прочие организационные расходы устанавливаются Правительством РФ. Если культурное мероприятие организовывается органами местного самоуправления, контроль за правильным его проведением устанавливается органами государственной власти.

Развитие культурной деятельности во внешнеэкономической среде не стоит на месте. Сегодня популярна торговля:

  • произведениями искусства;
  • изобразительной продукцией;
  • предметами антиквариата.

При реализации подобного товара учитывается порядок торговли, предусмотренный Федеральным законом 3612-I.

Прибыль от проданных товаров разделяется между авторами, посредниками и исполнителями согласно договору, подписанному при оформлении сделки. Какой процент получит каждый из них определяется индивидуально.

Для организации культурного мероприятия граждане могут использовать кредиты в национальной или иностранной валюте, хранящейся в отечественных и зарубежных банках.

Культурные ценности, которые хранятся в муниципальных и государственных музеях (архивы, картинные галереи, библиотеки) не могут быть переданы банковским организациям в качестве залога для получения кредита.

Жители Российской Федерации могут вывозить за границу предметы своей творческой деятельности с целью:

  • Проведения выставки в различных городах;
  • Других форм публичного представления собственной деятельности;
  • Продажи.

Сделки по культурным ценностям должны осуществляться в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом 3612-I.

Культурные ценности народов Российской Федерации, которые числятся в муниципальных и государственных музеях, не подлежат приватизации. Приватизировать можно другие объекты в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Однако для этого необходимо соблюдать некоторые условия:

  • Работать в области культурной деятельности для сохранения и реставрации ценностей народов;
  • Сохранить предоставление профильных услуг;
  • Организовать демонстрацию приватизированных культурных ценностей льготным категориям населения;
  • Обеспечить третьих лиц рабочими местами и другими социальными гарантиями.

Некоторые организации, работающие в культурной области, могут обеспечить социальной поддержкой определенные категории граждан. Такими организациями являются:

Согласно закону о культуре творческий дчеловек имеет право на пенсию. Пенсионная выплата начисляется в порядке, предусмотренном законом РФ «О пенсионном обеспечении». Другие творческие работники, которые обладают единственным доходом в виде авторского вознаграждения, имеют право на страховую пенсию. Но только в том случае, если подобные граждане уплачивают страховые взносы в ПФ РФ.

Хотите ознакомиться с законодательными положениями ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»? Скачайте закон по ссылке.

КУЛЬТУРА И ПРАВО

Важнейшими целями деятельности как государственных органов, так и органов местного самоуправления в Российской Федерации является повышение уровня и качества жизни на­селения, в том числе посредством социокультурного развития территорий (решение проблем социума с помощью культу­ры).

Одним из основных способов достижения указанных це­лей выступает правовое регулирование, понимаемое как про­цесс целенаправленного воздействия органов государственной власти и местного самоуправления на общественные отноше­ния при помощи специальных юридических средств и мето­дов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочи­вание.

Под управлением культурой мы предлагаем понимать правотворческую и исполнительно-распорядительную де­ятельность органов государственной власти, местного само­управления и должностных лиц по выработке и реализации политики государства по сохранению, развитию и распро­странению культуры.

Функционирование всех существующих инструментов управления культурой должно основываться на нормативной базе.

Эта база — правовое поле, в котором реализуется культур­ная политика современного Российского государства.

За более чем два десятилетия с момента принятия Кон­ституции Российской Федерации сформировалась новая сре­да, органичной частью которой стало законодательство о куль­туре.

Действующее в России законодательство в сфере куль­туры можно разделить на две части: национальное законода­тельство и международные акты и соглашения. При этом рос­сийская Конституция (ч. 4 ст. 15) говорит о приоритете норм международного права над национальными: «Если междуна­родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Таким образом, основное внимание международные со­глашения уделяют правам и свободам человека в сфере куль­ т уры.

Остановимся подробнее на национальном законодатель­стве. В соответствии с Конституцией РФ оно подразделяется на федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, а также правовые акты органов местного самоуправления.

Наряду с положениями Конституции РФ, закрепившей в ст. 44 право каждого на свободу литературного, художе­ственного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, защиту интеллектуальной собственности, а также обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурно­го наследия, беречь памятники истории и культуры, в каче­стве правовой базы сохранения и развития культуры в России выступают Основы законодательства Российской Федерации о культуре, принятые Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1. Наличие общего закона о культуре составляет важнейшую особенность современного этапа развития российского законодательства о культуре. В соответствии с ч. 2 ст. 81.1, ч. 2 ст. 84.1, ч. 2 ст. 84.11 Конституции (Основного Закона) Рос­сийской Федерации — России от 12.04.1978 (в редакции от 10.12.1992) в Российской Федерации до 25.12.1993 (дата офи­циального опубликования и вступления в силу действующей сегодня Конституции РФ) Основы законодательства представ­ляли собой законодательный акт, устанавливавший основные принципы правового регулирования в определенной сфере общественных отношений.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть чет­вертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ устанавливает правовой режим охраны результатов интеллектуальной деятельности, в том числе произведений науки, литературы и искусства.

Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федера­ции» определяет особенности правового положения Музей­ного фонда РФ, а также особенности создания и правовое по­ложение музеев.

Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государ­ственной поддержке кинематографии Российской Федера­ции» устанавливает принципы государственной политики в области кинематографии (признание кинематографии областью культуры и искусства, обязательным условием су­ществования которой является развитие творческой, образо­вательной, производственной, технической, научной и инфор­мационной базы; ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии; создание населению условий для доступа к произведениям кинематографии).

Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитек­турной деятельности в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в процессе профессиональной дея­тельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, соци­ально и духовно полноценной, благоприятной среды жизне­деятельности человека и общества.

Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обяза­тельном экземпляре документов» определяет политику госу­дарства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного на­ционального библиотечно-информационного фонда докумен­тов РФ и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование, устанавливает виды обязательного экземпляра документов, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документов, ответствен­ность за их нарушение.

Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотеч­ном деле» устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к ин­формации, свободное духовное развитие, приобщение к цен­ностям национальной и мировой культуры, а также на куль­турную, научную и образовательную деятельность.

Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использова­ния документов Архивного фонда РФ и других архивных до­кументов независимо от их форм собственности, а также отно­шения в сфере управления архивным делом в РФ в интересах граждан, общества и государства.

Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры — значит соблюдать и правила вывоза и ввоза культурных ценностей, установленные Законом РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Обязанность беречь памятники истории и культуры отно­сится ко всем субъектам правоотношений и распространяется также на объекты, поступившие из-за границы и находящиеся на территории Российской Федерации. Конституционный Суд РФ в постановлении от 20.07.1999 № 12-П «По делу о про­верке конституционности положений Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находя­щихся на территории Российской Федерации»» указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате Второй мировой войны, относятся только те, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших во­енных союзников в соответствии с приказами военного коман­дования Советской Армии и распоряжениями других компе­тентных органов.

В целях изучения и публичного представления истори­ческого наследия президентов Российской Федерации, пре­кративших исполнение своих полномочий, как неотъемлемой части новейшей истории России, в России создаются центры исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий. Особенности создания и правового положения таких центров, их цели, за­дачи и функции, структура и порядок управления ими регла­ментированы Федеральным законом от 13.05.2008 № 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов Российской Фе­дерации, прекративших исполнение своих полномочий».

Правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации как формы национально-культурного самоопределения, представляющей собой объединение граж­дан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации националь­ного меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, определены Федераль­ным законом от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культур­ной автономии». В соответствии с указанным Законом (ч. 2 ст. 1) национально-культурная автономия является видом обще­ственного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

Государство гарантирует гражданам РФ осуществление основных политических, экономических, социальных и куль­турных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка (Закон рФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Россий­ской Федерации»).

Согласно положениям Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федера­ции в отношении соотечественников за рубежом» соотече­ственники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку РФ в осуществлении своих культурных прав, сохра­нении самобытности. В целях содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ: оказывают помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям, любительским творче­ским коллективам соотечественников; способствуют изучению культурного наследия соотечественников; содействуют всем видам культурного обмена между РФ и соотечественниками.

Содействие физическому, интеллектуальному, психиче­скому, духовному и нравственному развитию детей, воспита­нию в них патриотизма и гражданственности, а также реали­зации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с достижениями российской и мировой культуры является одной из целей Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма обязаны привлекать несовершеннолетних, находящихся в со­циально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры (Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних»).

Вопросы художественного образования и эстетическо­го воспитания граждан регулируются Федеральным зако­ном от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

С целью поддержки сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в об­ласти культуры и искусства в 2014 г. в России принят Федераль­ный закон «О меценатской деятельности».

Однако не все проблемы, возникающие на практике, тре­буют отдельного закона. Поэтому органами государственной власти активно используются и другие правовые и организа­ционные возможности. Например, в целях регламентации государственной поддержки театральному и цирковому ис­кусствам использован такой вид юридических (правовых) документов, как акты Правительства РФ. Так, в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Фе­дерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 №1019-р, определены основ­ные направления развития театрального дела, а также меха­низмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.

Развитие циркового дела и создание условий для его эффек­тивного функционирования в соответствии с современными требованиями и условиями является целью Концепции раз­вития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.04.2012 № 434-р.

Подобные акты функционально связаны с иными закона­ми, прежде всего с Основами законодательства РФ о культуре, и непосредственно формируют отрасль российского законода­тельства о культуре. В комплексе они создают единый меха­низм регулирования культурной деятельности.

Фактически Основы государственной культурной по­литики сегодня задают ориентиры в законотворческой де­ятельности в области культуры — наряду с положениями международных соглашений, Конституции РФ и Основами законодательства о культуре.

По нашему убеждению, утвержденные Указом Президен­та РФ от 24.12.2014 № 808 Основы государственной культурной политики при отсутствии в них ясных и конкретных механиз­мов реализации остаются лишь декларацией о намерениях, а не реально работающим документом, ориентированным на заявленные разработчиками цели. Для того чтобы указанный документ был действительно рабочим инструментом, необхо­димо разработать ясные и конкретные механизмы и источни­ки ресурсов для его реализации.

Куда более действенным для развития культуры Россий­ской Федерации могло бы стать принятие внесенного еще в 2010 г. депутатами Государственной Думы Е. Г. Драпеко, З. М. Степановой, а также В. М. Кущевым, Н. В. Расторгуевым, С. Ю. Захаровой, Г. П. Ивлиевым в период исполнения ими полно­мочий депутатов Государственной Думы проекта Федерально­го закона № 617570-5 «О культуре в Российской Федерации», призванного возглавить и объединить группу отраслевых пра­вовых актов Российской Федерации в области культуры.

Законопроект соответствует современному состоянию общества, уровню развития законодательной базы, отражает потребности граждан Российской Федерации и иных субъек­тов культурной деятельности. Принятие Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» послужило бы реализа­ции стратегических приоритетов развития общества и устой­чивости этого развития, в том числе гармоничного развития человека, реализации его духовного потенциала, и, в конеч­ном итоге, созданию условий для повышения качества жизни населения России.

Итак, массив специальных законов в области культуры сегодня охватывает широчайший круг вопросов, однако регу­лирования только специальными нормами недостаточно. Во- первых, многие отношения, возникающие при осуществлении культурной деятельности, не обладают спецификой и для них достаточно общих норм; во-вторых, вплетение специальных норм в общее законодательство позволяет лучше понять осо­бенности правового регулирования отношений в культуре и их место в системе правоотношений. Поэтому многие нор­мы, регулирующие отношения в сфере культуры, относятся к таким отраслям, как конституционное, гражданское, фи­нансовое, земельное, трудовое, уголовное, администра­тивное право.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 8 (87) 2015

ПРОНИН Александр Алексеевич

кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Екатеринбургской академии современного искусства

аспирант Санкт Петербургского государственного архитектурно-строительного университета

аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской госу­дарственной юридической академии

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории искусства Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова

кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Института права Башкирского государственного университета, профессор кафедры правового обеспечения оперативно-с

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Пути повышения эффективности деятельности сотрудников полиции в условиях оптимизации кадровых ресурсов

Пути повышения эффективности деятельности сотрудников полиции в условиях оптимизации кадровых ресурсов

В данной статье представлены отдельные направления повышения эффективности деятельности сотрудников полиции в условиях оптимиза.

Рагулин А.В. Профессиональные права адвоката-защитника в Российской Федерации и зарубежных государствах. М., Юрлитинформ 2012.

Рагулин А.В. Профессиональные права адвоката-защитника в Российской Федерации и зарубежных государствах. М., Юрлитинформ 2012.

В монографии на основе проведения теоретического, ретроспективного и сравнительно-правового анализа обосновывается концепция сущес.

Краудсорсинг бизнес

Мечтой любого предпринимателя является возможность создания в течение нескольких дней месячной или даже годовой нормы контента или.

Явление, которое мы называем цунами — это серия распространяющихся в океане волн с очень большой длиной и периодом

Явление, которое мы называем цунами — это серия распространяющихся в океане волн с очень большой длиной и периодом

При выходе цунами на мелководные участки побережья скорость волн резко уменьшается, а высота их значительно увеличивается. Именно .

Интерпол и его деятельность в сфере борьбы с фальшивомонетничеством

Интерпол и его деятельность в сфере борьбы с фальшивомонетничеством

Фальшивомонетничество является преступлением, которое носит международный характер. Фальшивомонетничество существенно подрывает эк.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 29.07.2017)

9 октября 1992 года N 3612-1

Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,

признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,

отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,

выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру,

Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее — Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.

Раздел II. Права и свободы человека в области культуры

Раздел III. Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры

Раздел IV. Национальное культурное достояние и культурное наследие народов Российской Федерации

Раздел VI. Обязанности государства в области культуры

Раздел VII. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры

Раздел VIII. Экономическое регулирование в области культуры

Раздел IX. Культурные обмены Российской Федерации с зарубежными странами

Раздел X. Ответственность за нарушение законодательства о культуре

Сборник федеральных законов РФ (ФЗ РФ)

Источники:
Закон о культуре в Российской Федерации
Федеральный закон о культуре защищает и обеспечивает конституционные права граждан, а также условия которые способствуют созданию культурной деятельности на территории РФ.
http://210fz.ru/zakon-o-kulture/
КУЛЬТУРА И ПРАВО
КУЛЬТУРА И ПРАВО Важнейшими целями деятельности как государственных органов, так и органов местного самоуправления в Российской Федерации является пов…
http://www.eurasia-allnews.ru/nauchnye-stati/item/493-rossijskoe-zakonodatelstvo-v-sfere-kultury.html
Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв
Основы законодательства Российской Федерации о культуре N 3612-1
http://fzrf.su/zakon/o-kulture-n-3612-1/

COMMENTS