Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений

Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 6944 раза

Романова Д. А., Колесник Н. Ф. Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 544-546.

Бюджетные учреждения по критерию своей организационно-правовой формы создаются в целях осуществления функций некоммерческого характера, которые получают финансирование из соответствующего бюджета на основании сметы доходов и расходов. Виды их деятельности разнообразны: воспитание и образование детей, лечение людей, творческая деятельность, сохранность архивных документов и многое другое.

Однако в настоящее время осталось не так много бюджетных учреждений, которые функционируют только за счет бюджетного финансирования и не получают прибыли от предпринимательской деятельности. Это связано с тем, что значительное недофинансирование получателей бюджетных средств, вынуждает руководителей учреждений искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что многие эти способы связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Средства, полученные от предпринимательской деятельности, могут позволить решить бюджетному учреждению многие социальные вопросы, связанные с улучшением условий труда и отдыха персонала, а так же своевременно обновить изношенные объекты основных средств. Однако, наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит на нее прямой запрет.

Бюджетным учреждениям разрешается осуществлять деятельность, приносящую доход, что касается, например, учреждений здравоохранения и образования. Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это отражено специальным пунктом. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе [2,с. 231].

Разрешение, на осуществление предпринимательской деятельности, бюджетное учреждение получает у вышестоящего распорядителя бюджетных средств, которое в дальнейшем должно быть закреплено в учредительных документах, т. е. в уставе (положении) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Осуществление учреждением некоторых видов деятельности, приносящих доход, в обязательном порядке требует получения соответствующей лицензии. Если же коммерческая деятельность будет наносить ущерб основной (уставной) деятельности учреждения, то вышестоящий распорядитель бюджетных средств имеет право ее приостановить до решения суда по этому вопросу.

До получения право на осуществлении предпринимательской деятельности, учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, на котором следует обособленно учитывать операции по такой деятельности. Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Таким образом, можно сказать, что осуществление бюджетным учреждением предпринимательской деятельности является законной процедурой. При этом важным вопросом является правильная организация учета расходов и доходов от предпринимательской деятельности. Доходы, полученные бюджетным учреждением от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход, после уплаты всех налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов, на соответствующий год, и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Налогоплательщиками, с точки зрения налогообложения прибыли, признаются бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от коммерческой деятельности.

Под доходами от коммерческой (предпринимательской) деятельности бюджетных учреждений понимаются доходы, получаемые от юридических и физических лиц в результате реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав.

Одним из принципов налогового учета бюджетных учреждений является ведение раздельного учета доходов и расходов, полученных от целевого финансирования и коммерческой деятельности [1].

При формировании налоговой базы бюджетных учреждений в доходы не включаются средства целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет этих источников, а в расходы — расходы, производимые за счет вышеуказанных средств.

Средства целевого бюджетного финансирования относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, а доходы от коммерческой деятельности участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому для учреждений, осуществляющих бюджетную и внебюджетную деятельность, наряду с общими вопросами, которые требуют отражения в учетной политике для целей налогообложения, важное значение имеет методика ведения раздельного учета доходов и расходов по этим видам деятельности. Если раздельный учет отсутствует, то средства целевого финансирования будут рассматриваться как подлежащие налогообложению с даты их получения. Целью такого учета является не только отделение бюджетных поступлений от коммерческих, но и правильное определение тех расходов, которые при формировании налоговой базы уменьшают налогооблагаемую прибыль от коммерческой деятельности.

Во-первых, налоговую базу уменьшают те расходы, которые фактически произведенные в связи с коммерческой деятельностью. Из этого следует, что учреждению в зависимости от осуществляемых видов деятельности, приносящих коммерческие доходы, нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения выбранные способы учета расходов, связанных с коммерческой деятельностью. Например, определить прямые и косвенные расходы, указать методы списания материалов и сырья при определении размера материальных расходов, предусмотреть порядок формирования стоимости при приобретении товаров, методы оценки при списании стоимости покупных товаров, порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и готовую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), порядок признания прочих и внереализационных расходов и т. д.

Во-вторых, всегда имеют место общехозяйственные расходы, которые невозможно прямо отнести к одному виду деятельности. Это может касаться коммунальных услуг, услуг связи и т. п.

Порядок раздельного учета расходов, относящихся и к деятельности, финансируемой из бюджета, и к предпринимательской деятельности, установлен Налоговым кодексом РФ. В нем приведен значительный перечень расходов, финансируемых за счет указанных источников, которые разделяются между коммерческой и некоммерческой деятельностью расчетным методом. К таким расходам относятся расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников.

Министерство финансов РФ устанавливает что, пропорциональное отнесение перечисленных расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, осуществляется в тех случаях, если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению предусмотрено финансовое обеспечение указанных Налоговым кодексом РФ расходов за счет двух источников, и не предусмотрено финансовое обеспечение указанных Налоговым кодексом РФ расходов.

В целях налогообложения, принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, осуществляется пропорционально объему средств от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). В общей сумме доходов, для указанных целей, не учитываются внереализационные доходы (доходы в виде банковских процентов по средствам, которые находятся на расчетном, депозитном счетах, а также полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

Таким образом, можно сделать вывод, что налогоплательщику-бюджетнику целесообразно указать в учетной политике аналитические счета бюджетного учета, на которых отражаются операции, связанные с ведением бюджетной и приносящей доход деятельности, а также определить перечень расходов и применяемых к ним методов признания при определении налоговой базы, установленных Налоговым кодексом РФ, а также отразить эту важную информацию в учетной политике для целей налогообложения.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998г. № 146 — ФЗ и часть вторая от 5 авг. 2000г. № 117-ФЗ (НК РФ)// Гарант: [сайт информ. — правовой компании]. — [М. 2012]. — Режим доступа: http: // base. garant. ru / 10900200/ htm.

2. Соснаускене О. И. Бюджетный учет. Организация и ведение /О. И. Соснаускене.- М:Литагент «Эксмо»,2012.- 356с.

Предпринимательская деятельность бюджетного учреждения

Бюджетное учреждение ведет предпринимательскую деятельность и получает от нее доход. Учреждение осуществляет расходы в виде оплаты коммунальных услуг, услуг связи, транспортные расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходы по всем видам ремонта основных средств как в рамках предпринимательской деятельности, так и в рамках деятельности, осуществляемой за счет целевого финансирования. Как вести учет указанных расходов в целях исчисления налога на прибыль, уплачиваемого с доходов, полученных от предпринимательской деятельности? Подлежит ли амортизации имущество, приобретенное учреждением как за счет средств от предпринимательской деятельности, так и за счет бюджетных средств? Учитываются ли расходы в виде сумм начисленной амортизации в целях исчисления налога на прибыль?

В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены ст.321.1 Кодекса, в соответствии с которой налогоплательщики — бюджетные учреждения в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В целях гл. 25 Кодекса иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется на основании данных налогового учета как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.

Доходы в целях налогообложения, согласно ст. 248 Кодекса, определяются на основании первичных документов и документов налогового учета. Расходами, как это установлено ст. 252 Кодекса, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода. Понесенные расходы в целях налогообложения подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 321.1 Кодекса предусмотрено также, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств. Таким образом, расходы бюджетного учреждения, соответствующие критериям, установленным ст.252 Кодекса, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если их покрытие не предусмотрено за счет средств бюджетного финансирования.

В случае если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов.

При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

При определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением бюджетным учреждением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления такой деятельности, относятся суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности. Имущество бюджетных учреждений, приобретенное за счет средств целевого бюджетного финансирования, как это предусмотрено п. 2 ст. 256 Кодекса, не подлежит амортизации.

Основание: Письмо Минфина РФ от 11 декабря 2006 г. N03-03-04/4/187.

Если вы уже имеете представление о Битрикс24 и знаете, что в нем уже можно использовать распознавание по лицу и нейронные сети, или вам удобнее с ним знакомиться имея «живую» систему перед глазами, то по этой ссылке через пару минут вы станете владельцем своей собственной системы с бесплатным тарифом на 12 клиентских мест и очень приличным функционалом.

Группа Компаний «АНТОР», лидирующий российский разработчик программ для автоматизации транспортной логистики, выпустила новую версию своего продукта для планирования маршрутов городской доставки.

Генеральный директор Почты России Николай Подгузов посетил с рабочим визитом г. Тверь, где ознакомился со специальными автомобилями для почтальонов, результатами внедрения мобильных платежно-кассовых терминалов и пообщался с коллективом Макрорегиона Центр, в который входит 11 филиалов предприятия.

Экспертный Клуб Премии Рунета сформировал шорт. По правилам экспертного голосования в финал выходят ТОП-3 компаний и ТОП-10 интернет-проектов, набравшие наибольшее количество голосов.

Сообщения о спуске катеров и ледоколов, как правило, проходят незаметно в узкоспециализированных СМИ. Между тем, их частота, заметно выросшая с момента утверждения Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года в феврале 2016 года, говорит о заметном восстановлении отрасли.

«АльфаСтрахование» защитила по каско автопарк компании «Белая Птица-Ростов» на 112,2 млн руб.

Служба экономической безопасности Красноярского филиала «АльфаСтрахование» добилась возбуждения трех уголовных дел по мошенничеству в автостраховании, подозреваемые проходят по ч.1 ст.159.5 УК РФ.

Клиенты одного из крупнейших российских перевозчиков получили возможность доставлять свои грузы на север европейской части страны в оптимальные сроки и с минимальными затратами.

Мероприятие состоится в рамках проведения ключевого события отрасли – «Транспортной недели — 2017».

В городе Ставрополе во время доставки пенсий и социальных пособий было совершено нападение на почтальона, 32-летнюю Анну Мулину.

Крупнейший в России специализированный порт с высокотехнологичной перевалкой угля АО «Восточный Порт», входящий в портовый угольный холдинг ООО «Управляющая портовая компания», информирует о том, что действие коллективного договора, который определяет взаимоотношения между работниками и руководством «Восточного Порта», продлили еще на три года – до 2020-го.

Международный онлайн-сервис для поиска и покупки билетов на автобусы Busfor представил исследование о самых популярных направлениях для путешествий на выходные. Лидерами рейтинга стали Санкт-Петербург, Минск и Ярославль.

21 ноября в 11.00 в пресс-центре «Парламентской газеты» состоится круглый стол на тему «Лицензирование заказных пассажирских перевозок. Усиленный контроль рынка и борьба с нелегальными перевозчиками». Мероприятие пройдет по адресу: г. Москва, 1-я ул. Ямского Поля, 28, зданиеиздательства «Пресса» УДП.

Эта сделка расширяет компетенции Federal-Mogul Powertrain в области разработки электрических систем и перспективных силовых агрегатов.

Почта России расширила популярную у корпоративных клиентов услугу «Посылка онлайн»: теперь отправить заказы по фиксированному тарифу в 114 населенных пунктов могут интернет-магазины из 10 городов страны. Новыми городами, где заработал сервис, стали Благовещенск и Владивосток.

Для эффективной работы грузовых перевозчиков в рамках обслуживания нового транспортного коридора «Китай-Монголия-Россия» будет создан специальный справочник, описывающий технические и оперативные аспекты функционирования маршрутов АН3 и АН4.

12 декабря 2017 года, отель Марриотт Новый Арбат.

Российское подразделение Группы Smurfit Kappa – АО «Смерфит Каппа Санкт-Петербург» поддержало семейный фестиваль «Краски Детства», который прошел 3-6 ноября в Санкт-Петербурге в креативном пространстве «Ткачи».

Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений

В условиях недостаточности бюджетного финансирования многие бюджетные учреждения помимо основной деятельности занимаются предпринимательской. Такая деятельность для бюджетных учреждений в настоящее время регламентирована нормативными документами недостаточно полно.

С целью оказания помощи бюджетным организациям в решении накопившихся проблем и вопросов авторским коллективом подготовлена данная книга..

В книге рассмотрен бухгалтерский и налоговый учет бюджетных учреждений с учетом особенностей ведения предпринимательской деятельности. Изложен порядок налогообложения получаемых от такой деятельности доходов и представления отчетности в контролирующие органы. Даны рекомендации по совершенствованию внутреннего контроля и др.

Новая книга

  • 8(926)919-67-47
  • Контакты

События и новости

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >>

Заповеди руководителя

В нашей душе может быть великий огонь. Но никто может так и не прийти погреться у него, потому что проходящие видят только струйку дыма.

© Учебный центр «Бизнес-класс»: Курсы и тренинги в Москве.

Источники:
Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений
Научная статья по направлению Экономика и управление бесплатно. Тема Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, текст научной статьи из научного журнала Молодой ученый
http://moluch.ru/archive/61/9196/
Предпринимательская деятельность бюджетного учреждения
Предпринимательская деятельность бюджетного учреждения Бюджетное учреждение ведет предпринимательскую деятельность и получает от нее доход. Учреждение осуществляет расходы в виде оплаты
http://www.logistics.ru/9/4/3/i20_36396p0.htm
Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений
Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений В условиях недостаточности бюджетного финансирования многие бюджетные учреждения помимо основной деятельности занимаются
http://www.classs.ru/library/node/2233

COMMENTS