Приносящая доход деятельность казенного учреждения

Планирование доходов на примере образовательного учреждения (Артемова И.В.)

Дата размещения статьи: 01.10.2015

Планирование и прогнозирование — неотъемлемая часть управленческой деятельности любого государственного (муниципального) учреждения. Грамотное планирование доходов позволяет обеспечить устойчивость финансового положения учреждения, стабильное выполнение возложенных на него функций и принятых обязательств. Рассмотрим процесс планирования доходов на 2013 г. и проблемы, которые могут возникнуть при выполнении плана.

Мероприятия по планированию доходов непосредственно ориентированы на источники финансирования. Понимание природы каждого такого источника позволяет применить правильную тактику при планировании доходов на очередной финансовый период, а также на среднесрочную перспективу.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Кроме того, казенные учреждения могут выполнять государственное (муниципальное) задание, то есть быть получателями субсидий на его выполнение. Такая возможность предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Постановление N 671).

Казенное учреждение может также осуществлять деятельность, приносящую доход, в том случае, если такое право предусмотрено в его уставе (ст. 41 БК РФ). Доходы от такой деятельности не остаются в распоряжении учреждения, а поступают в доход соответствующего бюджета, где учитываются на отдельных лицевых счетах. При этом главным распорядителем может быть предусмотрено расходование поступивших доходов на нужды казенного учреждения за счет предоставления дополнительных лимитов бюджетных обязательств.

Бюджетное учреждение имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход сверх установленного государственного (муниципального) задания, если такая деятельность предусмотрена его уставом.

Автономные учреждения так же, как казенные и бюджетные, имеют право вести деятельность, приносящую доход, если данное право указано в их уставе (п. п. 6, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

Кроме того, автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях (п. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). При этом Закон N 174-ФЗ не накладывает ограничений на виды данных счетов, следовательно, автономное учреждение может открыть депозитный счет и получать доход в виде процентов от размещения своих денежных средств.

Казенные, бюджетные и автономные учреждения также могут быть получателями дохода от целевого капитала, сформированного согласно Федеральному закону от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Закон N 275-ФЗ). Это возможно в двух случаях, когда:

1. Организация-жертвователь заключает договор пожертвования со специализированной некоммерческой организацией, формирующей целевой капитал, а получателем указывает конкретное государственное (муниципальное) учреждение.

2. При заключении договора организация-жертвователь не указывает конкретных получателей, а по решению попечительского совета специализированной организации — владельца целевого капитала к их числу будет отнесено конкретное государственное (муниципальное) учреждение.

При этом необходимо иметь в виду, что формирование целевого капитала и использование дохода от него могут осуществляться только в целях использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки), охраны окружающей среды, оказания гражданам бесплатной юридической помощи и осуществления их правового просвещения, а также в целях функционирования общероссийского обязательного общедоступного телеканала общественного телевидения (п. 1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ). Формирование и использование дохода от целевого капитала в иных целях не допускается.

Государственные (муниципальные) учреждения всех типов могут сдавать в аренду, а также продавать свое имущество. Собственниками имущества учреждений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, а учреждениям имущество передается в оперативное управление. При этом необходимо помнить, что учреждения разных типов имеют различные полномочия по распоряжению имуществом.

Так, казенные учреждения не вправе распоряжаться каким-либо имуществом без согласия собственника.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:

— особо ценным движимым имуществом (ОЦДИ), закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ст. 298 Гражданского кодекса РФ).

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Автономное учреждение в отличие от бюджетного может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, приобретенным за счет иных источников.

Таким образом, при заключении договора купли-продажи, а также сдачи имущества в аренду учреждениям в ряде случаев необходимо получить согласие собственника имущества. Кроме того, необходимо помнить, что при сдаче бюджетным или автономным учреждением в аренду особо ценного движимого или недвижимого имущества, закрепленного учредителем или приобретенным за счет средств учредителя, последний вправе уменьшить субсидию на выполнение государственного задания в части содержания данного имущества.

Для казенных учреждений таким документом является бюджетная смета, для бюджетных и автономных — план финансово-хозяйственной деятельности. Учреждения не вправе распоряжаться доходами из любых источников, если они не включены в доходную часть сметы или плана ФХД, поэтому точность планирования доходов на очередной финансовый год имеет большое значение. Своевременно составленный и точный план позволяет учреждению впоследствии избежать составления новых редакций документов, их согласования и, как следствие, потерь времени и, возможно, доходов.

При этом разные виды доходов имеют свои особенности планирования, которые необходимо учесть учреждению перед началом очередного финансового года.

Для определения объема финансирования выполнения государственного (муниципального) задания используется порядок расчета нормативных затрат. Точный состав затрат на выполнение государственного (муниципального) задания законодательно не определен, в связи с чем в текущем, 2012 г. наметилась тенденция учитывать в составе субсидии на выполнение задания только текущие затраты, то есть материальные затраты, оплату труда, коммунальные услуги, транспорт, связь и т.п., а также затраты на содержание имущества. Подробный состав и методы расчета данных затрат приведены в совместном Приказе Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527 «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений».

Все остальные затраты бюджетных и автономных учреждений, такие как капитальный ремонт зданий, приобретение основных средств, участие в определенных мероприятиях, финансируются, как правило, за счет средств целевых субсидий. Основная доля целевых субсидий планируется тогда же, в процессе планирования бюджета на очередной календарный год, однако изменения в перечень целевых субсидий могут вноситься и позже. Учреждениям надо быть особенно внимательными к планированию учредителем целевых субсидий, так как порядок их расчета остается на усмотрение учредителя.

В целом на планирование средств, поступающих из бюджета соответствующего уровня, учреждения оказывают небольшое влияние, которое заключается в основном в своевременном запросе у ГРБС или учредителя целевых средств, а также в предоставлении необходимой для расчета прогнозной информации. В качестве такой информации, необходимой для расчета финансового обеспечения деятельности учреждения, могут выступать следующие данные:

— балансовая стоимость основных средств и ОЦДИ на последнюю отчетную дату, а также прогноз их поступлений и выбытий до конца текущего календарного года;

— прогнозируемые изменения в потреблении коммунальных услуг, услуг связи, транспорта и др., связанные с изменением количества эксплуатируемых зданий и помещений, транспорта, изменением перечня оказываемых услуг;

— планируемые изменения фонда оплаты труда и начислений на оплату труда в связи с требованиями законодательства и другими причинами;

— планируемые изменения сумм налогов к уплате в результате изменения базы расчета налогов, а также налогового законодательства;

— количество услуг (работ), которые планируется оказать в следующем календарном году.

Значение последнего показателя о планируемом количестве услуг (работ) трудно переоценить. От правильности его прогноза в наибольшей степени зависит финансовое положение учреждения в следующем календарном году. Если запланированных средств окажется недостаточно, исполнение учреждением государственного задания, а также качественное выполнение его основной уставной деятельности окажется под угрозой срыва. Может также возникнуть ситуация, когда средств учредителем или ГРБС выделено достаточно, учреждение готово оказывать необходимые услуги, но по каким-либо причинам они не пользуются прогнозируемым спросом. Рассмотрим подробнее данную проблему.

Если речь идет о платных услугах населению и юридическим лицам, то основаниями для планирования могут служить, в зависимости от специфики деятельности учреждения, заключенные долгосрочные договоры и статистические данные о количестве оказанных услуг в прошлые годы. Способы статистического прогноза учреждение также выбирает самостоятельно. Целесообразно закрепить выбранные способы в локальном нормативном акте, согласовав его с учредителем или ГРБС.

Кроме того, учреждения должны устанавливать цены на платные услуги в соответствии с нормативными актами соответствующих министерств и ведомств. Если данные акты предусматривают ежегодный перерасчет стоимости услуг либо в них внесены изменения, учреждению необходимо рассчитать планируемый объем доходов в связи с изменением цен на его услуги.

При оказании платных услуг необходимо также помнить, что доходы, полученные от их оказания бюджетными и автономными учреждениями, как правило, являются объектом налогообложения по НДС и налогу на прибыль, поэтому планируемый доход должен включать в себя средства на уплату данных налогов.

Как мы уже говорили, для учреждений, оказывающих услуги, фактором, наиболее сильно влияющим на исполнение плана доходов, является количество оказанных услуг. Другими словами, для получения запланированного дохода важно достигнуть запланированного спроса населения или юридических лиц на предоставляемые учреждением услуги. Отметим, что данный вопрос приобретает особую актуальность в свете Бюджетного послания Президента РФ на 2013 — 2015 гг., согласно которому финансирование важнейших расходов учреждений, в том числе оплаты труда, должно производиться частично за счет доходов от приносящей доход деятельности учреждений.

Рассмотрим на примере бюджетного вуза, какая может сложиться ситуация, если спрос на услуги учреждения не совпал с прогнозом.

По решению ГРБС или учредителя при определении размера показателей бюджетной сметы либо субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания используются нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ) в рамках государственного задания (п. 12 Постановления N 671).

Таким образом, финансовое обеспечение, которое получит вуз, равно количеству учащихся, которое указано в государственном задании, умноженному на нормативные затраты на обучение каждого учащегося.

Напомним, что Нормативные затраты на реализацию основных программ высшего образования (программ бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры) на единицу государственной услуги на прием 2012/2013 учебного года утверждены грифом Минобрнауки России от 29.03.2012 N ИБ-50/02вн. К данным нормативным затратам применяются также Коэффициенты по направлениям затрат и формам обучения, утвержденные грифом Минобрнауки России от 11.04.2012 N N ИБ-60/02вн и ИБ-61/02вн. В данных документах приведены абсолютные значения затрат на одного студента.

Пунктом 5 Постановления N 671 установлены случаи изменения государственного задания и субсидии на его выполнение.

Во-первых, государственное задание может изменяться в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание. Во-вторых, государственное задание может меняться в случае изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансового обеспечения его выполнения. В этих случаях формируется и утверждается новое государственное задание.

Также согласно п. 5 Постановления N 671 изменение объема субсидии, предоставленной из федерального бюджета учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.

Таким образом, если вуз не набрал на бюджетные места того количества студентов, которое указано в государственном задании, учредитель не вправе только на основании этого факта уменьшить субсидию.

С другой стороны, возможна ситуация, при которой учредитель решит перераспределить бюджетные ассигнования, уменьшив финансирование вуза, не набирающего планируемое количество студентов. Это потребует от учредителя большой организационной работы, утверждения новой редакции собственных финансовых документов, формирования нового государственного задания, досрочного прекращения старого и т.д. Поэтому данная мера на практике применяется крайне редко.

Кроме того, распределение бюджетных мест между вузами, то есть контрольных цифр приема по направлениям подготовки (специальностям) студентов, само по себе производится не на основании популярности тех или иных специальностей, а на основании потребности государства в тех или иных специалистах.

Поэтому теоретически недобор студентов на специальности, потребность в которых подтверждена государством в виде государственного задания, должен стимулировать учреждение к заполнению пустующих мест. Кроме того, форма государственного задания, утвержденная Постановлением N 671, предусматривает некий краткий отчет о его выполнении, то есть сравнение плана оказания государственной услуги с фактом.

В случае несовпадений учреждение должно объяснить причины невыполнения плана.

Можно также предположить, что если учреждение регулярно отчитывается о недоборе студентов, то государственное задание для него на последующие периоды действительно может быть уменьшено учредителем, вследствие чего будет уменьшено финансирование за счет субсидий. Такая мера действительно встречается на практике.

Наличие свободных бюджетных мест вследствие недобора студентов также может привести еще к одному негативному финансовому последствию для вуза — переводу студентов с платной основы на бюджетную, что приведет к сокращению доходов учреждения в виде субсидий. Правила такого перевода определяются внутренними документами вуза, однако отказывать студентам, выполнившим все требования, при наличии свободных бюджетных мест вуз не вправе.

Что же может предпринять учреждение в случае недобора студентов?

Во-первых, ситуация недобора для вуза, как правило, является прогнозируемой. Исключением являются свободные места, образовавшиеся в результате неразберихи из-за подачи абитуриентами документов в большое число вузов одновременно и новых правил зачисления. В последнем случае исправить ситуацию призваны несколько волн зачисления. Если же вуз регулярно испытывает сложности с набором студентов на бюджетные места, то ему заранее придется налаживать связи с общественностью, со средними учебными заведениями, проводить рекламные кампании, то есть принимать разнообразные маркетинговые и организационные меры, стимулирующие абитуриентов.

Во-вторых, вуз имеет право объявить дополнительный набор абитуриентов, если после зачисления по результатам ЕГЭ все-таки выявлен недобор студентов. Как правило, дополнительный набор проводится в сентябре и позволяет несколько исправить ситуацию. Проблемой является уровень принятых таким образом абитуриентов, поскольку в таком случае принимать зачастую приходится слабо подготовленных абитуриентов.

Оказание платных услуг в образовании регламентируется нормативными документами. Так, согласно п. 1 ст. 45 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги:

— обучение по дополнительным образовательным программам;

— преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

— занятия с обучающимися углубленным изучением предметов;

— другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами.

Согласно п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 (далее — Постановление N 505), государственные и муниципальные образовательные учреждения также вправе оказывать платные услуги в сфере подготовки и переподготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих), специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся.

Кроме того, в Приложении к Письму Минобразования России от 21.07.1995 N 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» приведен Примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг, которые можно оказывать. Также приведен рекомендуемый порядок действий образовательных учреждений, желающих оказывать дополнительные платные услуги. Так, учреждениям необходимо:

а) изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся;

б) создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся;

в) указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления;

г) получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде платных дополнительных образовательных услуг с учетом запросов обучающихся, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов;

д) заключить договор с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг, предусмотрев в нем характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия. Оплата предоставляемых платных дополнительных образовательных услуг должна производиться только через учреждения банков;

е) на основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных образовательных услуг, учебные планы и штаты;

ж) заключить трудовые договоры со специалистами (или договоры-подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных образовательных услуг.

Напомним, что лицензию на дополнительные платные услуги не нужно получать, если оказание такой услуги не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Если же итоговая аттестация проводится и выдается документ об образовании и (или) квалификации, то данный вид деятельности подлежит лицензированию.

Обратите внимание, что, согласно п. 3 ст. 45 Закона об образовании, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо или в ущерб образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В этом случае средства изымаются учредителем, и образовательное учреждение вправе оспорить данное действие учредителя только в суде.

Оказание платных услуг учреждением производится на договорной основе.

До заключения договора образовательное учреждение обязано предоставить потребителям или их законным представителям достоверную информацию об учреждении и оказываемых им образовательных услугах (п. 7 Постановления N 505).

По каждому виду платных дополнительных услуг должны быть разработаны и утверждены руководителем учреждения образовательная программа и учебный план. Количество часов должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям потребителя.

— снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

— реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;

— факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

Дополняет этот список вышеуказанное Письмо Минобрнауки России N 52-М, согласно которому не могут быть реализованы как платные услуги:

— дополнительные занятия с неуспевающими;

— сдача экзаменов в порядке экстерната;

— другие услуги, предусмотренные типовыми положениями об образовательных учреждениях.

Дополнительные платные услуги — это существенное подспорье для вуза в выполнении плана доходов, поэтому руководителям учреждений следует особенно внимательно относиться к перечню, качеству, а также к рекламе дополнительных услуг.

Одним из способов анализа является план-фактный анализ. С точки зрения планирования доходов образовательного учреждения наиболее целесообразно проводить план-фактный анализ по оказываемым образовательным услугам в разрезе услуг, источников финансирования (бюджет или платные услуги), в натуральных и денежных показателях. Для эффективного применения данного инструмента необходим план, часть показателей которого будет совпадать с данными государственного задания, но в целом он будет более подробным, так как в него включаются все виды услуг и источников финансирования. Составляется такой план до начала календарного года, после доведения учреждению государственного задания и (или) лимитов бюджетных обязательств.

Имея такой документ, руководство учреждения может регулярно в течение года, а также по его окончании анализировать, какие показатели отклоняются от запланированных, принимать оперативные меры, а также корректировать планы на будущее.

ЛОТОС

Ведение учреждениями культуры разных типов приносящей доход деятельности

Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) в отношении ведения приносящей доход деятельности учреждениями различного типа установлены следующие правила.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Для казенного учреждения не важно, появились ли денежные средства за счет приносящей доход деятельности или они были предоставлены учредителем, – расходование любых средств будет контролироваться учредителем в рамках бюджетной сметы (п. 5 ст. 5 Закон № 83-ФЗ).

Таким образом, у казенного учреждения нет никакого стимула вести приносящую доход деятельность, т. к. распоряжаться доходами оно все равно не сможет. Более того, главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, осуществляющее приносящую доход деятельность, может уменьшить финансирование из бюджета на сумму дополнительных доходов учреждения. То есть бюджетное финансирование учреждения может быть уменьшено на размер его доходов.

Рассматривая правила ведения приносящей доход деятельности автономными и бюджетными учреждениями, прежде всего, необходимо отметить, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания не зависит от доходов учреждения. По общему правилу, учредитель финансирует выполнение выданного задания в определенном размере, и этот размер не может быть связан с тем, какое количество дополнительных средств удалось привлечь учреждению. Кроме того, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет дополнительных средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 5 ст. 5 Закон № 83-ФЗ).

К ведению приносящей доход деятельности законодательством предъявляются определенные требования. Автономные и бюджетные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах).

Необходимо разделять основную и иную приносящую доход деятельность учреждения. Основной деятельностью бюджетных и казенных учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

При этом для бюджетного учреждения порядок определения платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Для автономного учреждения также установлена возможность оказания за плату услуг, относящихся к его основной деятельности. Кроме государственного (муниципального) задания автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Отметим, что учредитель уже не регулирует порядок определения платы на оказываемые услуги – необходимо лишь соблюдать требования законодательства и не допускать дискриминации потребителей таких услуг. Таким образом, автономное учреждение в отличие от бюджетного не зависит от мнения учредителя по поводу порядка определения платы за услуги.

Следует обратить внимание, что речь идет именно об установлении порядка определения платы. Порядок определения платы не следует смешивать с определением платы как таковой.

Данная возможность учредителя при буквальном прочтении нормы закона не означает, что может вводиться государственное или муниципальное регулирование цен. Вместе с тем нередко учредители учреждений вмешиваются в те вопросы, решать которые целесообразно было бы на уровне учреждений. Поэтому неясно, до какой степени установленные порядки определения платы на практике будут ограничивать учреждения в возможностях по ведению приносящей доход деятельности.

В качестве примера можно привести уже существующий документ, регламентирующий эти вопросы – Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, для граждан и юридических лиц, утв. Приказом Минфина России от 30.08.2010 № 423.

Для подведомственных Минфину России учреждений плата будет определяться, исходя из следующих принципов:

Платные услуги оказываются учреждением по ценам, целиком покрывающим издержки учреждения на оказание данных услуг. Учреждение самостоятельно определяет возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу, работу и т. д.

Учреждение формирует и утверждает перечень платных услуг, а также цены на платные услуги по согласованию с Минфином России.

Стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов.

Цена формируется на основе себестоимости оказания платной услуги, с учетом спроса на платную услугу, требований к качеству платной услуги, а также с учетом положений отраслевых и ведомственных нормативных правовых актов по определению расчетно-нормативных затрат на оказание платной услуги. Для структурного подразделения учреждением может быть установлен повышающий или понижающий коэффициент, учитывающий объективные различия (место нахождения, количество потребителей платной услуги) в размерах нормативов затрат на оказание одной и той же платной услуги.

Затраты учреждения делятся на затраты, непосредственно связанные с оказанием платной услуги и потребляемые в процессе ее предоставления, и необходимые для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания платной услуги.

К затратам, непосредственно связанным с оказанием платной услуги, относятся: затраты на персонал, непосредственно участвующий в процессе оказания платной услуги (основной персонал); материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания платной услуги; затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания платной услуги; прочие расходы, отражающие специфику оказания платной услуги.

К затратам, необходимым для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания платной услуги, относятся: затраты на персонал учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания платной услуги (административно-управленческий персонал); хозяйственные расходы на приобретение материальных запасов, оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, обслуживание и ремонт объектов (затраты общехозяйственного назначения); затраты на уплату налогов (кроме налогов на фонд оплаты труда), пошлины и иные обязательные платежи; затраты (амортизация) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием платной услуги.

Учредитель также достаточно подробно описал, что входит в ту или иную группу затрат и каким образом рассчитывать стоимость услуги. Таким образом, подведомственные Минфину России учреждения снабжены порядком расчета стоимости, который они должны использовать при определении цен на оказываемые ими услуги.

В рассматриваемом приказе особо отмечено, что Порядок не распространяется на виды деятельности учреждения, не являющиеся основными в соответствии с его уставом.

Насколько подробно будут урегулированы данные вопросы учредителями учреждений культуры, из каких принципов они будут исходить и будет ли установленный порядок способствовать развитию подобной деятельности либо, наоборот, препятствовать ее ведению, делать ее экономически невыгодной, на данный момент точно неизвестно.

В любом случае отметим, что учреждение должно будет четко разделять те услуги или работы, которые выполняются по заданию и финансируются из бюджета, и те услуги или работы, которые оказываются сверх задания и могут оказываться за плату.

Кроме осуществления за плату основных видов деятельности, учреждение может заниматься иной приносящей доход деятельностью. При этом возникают вопросы о связи этой деятельности с уставными целями. Служить достижению целей, ради которых создано учреждение, такая деятельность может по-разному. Не обязательно она должна быть прямо направлена на достижение уставной цели, возможна организационная или технологическая связь с основной деятельностью.

Это может быть организация питания, возможность приобретения литературы и канцелярских принадлежностей, изготовление ксерокопий документов, консультирование и иная подобного рода деятельность.

Возможна также чисто технологическая связь с основной деятельностью учреждения. Например, поделки членов клубного кружка-ремесленной мастерской, которые потом могут быть реализованы.

В любом случае связь с целями учреждения должна быть, даже если она косвенная, и администрация должна иметь возможность продемонстрировать эту связь.

Такие виды деятельности должны быть указаны в уставе учреждения прямым перечислением. Чтобы не пропустить нужный вид, можно предварительно проверить, какие из описанных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, теоретически могло бы осуществлять учреждение. Указание многочисленных видов деятельности в уставе не является обязательством учреждения вести их все на практике. Оно лишь предоставляет возможность осуществлять подобную деятельность, если учреждение сочтет это целесообразным.

Источники:
Планирование доходов на примере образовательного учреждения (Артемова И
Планирование доходов на примере образовательного учреждения (Артемова И.В.) Дата размещения статьи: 01.10.2015 Планирование и прогнозирование — неотъемлемая часть управленческой деятельности
http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/12421
Приносящая доход деятельность казенного учреждения
Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ) в отношении ведения приносящей доход деятельности учреждениями различного типа установлены следующие правила. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от…
http://vzmlotos.wordpress.com/2014/04/19/%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B/

COMMENTS