Приносящая доход деятельность образовательного учреждения

Внебюджетная деятельность образовательного учреждения: виды. Положение о внебюджетной деятельности

Есть мнение, что государственные и муниципальные учебные заведения прочно сидят на дотациях бюджета. Однако это не так. Очень многие школы и вузы зарабатывают сами. Законами РФ предусмотрено такое явление, как внебюджетная деятельность образовательного учреждения. Что это такое? Какого рода специфику оно в себе несет?

Что представляет собой внебюджетная деятельность образовательного учреждения? Дело в том, что финансирование работы школ, предусмотренное государственными и муниципальными планами, во многих случаях рассчитывается исходя из минимального покрытия тех расходов, с которыми предстоит иметь дело организации. Поэтому образовательными учреждениями ведется различного рода внебюджетная деятельность по привлечению дополнительных финансовых средств.

Рассмотрим, в каких формах школы извлекают дополнительные доходы. Сразу отметим, что закон не накладывает ограничений в отношении выбора образовательным учреждением организацонно-правовой формы контрагента. Партнерами школы могут быть коммерческие организации, НКО, индивидуальные предприниматели, физлица. С ними учреждение заключает различного рода соглашения с целью приобретения дополнительных финансовых или же материальных ресурсов, делясь взамен своими.

Какого рода образовательные структуры могут вести «бизнес»? С точки зрения закона, допустима внебюджетная деятельность образовательного учреждения СПО (среднего профессионального образования), средней школы, лицея, вуза — в целом, уровень программ обучения принципиальной роли не играет. Самое главное, чтобы исполнялись соответствующие предписания, упомянутые в релевантных законах.

Да, может. В соответствии с ФЗ «Об образовании» внебюджетная деятельность вуза, школы и иного образовательного учреждения может иметь характер коммерческой. Но только если такого рода активности соответствуют уставу организации, то есть обеспечивают достижение основных целей деятельности. В то же время ведомство, учредившее учебное заведение, имеет право установить запрет на предпринимательские активности, если основному профилю работы школы или вуза наносится ущерб. О чем идет речь? Какого рода активности в государственных и муниципальных учебных организациях могут быть? Эксперты чаще всего приводят в пример следующие направления внебюджетной деятельности:

— оказание платных услуг по обучению;

— торговля (перепродажа) товарами и оборудованием;

— предоставление посреднических сервисов;

— совместная деятельность с другими образовательными организациями в коммерческой сфере;

— покупка акций и других ценных бумаг, извлечение дохода по факту их удорожания.

В силу специфики основного профиля школы извлекают дополнительный доход именно посредством оказания платных услуг образовательного характера. Хотя одновременно могут практиковаться также и другие виды внебюджетной деятельности образовательного учреждения.

Выше мы употребили термин «предпринимательские активности». Мы это сделали, подразумевая, скорее, абстрактный смысл. По факту называть деятельность образовательных структур «предпринимательством» не вполне корректно с точки зрения буквы закона, нормы которого актуальны сегодня. Почему?

Дело в том, что в 2010 году на законодательном уровне были приняты существенные поправки в Закон №3266-11 «Об образовании», регулирующий работу государственных и муниципальных учреждений. Да, действительно, до того, как они были утверждены, госучреждения вполне могли заниматься именно «предпринимательской» деятельностью — так было сказано в предыдущей редакции закона. Однако по факту принятия поправок соответствующие активности стали назваться по-другому. А именно появилась формулировка «приносящая доход деятельность». Так что де-юре внебюджетная деятельность образовательного учреждения — это не бизнес, и нам будет полезно усвоить этот факт.

В соответствии с нормами отмеченного нами выше Закона «Об образовании», школа, используя такой канал извлечения доходов, как оказание платных услуг, не вправе заменять ими те, что финансируются бюджетом. То есть недопустимо проводить платные уроки в рамках того расписания, которое установлено для обычных занятий. Если такие действия выявятся контролирующими органами, то весь доход, который принесла подобного рода внебюджетная деятельность, будет изъят соответствующим ведомством, учредившим школу. Также есть нормы, в которых указан перечень видов образовательных услуг, которые учреждения не вправе оказывать на платной основе. К таковым относятся, например, программы обучения повышенного уровня или углубленного изучения различных предметов. Нельзя проводить платные занятия с учениками, которые относятся к категории неуспевающих, а также принимать экзамены в формате экстерната.

Каким образом оформляется внебюджетная деятельность образовательного учреждения? Если речь идет об оказании платных услуг, то необходимо заключать корректным образом оформленные договора с заказчиками. При этом, прежде чем составлять такие документы, школа обязана заблаговременно предоставить будущим потребителям сведения об оказываемых услугах и одновременно — информацию об учреждении. Какого рода факты необходимо указывать в подобного рода сообщениях (форма подачи которых определяется школой самостоятельно)? В числе основных значатся следующие:

— название учреждения, информация о лицензиях, аккредитациях;

— основные факты об учебных программах, их сложность, направленность, сроки преподавания;

— список услуг, которые включены в оплату в рамках соглашения;

— дополнительные сервисы, предоставляемые по согласию заказчика;

— стоимость услуг, входящих в основной договор, а также тех, что оказываются дополнительно;

— порядок поступления обучающихся;

— сведения о документах, которые выдаются по факту прохождения учебной программы.

Составлять договор как таковой школа, извлекающая доходы от внебюджетной деятельности в виде оказания платных образовательных услуг, должна, соотнося его содержание с нормами релевантных законов. В некоторых случаях полезно знакомиться с теми формулировками в правовых актах, которые прямо указывают на условия договора, признаваемые противоречащими законодательству РФ. К таковым относятся:

— указание права о расторжении соглашения в случае неоплаты услуг или просрочки;

— включение пункта о возможности отчислить ученика по причине невыполнения исходного учебного плана;

— формулировки, указывающие на ограничение права заказчиков отказаться от договора в любой момент и без объяснения причин при условии полного возврата уплаченных за обучение сумм;

— включение пунктов о штрафных санкциях за отказ от обучения.

Подписываются договора на оказание образовательных услуг на коммерческой основе уполномоченными должностными лицами. Их перечень утверждает руководитель заведения. Внебюджетная деятельность образовательного учреждения ведется при условии полной ответственности директора за то, насколько качественными будут оказываемые услуги. Также в компетенции руководства — соблюдение учетной и трудовой дисциплины, контроль над корректным составлением смет и иных документов, имеющих отношение к платным услугам.

Какие еще сведения руководству образовательного учреждения следует предоставлять заказчику в процессе составления договоров на оказание платных услуг? В соответствии с актуальными формулировками закона, школа или вуз обязуются обеспечить доступность ряда документов, имеющих отношение к основной деятельности. Их перечень таков:

— учредительные документы (включая источники, указывающие внесение изменений);

— свидетельство о госрегистрации учреждения;

— решение о создании организации, подписанное учредителем;

— распоряжение учредителя о назначении директора (или иной руководящей должности) организации;

— ряд положений (например, тех, что касаются филиалов и представительств);

— документы, отражающие плановую активность в направлении финансово-хозяйственной деятельности учреждения, который составлен в порядке, определяемом учредителем и в соответствии с требованиями Минфина;

— бумаги, предоставляющие бухгалтерскую отчетность за год;

— информация о проверках и иного рода контрольных мероприятиях, проведенных компетентными ведомствами (а также их результаты);

— сведения о государственном задании на предоставление определенного рода услуг (или выполнение работ).

Также учреждение обязуется предоставить корректным образом оформленный отчет о своей деятельности, предусматривающий пункты об использовании государственного имущества в порядке, который определяется учредителем и в соответствии с теми требованиями, которые установлены органом власти, имеющим отношение к сфере деятельности организации.

Организация внебюджетной деятельности образовательных учреждений предполагает оформление не только договоров, но также и составления некоторых иных источников. Перечислим основные их виды.

Во-первых, это должным образом оформленное положение о внебюджетной деятельности, где будут отражаться основные принципы оказания платных услуг того или иного рода.

Во-вторых, это соответствующей направленности приказ, в котором будут отражаться сведения следующего характера:

— перечень сотрудников, которые будут заниматься оказанием платных услуг, их часовые ставки, график работы;

— смета расходов на организацию коммерческих сервисов;

— содержание учебных планов.

В-третьих, со специалистами, которые, как предполагается, будут оказывать услуги по обучению на коммерческой основе, школе необходимо будет заключить трудовые договора (или гражданско-правовые соглашения).

В некоторых случаях учреждение может предоставлять своим сотрудникам дополнительные документы, облегчающие их адаптацию к специфике перехода к работе на коммерческой основе. Это может быть, к примеру, инструкция по внебюджетной деятельности, отражающая принципы работы с учениками определенной возрастной или социальной категории. Руководство школы или вуза может издавать методические пособия для сотрудников, которые позволят лучше ориентироваться в специфике оказания платных услуг.

В 2013 году Правительство РФ издало постановление, в соответствии с которым были введены новые нормы, касающиеся предоставления учебными заведениями платных образовательных услуг. Полезно будет ознакомиться с ними. Основное новшество здесь в появлении такого понятия, как «недостаток платных услуг». В соответствии с законом, такое свойство может обнаружиться, если услуга не будет соответствовать образовательным стандартам, или же будет явно противоречить условиям договора. Или, что тоже возможно, целям, для которых услуги подобного рода чаще всего используются.

Если «недостаток» будет обнаружен, то заказчик имеет полное право потребовать от руководства образовательного учреждения проведения занятий на бесплатной основе, соразмерно уменьшить стоимость услуг по договору, или же возместить убытки, возникшие как итог прохождения программы в рамках не вполне качественно организованного учебного процесса.

Организация внебюджетной деятельности образовательными учреждениями предполагает соответствующий порядок расчетов с потребителями услуг. Какие нюансы здесь следует учитывать?

Технически расчеты с потребителями могут производиться с применением кассового аппарата (тогда оплата происходит в бухгалтерии школы) или же при использовании расчетного счета в банке. Если нужного оборудования нет, а оплатить через кредитно-финансовую организацию потребитель не может, то школа может выдать ему бланк строгой отчетности. Прием наличных денежных средств осуществляют ответственные лица, которых назначает директор.

Как известно, государственные и муниципальные учреждения, включая образовательные, могут относиться к одной из трех групп — казенным, бюджетным или же автономным. Есть ли разница в законодательных подходах к регулированию предпринимательских активностей в зависимости от конкретного типа госучреждений? Каким образом государство регулирует развитие внебюджетной деятельности учреждаемых организаций?

Прежде всего, как отмечают юристы, школы и вузы, относящиеся к любому из трех типов, могут осуществлять предпринимательскую активность. Однако, существуют различия в аспекте последующего распределения полученных учебным заведением доходов.

Для казенных учреждений есть норма, по которой весь доход поступает в соответствующего уровня бюджет. Что касается автономных организаций — ситуация обратная. Всю выручку учреждение может оставить себе (однако при условии, что получена она, как мы уже сказали в начале статьи, при полном соответствии коммерческой активности профильным целям и задачам). Что касается классической «бюджетной» организации, то «бизнес» можно вести по основным видам деятельности, что отражены в учредительных документах.

Кроме того, внебюджетная деятельность образовательного учреждения, относящегося к группе казенных, должна вестись на основании документов, завизированных главным распорядителем государственных (муниципальных) денежных средств. В них указывается, какого рода источники будут использоваться для извлечения дохода, а также статьи расходов.

Для бюджетных и казенных учреждений есть обязательство — предоставлять документы, имеющие отношение к «бизнесу», в территориальные представительства Федерального казначейства. Основной — это смета доходов и расходов. Она же, как отмечают юристы, может быть основным документом для открытия расчетного счета организации.

Рассмотрим, согласно каким нормативам составляется та самая внебюджетная смета. Она, подобно аналогичным источникам, характерным для коммерческих предприятий, подразделяется на две части — доходную и расходную.

В первой должен отражаться остаток денежных средств, присутствующий на момент начала финансового года, а также ожидаемые поступления соотносительно с кодами классификации доходов. Кроме того, в смете должны быть указаны доходы не только от оказания услуг на коммерческой основе, но также и факты поступления финансовых средств на безвозмездной основе.

Если речь идет о расходной части сметы, главное здесь — корректное оформление обоснования издержек исходя из их финансово-экономического свойства. Указывается перечень подписанных учреждением договоров и иных документов.

Смета подписывается директором учреждения и главным бухгалтером (либо лицами, которые их замещают). Затем документ заверяется печатью и направляется распорядителю с тем, чтобы тот все утвердил. Вместе с тем, даже если смета подписана, в нее можно в течение года вносить коррективы — также по согласованию с распорядителем.

Выше мы сказали о том, что в числе документов, составляемых государственными и муниципальными организациями, значится положение о внебюджетной деятельности. В соответствии с относительно новыми поправками к законодательству, вступившими в силу с 1 января 2012 года, некоторые группы госучреждений будут составлять еще один важнейший документ — «План финансово-хозяйственной деятельности». Какого рода нюансы включает его оформление? Их достаточно много. Но прежде всего в него должны быть включены плановые показатели соотносительно ожидаемым поступлениям от предоставления услуг, суть которых не противоречит уставу организации. Виды внебюджетной деятельности образовательного учреждения, вместе с тем, могут содержать не только организацию платных сервисов, но также и извлечение выручки за счет благотворительности и иного рода активностей безвозмездного характера.

Что еще необходимо учитывать госучреждениям с точки зрения формальностей? Не менее важный аспект, который включает внебюджетная деятельность школы, вуза или иной образовательной структуры, — учет денежных средств. Он должен осуществляться корректно. Рассмотрим механизмы, имеющие к этому отношение.

Учет внебюджетной деятельности образовательных организаций, как предписывает закон, должен осуществляться с использованием расчетных банковских аккаунтов. Основанием для ведения финансовых операций выступают соответствующие разрешения, а также смета.

Чтобы оплатить услуги за счет внебюджетных источников, организация обязуется предоставить в Федеральное казначейство заявку по форме 05311801 («кассовый расход») либо, если требуется обналичивание средств, документ за номером 0531802.

Если речь идет об отражении финансовых операций в рабочем плане, то используется код 2 (собственные доходы). Для фиксации расчетов по доходам используется счет за номером 2 205 00.

Как только денежные средства поступают, то соответствующие финансовые операции фиксируются — по нескольким счетам — за номером 2 201 00, по группам 10, 20 и 30 (первая — средства в казначействе, вторая — на банковском аккаунте организации, третья — в кассе учреждения).

Еще один нюанс, касающийся учетной политики, — налоги. Интересен тот факт, что бюджетные организации, ведущие предпринимательскую деятельность, обязуются самостоятельно разрабатывать алгоритмы, отражающие исчисление сборов на основе извлекаемой прибыли. Руководствоваться при этом можно общими принципами, что изложены в 25-й главе НК РФ. Что касается уплаты соответствующих типов налогов, то в отношении бюджетных организаций закон допускает послабление — вносить авансовые платежи можно только поквартально. Делать это ежемесячно не требуется.

Доходная деятельность высших образовательных учреждений

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.03.2015

Статья просмотрена: 387 раз

Краснобрыжий А. В. Доходная деятельность высших образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 280-283.

В последнее время не прекращаются споры между налоговыми органами и налогоплательщиками, связанные с понятием предпринимательской деятельности в сфере образования. А именно: какая деятельность, каких именно образовательных организаций и при каких условиях является предпринимательской и чем она отличается от доходной деятельности высшего образовательного учреждения?

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, для начала определимся с понятием «высшее учебное заведение».

Понятие «высшее учебное заведение» имеет не одно определение, но все они близки по смыслу и дополняют друг друга. Так энциклопедический словарь экономики и права даёт следующее определение: «высшее учебное заведение ? образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования» [5].

По мнению Суровцевой М. Н. данное определение нуждается в уточнении, во-первых, в этом определении сужена законодательная база; в действительности вуз действует на основании не только законодательства об образовании, но и других нормативных актов. Во-вторых, в гражданском законодательстве термин «учреждение» имеет устоявшееся значение и обозначает организационно-правовую форму юридического лица. Поэтому, определяя вуз как учреждение, происходит ограничение его в выборе организационно-правовых форм, так как вузы могут создаваться в формах, предусмотренных для некоммерческих организаций, например таких, как фонд, автономная некоммерческая организация, учреждение, некоммерческое партнерство [2].

В целях устранения данных противоречий Суровцева М. Н. предлагает следующее определение понятия вуза: «высшим учебным заведением признается некоммерческая организация, имеющая статус юридического лица и реализующая в соответствии с лицензией программы высшего профессионального образования» [2]. Это самое распространенное, на данный момент, определение высшего учебного заведения.

Проанализировав определение Суровцевой М. Н., мы пришли к выводу, что понятие вуз можно охарактеризовать шире и предлагаем собственное определение: высшее учебное заведение — это организация, имеющая статус юридического лица, реализующая в соответствии с лицензией программы высшего профессионального образования, осуществляющая научную деятельность, а также иную, приносящую доход деятельность, которая не противоречит законодательству, нормативным актам и Уставу данного учебного заведения.

При этом под профессиональным образованием, согласно закону об образовании, понимается вид образования, который направлен на приобретение обучающимся в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объёма, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности [4].

Современный российский вуз, особенно государственный, выполняет ряд функций (являющихся самостоятельными, но при этом взаимосвязанными), характеризующихся как экономическая деятельность. При этом, данная деятельность разнообразна и подразделяется на:

— образовательную — это предоставление образовательных услуг;

— работы и услуги по направлению или профилю — это научно-исследовательские работы, разработки научно-технические;

— деятельность, которая напрямую не связана с образованием — например, это инновационные проекты вуза.

В современных экономических условиях и учитывая нестабильность внешней среды вуза как особой организации, предоставляющей особое благо — образовательную услугу, перед вузом стоит ряд задач, решение которых связанно с укреплением позиций на рынке, поиском средств, идущих на обеспечение учебного процесса и содержание своей инфраструктуры. Все это делает вуз конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Одним из основных источников дополнительных финансовых ресурсов и их поступлений становятся средства от приносящей доход деятельности. Эти средства позволяют вузу достичь лучшего качества оказываемых им услуг повысить эффективность своей деятельности и рейтинг.

Для того чтобы дать определение понятию «приносящая доход деятельность» и понять суть, мы определим её основные сходства и отличия от предпринимательской деятельности.

Для предпринимательской деятельности будет характерен набор следующих основных признаков: (1) целенаправленность на получение прибыли; (2) существование экономических рисков как вероятность неполучение планируемых доходов; (3) необходимость государственной регистрации. Помимо основных признаков, можно выделить смежные признаки предпринимательской деятельности: (4) реклама; (5) наличие материально-технической базы; (6) наличие кадровой системы; (7) учётная деятельность, а именно ведение учета расходов и доходов.

Так как вуз это специфическая организация, предоставляющая особую услугу, то и режим осуществления предпринимательской деятельности должен быть особый, в силу которого все спектры деятельности высшего учебного заведения должны не только «служить» цели организации, но и четко соответствовать этой цели (при этом наблюдается четкое совпадение основной цели — образовательной — и предпринимательской).

Из сказанного следует, что вуз, помимо предоставления образовательной услуги, способен осуществлять другие виды деятельности, приносящие доход, а именно «иную приносящую доход деятельность». Такая деятельность, как правило, направлена на получение дополнительного финансирования.

Приносящая же доход деятельность — это деятельность, которая не обладает совокупностью юридически значимых признаков предпринимательской деятельности. Нередко под иной деятельностью понимается также получение «пассивных» доходов, например: от сдачи в аренду помещений, обучение по дополнительным образовательным программам, репетиторство, пожертвований граждан и организаций, дивидендов от участия в коммерческих организациях, процентов по ценным бумагам и остаткам банковских счетов и т. п. [3].

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, должны быть направлены исключительно на развитие основной уставной деятельности и модернизацию образовательного процесса.

Не смотря на то, что приносящая доход деятельность имеет некоторые сходства с предпринимательской, она является самостоятельной правовой категорией, а именно не является основной и служит достижению социально-значимых целей, ради которых создаётся образовательное учреждение.

Рассмотренные виды деятельности высшего образовательного учреждения, относящиеся как к «предпринимательской», так и к «приносящей доход деятельность», можно проклассифицировать. Данная классификация видов деятельности, наиболее часто осуществляемой образовательными организациями, должна быть направлена на определение налоговых последствий ведения вузами деятельности того или иного направления. В связи с этим, в классификации базовыми основаниями будут выступать три структурные составляющие финансового результата любого юридического лица: реализация продукции (работ, услуг); реализация имущества (и основных фондов); доходы от внереализационной деятельности. Согласно этим базовым элементам, осуществляемая деятельность высшим учебным заведением, делится на: (1) основную реализация; (2) прочую реализация; (3) внереализационную деятельность.

Охарактеризуем кратко каждый вид деятельности:

1. Основная реализация

Как правило, государственные вузы предоставляют образовательные услуги, финансируемые из средств соответствующего бюджета (основные услуги) и образовательные услуги, для предоставления которых привлекают внебюджетные средства (дополнительные услуги). Ни основные, ни дополнительные образовательные услуги не являются предпринимательской деятельностью.

2. Прочая реализация

Иная реализация включает реализацию основных средств, материальных запасов, нематериальных активов и т. д.

3. Внереализационная деятельность.

К данному виду относятся: (а) инвестиционная и финансовая деятельность вуза — приобретение ценных бумаг, вложение на депозиты, долевое участие; (б) сдача в аренду имущества. Данная деятельность будет относится к деятельности, приносящей доход.

На основании приведенного перечня, любое высшее учебное заведение может определиться с вводимым направлением деятельности, а именно — будет оно относиться к приносящей доход деятельности, и возникающими при этом обязанности налогоплательщика или будет заниматься только основной реализацией.

Основное предназначение дополнительных доходов является совершенствование учебных программ, процесса обучения, а также модернизация учебного комплекса, что в свою очередь (как уже отмечалось) повышает конкурентоспособность на рынке образования и позволяет переходить на новый уровень рыночных отношений.

Итак, в нашем исследовании мы пришли к следующим результатам:

1) Под приносящей доход деятельностью бюджетных образовательных учреждений следует понимать социально значимую уставную деятельность, осуществляемую на условиях возмездности посредством оказания услуг, выполнения работ, направленную на получение доходов, которые направляются на развитие основной уставной деятельности и модернизацию образовательного процесса.

2) Основное предназначение дополнительных доходов является совершенствование учебных программ, процесса обучения, а также модернизация учебного комплекса, что способствует повышению конкурентоспособности на рынке образования и позволяет переходить на новый уровень рыночных отношений.

3) Несмотря на то, что приносящая доход деятельность имеет некоторые сходства с предпринимательской, она является самостоятельной правовой категорией, а именно не является основной и служит достижению особых (социально-значимых) целей, ради которых создаётся образовательное учреждение.

1. Седова А. В. Государственный ВУЗ как предприятие. Наука и образование в XXI веке: сб. науч. трудов по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. 30 сентября 2013 г.: в 34-х частях, Ч.27: М-во обр. и науки РФ. Тамбов. 2013. С. 115–118.

2. Суровцева М. Н. ВУЗ как некоммерческая организация /Ежегодник российского образования. 2007, № 2. С. 79?109.

3. Сюбарева И. Ф. Правовой режим налогообложения образовательных организаций в РФ //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013, № 3. С. 136?143.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273?ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

5. Шестаков А. В. Экономика и право. Энциклопедический словарь. М.: Дашков и Ко, 2000, 568 с.

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга

Отдел образования Верх – Исетского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 13

620131, г . Екатеринбург, ул. Крауля , 85 а, тел. 246-45-53, 246-45-34

МБДОУ – детского сада комбинированного вида № 13

от « 25 » июня 2015 г.

Заведующий МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 13

_______________ Г. И. Глебова

от « 29 » августа 2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения – детского сада комбинированного вида №13

— добровольные пожертвования, целевые взносы юридических и (или) физических лиц, в том числе родителей (законных представителей) воспитанников;

— оказание платных образовательных и иных услуг;

— спонсорская помощь организаций, любая добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

  1. 2.К Доход от добровольных пожертвований и целевых взносов может включать в себя:

— доход в виде добровольных взносов от физических и юридических лиц;

— добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

— доход в виде целевых средств на развитие материально-технической базы;

— доход от прочих целевых поступлений.

— обучение воспитанников по дополнительным общеразвивающим программам (за пределами государственных образовательных стандартов);

— иные виды деятельности при наличии у дошкольного образовательного учреждения лицензии на их осуществление.

добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц

Примерная форма Договора об оказании платных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями утверждена приказом Минобразования России от 10.07.2003 № 2994.

Безналичные расчеты производятся через банковские учреждения на лицевой счет

дошкольного образовательного учреждения, открытый в органах казначейства, то МБДОУ должно получить от заказчика или потребителя услуги квитанцию об оплате либо копию платежного поручения с отметкой банка.

— на оплату труда, премирование и начисления на фонд оплаты труда работников, занятых на оказании платных образовательных услуг;

— на оплату труда работников МБДОУ и отчисления по ЕСН;

— на оплату налога на вмененный доход;

— на закупку материалов (строительных, текстильных и т.д.);

— на укрепление материально-технической базы по направлениям: на канцелярские и

— хозяйственные расходы, на приобретение, содержание и текущий ремонт основных средств и прочее, содержание и обслуживание оргтехники и ТСО;

— на расходы по повышению квалификации работников;

— на приобретение книг, подписных изданий, учебно-методической литературы, технических средств обучения, мебели, инструментов и оборудования, материалов для НОД, наглядных пособий, средств дезинфекции;

— на создание интерьеров, эстетического оформления детского сада, благоустройство территории;

— на оплату коммунальных услуг и услуг связи, печатных услуг, услуг нотариуса, услуг по найму транспорта, услуг по организации концертной деятельности и прочих услуг;

— на проведение и обеспечение мероприятий, праздников, конкурсов с воспитанниками;

— на оплату командировочных расходов;

В случае если цель лицом, осуществляющим пожертвование или взноса не определена, решение о расходовании денежных средств принимает комиссия МБДОУ по распределению доходов (средств) от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (далее Комиссия), созданной на Общем собрании работников МБДОУ.

В состав комиссии на принципах паритетности входят: представители работников из числа профсоюзного комитета и иных коллегиальных органов управления МБДОУ, представители администрации МБДОУ. Состав комиссии утверждается приказом руководителя МБДОУ на начало учебного года.

Комиссия определяет направления и порядок использования средств, полученных от приносящей доход деятельности физических и (или) юридических лиц в т. ч. их долю, направляемую на оплату труда, стимулирование (поощрение), материальную помощь работникам, а также внебюджетных фондов организационного, учебного, научного и материально-технического развития.

Комиссия на основании всех поступивших предложений составляет протокол по распределению доходов (средств) от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц и утверждает его на своем заседании.

  1. 3.Имущество (как сказано в п. 1.5. настоящего Положения), приобретенное за счет доходов от приносящей доход деятельности, является собственностью муниципального образования «город Екатеринбург», поступает в оперативное управление МБДОУ и может быть изъято Департаментом только при реорганизации или ликвидации МБДОУ.
  2. 4.Порядок расходования доходов (средств), полученных МБДОУ от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, осуществляется в соответствии с установленными настоящим Положением приоритетами в следующей очередности:

Имущество, подаренное МБДОУ третьими лицами, является собственностью муниципального образования «город Екатеринбург» и поступает в оперативное управление МБДОУ.

— выплата из внебюджетных источников заработной платы педагогическим работникам,

— работникам, непосредственно участвующим в оказании платных услуг и (или) оказывающим содействие (непосредственно не занятым) в оказании платных образовательных услуг, бухгалтерии;

— обеспечение хозяйственной деятельности МБДОУ, в том числе возмещение расходов по содержанию имущества;

— оплата коммунальных услуг, приобретение учебного оборудования, расходных материалов и другое;

— улучшение материально-технического обеспечения воспитательно – образовательного процесса, развитие МБДОУ;

— выплата из внебюджетных источников заработной платы работникам МБДОУ за осуществление и организацию ими воспитательно — образовательного процесса в рамках дополнительного и целевого набора, а также иной внебюджетной деятельности;

— содержание воспитанников дошкольного образовательного учреждения (мягкий инвентарь, посуда, игрушки, канцелярские принадлежности, мебель и т.д.);

— иные расходы, связанные с деятельностью МБДОУ и не обеспеченные бюджетными

Плановая калькуляция доходов и расходов от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц разрабатывается, рассматривается и утверждается руководителем МБДОУ совместно с комиссией МБДОУ по распределению доходов (средств) от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

— бухгалтеру ежемесячно от привлеченных средств платных образовательных услуг;

— педагогическим работникам, осуществляющим платные образовательные услуги;

— работникам, непосредственно участвующим в оказании платных услуг и (или) оказывающим содействие (непосредственно не занятым) в оказании платных образовательных услуг.

  1. 13.Основанием для выплаты работникам, занятым проведением платных образовательных услуг, доплат, премий из средств, полученных МБДОУ от оказания платных образовательных услуг, является:

— тарификация платных образовательных услуг на учебный год;

— приказ руководителя МБДОУ о доплатах за оказание платных образовательных услуг;

— квитанции об оплате платных образовательных услуг;

— справка главного бухгалтера об оплате платных образовательных услуг;

— решение комиссии дошкольного образовательного учреждения по распределению доходов (средств), полученных от приносящей доход деятельности (в необходимых случаях).

  1. 14.МБДОУ осуществляет расходование средств от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц согласно утвержденной плановой калькуляции доходов и расходов в пределах фактически поступивших средств.
  2. 15.Доход (средства), полученные МБДОУ от оказания платных образовательных услуг, распределяются согласно Распоряжения Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 182-р от 27.02.2008:

— на выплату заработной платы педагогическим работникам (включая надбавки, доплаты и стимулирующие выплаты) с начислениями;

работникам, непосредственно участвующим в оказании платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности от общей суммы средств, направляемых на выплату заработной платы (включая надбавки, доплаты и стимулирующие выплаты);

— работникам, оказывающим содействие (непосредственно не занятым) в оказании платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности от (заработной платы педагогов) общей суммы средств, направляемых на выплату заработной платы (включая надбавки, доплаты и стимулирующие выплаты);

— на оплату коммунальных услуг;

— на функционирование и развитие материальной базы;

— на повышение квалификации работников;

— на другие цели по направлениям, перечисленным в п. 4.2. настоящего Положения.

  1. 16.Прибыль, полученная МБДОУ от оказания платных образовательных и иных услуг, распределяется следующим образом:

— на выплату премий педагогическим работникам, оказывающим платные образовательные и иные услуги;

— на выплату премий работникам, занятым непосредственно в оказании платных образовательных услуг;

— на выплату премий работникам, оказывающим содействие (непосредственно не занятым) в оказании платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности от (заработной платы педагогов) общей суммы средств, направляемых на выплату заработной платы;

— на функционирование и развитие материальной базы.

Источники:
Внебюджетная деятельность образовательного учреждения виды
Государственным и муниципальным школам, вузам и лицеям, работающим в России, дозволяется вести внебюджетную деятельность. Какого рода активности в рамках нее предусмотрены законом?
http://fb.ru/article/159131/vnebyudjetnaya-deyatelnost-obrazovatelnogo-uchrejdeniya-vidyi-polojenie-o-vnebyudjetnoy-deyatelnosti
Доходная деятельность высших образовательных учреждений
Научная статья по направлению Экономика и управление бесплатно. Тема Доходная деятельность высших образовательных учреждений, текст научной статьи из научного журнала Молодой ученый
http://moluch.ru/archive/85/15900/
Приносящая доход деятельность образовательного учреждения
Управление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования Верх – Исетского района г. Екатеринбурга Муницип…
http://www.ds13ekb96.jumpa.ru/dokumenty/item/643-polozhenie-o-raskhodovanii-sredstv-ot-prinosyashchej-dokhod-deyatelnosti.html

COMMENTS