Признаки государственного управления

Государственное управление: понятие, признаки и принципы

1. Понятие, признаки и сущность государственного управления.

Государственное управление является разновидностью социального управления.

Социальное управление – представляет собой влияние одних людей на других с целью упорядочения социальное важных процессов, обеспечения устойчивого развития социальных систем. Оно характеризуется такими признаками, как:

— проявляется через совместную деятельность людей, организует их для такой деятельности в соответствующие коллективы и организационно оформляет;

– имеет целью упорядочение совместной деятельности путем обеспечения согласованных индивидуальных действий участников такой деятельности через влияние на их поведение (волю);

– является властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих отношений;

– имеет особенный апарат реализации через организационно оформленные группы.

– управление органов местного самоуправления;

– управление объединениями граждан;

– управление в сфере производства;

Нас с вами интересует государственное управление, на сферу деятельности которого в основном и распространяются нормы административного права.

Государственное управление – это подзаконная юридически властная деятельность органов государства исполнительно-распорядительного характера, которая направлена на реализацию законов, практическое исполнение задач и функций государства, с помощью которой осуществляется организующее влияние на общественные отношения в сферах экономики, социально-культурного и административно-политического строительства.

Как нам известно, исполнительная власть – термин, которым называется одна из ветвей государственной власти в Украине. Этот термин начал использоваться вместо термина «управление» с началом построения демократической системы в нашем государстве. Он использовался и ранее, в советские времена, однако, разделение власти на три ветви упразднило бывшее значение этого термина, хотя он все равно тесно взаимосвязан с термином «исполнительная власть». Но, нельзя ограничиваться использованием только термина «исполнительная власть». Хотя по содержанию этот вид деятельности является государственным управлением.

Место и роль государственного управления в механизме государственной власти определяются следующими характеристиками (признаками):

— государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от других форм реализации власти;

государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным ее направлением является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий;

государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти, или же органы государственного управления;

государственное управление – исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством;

государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение закона, она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Такова основная характеристика государственного управления. Однако, к этому можно добавить и некоторые иные его специфические признаки, среди них:

вертикальность системы исполнительно-распорядительных органов;

– реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, то есть внесудебном порядке;

– предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);

– включение в механизм государственного управления не только органов исполнительной власти, но и всех иных звеньев управленческого аппарата.

Функция государственного управления – основное направление управленческой деятельности (государственной деятельности), с помощью которого исполняются государственные задачи и достигается цель, которую ставит законодатель в нормах административного права.

Функции государственного управления

Приступая к рассмотрению функций государственного управления, следует сказать, что в науке принята такая их классификация. Они делятся:

А) в зависимости от направленности и места влияния на: социально-организационные (влияние государственных органов на объекты управления) и внутриорганизационные (управление внутри государственного управленческого аппарата);

Б) по содержанию, характеру и объему влияния: на общие, специальные, вспомогательные.

К общим функциям относятся:

1. Планирование – начальный этап процесса управления. То есть, кто-то должен решить, что, как, когда и кем должно быть выполнено. Для осуществления этой функции необходимо определить состояние той или иной проблемы, цели и порядок их достижения. Планирование бывает стратегическим (высший уровень), на долгосрочную перспективу, тактическим – т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач (средний уровень), и оперативным (нижний уровень).

2. Организация – установление постоянных и временных взаимоотношений между различными подразделениями государственных органов, определение порядка и условий ее функционирования. Т.е. это процесс объединения людей для поставленных целей.

3. Прогнозирование – научное предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов;

4. Контроль – (направлен на обеспечение законности, дисциплины).

Специальные функции характеризуют особенности конкретного субъекта (Президента Украины, КМУ, местных государственных администраций и др.) или объекта управления (экономическая, социально-культурная, административно-политическая сферы).

Вспомогательные функции способствуют процессам реализации общих и специальных функций. К ним можно отнести: стратегическое и текущее планирование; финансирование, стимулирование, кадровое обеспечение, управление, диагностика и др.

Достаточно важным является изучение вопроса о принципах государственного управления.

Принципы государственного управления — это основополагающие идеи, научные положения данного вида деятельности. В административно-правовой науке нет единственной мысли по поводу видов принципов государственного управления, оснований их классификации.

Чаще всего предлагается такая их классификация:

— объективности государственного управления;

— демократизма государственного управления;

— правовой упорядоченности государственного управления;

— законности государственного управления;

— распределения власти в государственном управлении;

— публичности государственного управления;

— согласованности между собой целей государственного управления по основным параметрам;

— взаимодополнения целей, при котором одна цель способствует другой;

— подчинение частных, локальных целей общим целям государственного управления;

– дифференциации и фиксации функций путем издания правовых актов и закрепления управленческих функций в компетенции органов государственного управления;

– концентрации, которая обусловливает необходимость предоставления определенному органу таких управленческих функций, чтобы его государственно-управленческое влияние действительно направляло, организовывало и регулировало объекты управления;

– достаточного разнообразия, которое требует, чтобы управленческие функции относительно того или другого объекта управления, по количеству и содержанию отвечали разным управленческим запросам последнего;

– соответствия управленческого влияния реальным требованиям и запросам объектов управления;

– единства системы государственной власти, которая обеспечивает целостность, согласованность и действенность государственно-управленческих процессов;

– территориально-отраслевой принцип, который обусловливает зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и услуг, сферы общественной жизни;

– принцип разнообразия организационных связей, которые раскрывают вертикальные и горизонтальные организационные взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления;

– соответствия элементов (методов, форм, стадий) управленческой деятельности органов государственного управления их функциям;

– конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты;

– стимулирование рациональной и эффективной управленческой деятельности.

Понятие и признаки государственного управления, его место в системе социального управления

Гос управление – это целенаправленное, организующее-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Это разновидность социального управления.

Социальное управление – особый тип управления- воздействия одних людей на других главным образом с помощью информации с целью упорядочения социально-значимых процессов, обеспечение устойчивого развития социальных систем.

Государственное управление (в широком смысле) – управление делами государства, которое осущ всеми органами гос и во всех ветвях власти, в узком смысле – исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.

Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса.

Признаки государственного управления:

— государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от других форм реализации власти;

государственное управлениедеятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным ее направлением является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий;

государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти, или же органы государственного управления;

государственное управление – исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством;

государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение закона, она вторична по отношению к законодательной деятельности.

– предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);

(-является организующей деятельностью

-носит организационно-распорядительный хар-р

-в процессе осуществления управл деят реализуются функции государства

-осуществление уполномоченными на то субъектами управления.)

Субъекты гос управления – гос органы и должностные лица, которые наделены гос-властными полномочиями

Объекты гос управления – предприятия, органз, граждане,которые не имеют властных полномочий.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2017 год. (0.025 с) .

Понятие и признаки государственного управления

Организующее и регулирующее целенаправленное воздействие государства посредством системы его органов и его должностных лиц на деятельность и отношения людей, а также на общественные процессы как вариант социального администрирования — вот признаки государственного управления. Это особый тип воздействия на людей другими людьми, владеющими информацией, для того чтобы упорядочить социально-значимые процессы, обеспечить устойчивое развитие социальных систем.

Признаки государственного управления в широком смысле — контроль над делами государства, который осуществляется всеми государственными органами в каждой ветви власти, а в узком смысле — это непосредственная организация социальных общественных процессов исполнительной деятельностью. Что такое государственное управление? Деятельность должностных лиц органов власти, практически воплощающая выработанный соответствующими процедурами политический курс. Признаки государственного управления конкретно перечислены ниже.

  • Осуществление единой власти государства, имеющее компетенционную и функциональную специфику, которая зримо отличается от остальных форм реальной власти.
  • Исполнительно-распорядительный характер деятельности, где основное направление — исполнение, то есть реальное проведение законов и нормативных актов в жизнь, что может быть достигнуто за счёт использования юридических и властных полномочий, которые необходимы.
  • Государственное управление, признаки, принципы которого являются прерогативой специальных субъектов, которые обозначены исполнительно-распорядительными или специальными органами власти.
  • Исполнительная деятельность, которая осуществляется повседневно и непосредственно руководством хозяйственного, социально-культурного или административно-политического строительства.
  • Деятельность подзаконна и осуществляется на основе и на исполнении закона, по отношению к деятельности законодательной государственное управление вторично.
  • Правотворчество возможно только предусмотренное действующим законодательством, если правоприменение сочетается с правоустановлением.
  • Деятельность является организующей и носит организационный и распорядительный характер.
  • Управляющая деятельность в своём процессе реализует функции государства.
  • Деятельность осуществляется сугубо уполномоченными управленческими субъектами.
  • Субъектами государственного управления являются должностные лица государственных органов, наделённые властными полномочиями.
  • Объектами государственного управления являются предприятия и организации, а также граждане, не имеющие властных полномочий.

Это только основные признаки государственного управления. О второстепенных же будет упоминаться в дальнейшем тексте статьи.

Разновидность социального управления — управление государственное. То есть влияние конкретных людей на остальных, чтобы упорядочить процессы социального развития и всех социальных систем. Понятие и признаки государственного управления можно охарактеризовать как проявление совместной деятельности людей, организацию их в соответствующие коллективы для этой цели и организационное оформление этих коллективов. Кроме того, такая совместная деятельность упорядочивается, придаётся согласование индивидуальных действий всех участников, оказывается влияние на их волю и поведение.

Государственное управление обязательно имеет власть, базируясь на подчинении в управленческих отношениях, оно располагает особым аппаратом для реализации своей воли посредством организационно оформленных групп. Социальное управление — это основа власти, одним из фрагментов которого является государственное, рядом с которым функционируют и другие виды управления: органы местного самоуправления, объединения граждан, сфера производства с собственным управлением и, наконец, управление в семье, которое тоже имеет своё понятие и признаки. Государственного управления это может коснуться только в случае нарушения законодательства в ходе деятельности всех перечисленных систем социального управления.

Сфера деятельности государственных органов — нормативы административного права. Это подзаконная юридически обоснованная деятельность распорядительного и исполнительного характера, направленная на реализацию законодательства и исполнение на практике всех функций и задач государства, посредством чего и возможно организовать общественные отношения в социально-культурном, экономическом, административном и политическом строительстве. Одна из ветвей государственной власти — исполнительная. Этот термин берёт истоки в законодательстве СССР, когда вся государственная власть имела три ветви и одной из них являлась исполнительная.

Роль и место каждого фрагмента социального управления определено законами, которые претворяет в жизнь государственная власть. Признаки системы государственного управления определяются достаточно широко: специфика функций и компетенций в осуществлении единой власти, когда в результате распорядительной и исполнительной деятельности проводятся в жизнь законы и нормативные акты, заключённые внутри них. Это было бы невозможно при отсутствии определённых полномочий, которые юридически оформлены и облечены властью.

Специфические признаки органа государственного управления: определённое место в вертикали в системе исполнительных и распорядительных органов, способность реализовать принадлежащие этому субъекту юридические властные полномочия во внесудебном, то есть административном порядке. Возможность привлечения к административному правотворчеству органов исполнительной власти — правоустановление и правоприменение, а также привлечение любых звеньев аппарата управления. Признаком государственного управления является также и служба по взаимодействию всех элементов властных структур.

Основная функция органа управления — направление всей управленческой деятельности государства для исполнения поставленных государством задач и достижения целей, определённых тоже государством. Вся эта деятельность целиком и полностью находится в нормативах административного права. Признаки, функции государственного управления можно рассматривать в двух направлениях: по направленности и месту влияния на социальные и внутриорганизационные функции и по содержанию, объёму и характеру влияния на вспомогательные, специальные и общие.

  • стратегическое, тактическое или оперативное планирование как начальный этап всего процесса управления с определением состояния проблемы и порядка достижения поставленной цели;
  • организация как установление временных или постоянных взаимоотношений между подразделениями, определение условий и порядка функционирования государственных органов;
  • прогнозирование как предвидение на основе систематических исследований состояния, динамики и перспектив в процессах и явлениях управления.

Специальные функции принадлежат конкретным субъектам: президенту, главам государственных администраций и так далее. Вспомогательные же предусмотрены для реализации специальных и общих функций, а это текущее и стратегическое планирование, стимулирование и финансирование, кадровое управление и обеспечение и многое другое из того, чем оперирует государственное управление.

В процессе целенаправленного воздействия на социальную, биологическую, технологическую, механическую систему государственное управление достигает упорядоченности в её функционировании, в результате которой достигаются поставленные цели. Качественная и целостная система имеет обязательные элементы — субъект и объект управления, а также определённую направленность и стремление к поставленной цели (достижение управленческого результата). Виды управления относятся к системной привязке: социальное это управление, биологическое, технологическое или механическое.

Основные признаки государственного управления уже перечислены, но продолжить их список вполне уместно более общими чертами, присущими этой системе.

  • Государственное управление всегда присутствует там, где есть совместная деятельность общностей или отдельных людей.
  • При помощи госуправления обеспечивается воздействие на участников совместной деятельности в сторону упорядочивания отношений.
  • Госуправление всегда нацелено на определённый управленческий результат.
  • Присутствуют одновременно и субъект, и объект управления.
  • Субъект управления имеет властный ресурс.
  • Объект управления подвластен субъекту.
  • Государственное управление всегда ограничено рамками определённого механизма (закона).

Среди видов государственного управления присутствуют общественное самоуправление, муниципальное (местное) самоуправление, государственное управление. Элементами этой системы могут являться управленческие связи — прямые и обратные, а также субъект и объект управления, причём субъект может быть как коллективным, так и индивидуальным, а в роли объекта рассматриваться отдельный человек, социальная группа и всё общество в целом, то есть государство.

Что такое управленческий цикл? Это в совокупности взаимосвязанные и логически обусловленные стадии управления, которые характеризуются определёнными задачами и определённым составом участников. Взаимосвязанность может характеризоваться целенаправленным и организующим воздействием субъекта на управляемый им объект (прямые связи), а также как информационное воздействие объекта на субъект управления (обратные связи).

Стадиями в процессе управления являются: анализ ситуации, выработка решения и его принятие, организация решения и его исполнение, контроль и подведение итогов, а также внесение корректив. Деятельность по реализации особых полномочий — это в широком понимании и есть государственное управление. Понятие, признаки, функции в основе своей здесь уже определены, но можно расширить этот диапазон, рассматривая отдельные ветви данной системы.

Управленческая государственная деятельность по характеру исполнительно-распорядительная, имеет юридически подтверждённую власть. Осуществление управления происходит планово, непрерывно и постоянно, причём всегда на основании закона.

Связи государственное управление имеет как вертикальные, так и горизонтальные и осуществляет свою деятельность как в правовых, так и в неправовых формах, поскольку обеспечена системой гарантий. Нарушение норм и правил управленческой деятельности может повлечь за собой негативные последствия в виде правоограничений.

Цель — это предполагаемый результат, который предопределён и к которому стремится субъект, осуществляя управленческую деятельность. Цели могут быть разнообразными.

  • Социальные и экономические цели служат упорядочению общественной жизни и удовлетворению интересов общества, достижению благосостояния, построению и поддержанию системы отношений в экономике.
  • Политические цели направлены на участие в управлении всеми политическими силами страны, на выработку позитивных предложений в процессах развития общества и государства, которые способствуют совершенствованию общественных и государственных структур, а также развитию человека как такового.
  • Обеспечительные цели служат правам и свободам граждан и общественных законности, порядка, безопасности, нужного уровня благосостояния общества.
  • Организационно-правовые цели формируют правовую систему, способствующую реализации функций государства, решения его задач с помощью демократических институтов и прочих государственных правовых механизмов.

Основополагающие идеи и руководящие начала, положенные в основу управленческой деятельности для раскрытия её сущности — принципы государственного управления существуют в двух видах — организационные и социально-правовые. К общим, то есть социально-правовым нужно отнести:

  • демократизм, когда народ — единственный источник власти;
  • законность, строящаяся на точном и неукоснительном соблюдении и исполнении законов и Конституции РФ;
  • объективность — адекватное восприятие процессов, которые происходят в обществе, установление закономерностей и учёт их в принятии и реализации решений;
  • научность — сбор, анализ и хранение информации, учёт научных наработок;
  • конкретность — построение управления на основе конкретных данных по жизненным обстоятельствам, то есть реальное состояние объекта должно быть соответственным ресурсам субъекта управления;
  • разделение власти на судебную, исполнительную и законодательную, закрепление за ними конкретных функций;
  • федерализм — построение деятельности с нормативным закреплением разграничений компетенций между РФ и её субъектами;
  • эффективность — минимальные затраты времени, средств и сил для достижения управленческого результата.

Источники:
Государственное управление понятие, признаки и принципы
1. Понятие, признаки и сущность государственного
http://kursak.net/gosudarstvennoe-upravlenie-ponyatie-priznaki-i-principy/
Понятие и признаки государственного управления, его место в системе социального управления
Понятие и признаки государственного управления, его место в системе социального управления Гос управление – это целенаправленное, организующее-регулирующее воздействие государства (через
http://studopedia.org/9-117766.html
Понятие и признаки государственного управления
Организующее и регулирующее целенаправленное воздействие государства посредством системы его органов и его должностных лиц на деятельность и отношения людей, а также на общественные процессы как вариант социального администрирования — вот признаки государственного управления. Это особый тип воздействия на людей другими людьми, владеющими информацией, для того, чтобы упорядочить социально-значимые процессы, обеспечить устойчивое развитие социальных систем.
http://fb.ru/article/272511/ponyatie-i-priznaki-gosudarstvennogo-upravleniya

COMMENTS