Признаки муниципального образования

Муниципальные образования признаки, виды, характеристика

1.3. Признаки муниципальных образований

Даваемое в Федеральном законе о местном самоуправлении определение муниципального образования, хотя в нем более ярко выражен территориальный аспект по сравнению с социальным, близко понятию местного сообщества как территориально организованного коллектива. Анализ положений Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что муниципальное образование — это не только территориальная, но и социальная общность. Речь, в частности, идет о городском или сельском поселении, иной населенной территории.

Как особые субъекты права на местное самоуправление муниципальные образования обладают следующими признаками:

"ведают вопросами местного значения", а также вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти, т.е. осуществляют "публичную власть особого рода" — местное самоуправление;

имеют устав (муниципального образования), который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и подлежит государственной регистрации (ст.8), и свою символику;

реализуют право на объединение в ассоциации и союзы;

имеют территорию и границы;

выборные и иные органы местного самоуправления действуют в пределах муниципальных образований и уполномочены выступать от имени муниципальных образований при осуществлении прав собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности;

за муниципальными образованиями закрепляются качества экономической и финансовой самостоятельности: именно они признаются собственниками имущества, входящего в состав муниципальной собственности, а также имеют местные бюджеты, которые определяются Федеральным законом как бюджеты муниципальных образований (ст.35 п.1); органы местного самоуправления осуществляют права собственника в отношении местных финансов (средств местного бюджета, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащих органам местного самоуправления, других финансовых средств) от имени муниципальных образований (ст.2 п.3 Федерального закона о финансовых основах).

Как видно из перечисленных признаков, муниципальные образования имеют целый ряд черт, присущих организациям — юридическим лицам: органы, устав, подлежащий государственной регистрации, имущество; в отношении них применяются процедуры образования, объединения, преобразования и упразднения (ст.13 п.1 Федерального закона о местном самоуправлении); не только уставы, но и сами муниципальные образования проходят процедуру государственной регистрации, вносятся в региональные реестры муниципальных образований и в Федеральный реестр муниципальных образований.

Несмотря на наличие отдельных признаков юридического лица и корпорации, муниципальное образование вряд ли можно охарактеризовать подобным образом. Его статус отличается от статуса юридического лица и корпорации по следующим позициям:

Муниципальное образование не основано на членстве, что является определяющим признаком корпорации.

Муниципальное образование признается в соответствии с гражданским законодательством особым субъектом гражданско-правовых отношений, наряду с государством и государственным образованием, но не юридическим лицом.

Юридическими лицами являются органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

В федеральном законодательстве отсутствует обобщенное понятие нормативно-правовой системы местного самоуправления или системы нормативных правовых актов муниципального образования: все акты, кроме устава, признаются правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления (ст.19 и др. Федерального закона о местном самоуправлении).

Субъектами наделения "отдельными государственными полномочиями субъектов РФ и Федерации" являются не муниципальные образования, а органы местного самоуправления (ч.2 ст.132 Конституции РФ, пдп.5 ст. 4, пдп.6 ст.5, п.1 ст.38 Федерального закона о местном самоуправлении).

Именно деятельность и акты органов и должностных лиц местного самоуправления (а не муниципального образования в целом) являются объектом контроля и надзора со стороны государства (пдп.5, пдп.15 ст.4, пдп.6 ст.5, ст.51 Федерального закона о местном самоуправлении).

Органы и должностные лица местного самоуправления (а не муниципальные образования) признаются субъектами ответственности перед государством, физическими и юридическими лицами (пдп.14 ст.4, ст.ст.49, 50 Федерального закона о местном самоуправлении).

Право местного самоуправления на судебную защиту трактуется как право граждан и органов (должностных лиц) местного самоуправления (ст.46 Федерального закона о местном самоуправлении), а не как право муниципального образования.

Создание муниципальных предприятий, учреждений и организаций закрепляется как функция органов местного самоуправления, именно они, а не муниципальные образования, выступают в качестве учредителей муниципальных предприятий (ст.30 Федерального закона о местном самоуправлении).

Не муниципальное образование, а органы местного самоуправления по вопросам своей компетенции выступают в качестве стороны в договорах, заключаемых ими с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами (ст.32 Федерального закона о местном самоуправлении); они же являются заказчиками на выполнение работ в рамках муниципального заказа (ст.33 Федерального закона о местном самоуправлении).

Органы местного самоуправления названы в Федеральном законе (ст.34) субъектами внешнеэкономической деятельности.

В Федеральном законе говорится о доходах и расходах органов местного самоуправления (ст.38), о праве органов местного самоуправления на компенсацию увеличения расходов и уменьшения доходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти РФ и субъектов РФ (ст.38 п.2), о праве органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами (ст.40).

Органы местного самоуправления признаются также субъектами кредитных отношений: они вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения (ст.42).

Хотя Федеральный закон и упоминает в качестве "главных действующих лиц" органы местного самоуправления, более подробный анализ большинства из названных выше правоотношений показывает, что органы местного самоуправления выступают в них лишь как органы муниципального образования, т.е. от имени последнего. Следовательно, субъектом указанных правоотношений должно быть признано муниципальное образование. Полагаем, что это признание должно получить соответствующее законодательное оформление: созрела необходимость устранить имеющуюся в настоящее время в федеральном законодательстве не всегда оправданную подмену муниципальных образований органами местного самоуправления, преодолеть непоследовательность федерального, а вслед за ним и регионального законодателя, в определении истинной роли муниципальных образований и органов местного самоуправления в муниципально-правовых отношениях.

Глава 2. Устав муниципального образования

Действующим законодательством определено, что муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации муниципальной службы;

13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций;

15) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Устав служит основным нормативным актом саморегуляции, с которым соотносятся другие акты, решения и действия местного самоуправления и его органов.

Четырнадцать вышеобозначенных обязательных положений касаются тех основных элементов, из которых формируется статус муниципального образования и которые составляют фундамент его организации и функционирования. Каждое из положений является императивным, поскольку оно должно непременно содержаться в уставе. Но определение их содержания относится к сфере ведения местного самоуправления, которое непосредственно и самостоятельно решает соответствующие вопросы. Например, смысл п.1 сводится к установлению конкретных границ и размеров территории, состава населенных пунктов, объединяемых муниципальным образованием, сферы его деятельности.

Перечень регулируемых в уставах вопросов не является исчерпывающим. В них могут закрепляться иные положения, касающиеся вопросов местного значения, распределения функций внутри структуры местного самоуправления, порядка образования организаций общественного территориального самоуправления, порядка распределения компетенции в городе с районным делением и др.

Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Для придания уставу юридической силы необходима его государственная регистрация в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Значение государственной регистрации заключается в том, что устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъекта Российской Федерации. Такой отказ может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав – является ключевым документом функционирования муниципального образования. До его принятие недопустимо совершение большинства правомочий в рамках местного самоуправления. Так, необходимо подчеркнуть, что во многих регионах при организации выборов в органы местного самоуправления допускается характерная ошибка: до принятия уставов муниципальных образований одновременно с выборами представительных органов местного самоуправления назначаются выборы глав муниципальных образований (глав местного самоуправления, глав администраций, старост и т.п.). Между тем выборы глав муниципальных образований могут быть назначены и проведены лишь после того, как такая выборная должность будет предусмотрена уставом конкретного муниципального образования 3 .

Понятие и виды муниципальных образований

В рамках темы местного самоуправления актуальным является изучение такого явления, как муниципальное образование. От грамотной реализации стратегии его развития зависит уровень эффективности ключевых процессов региона и в итоге даже страны.

Согласно закону РФ, в категорию муниципальных образований попадают городские, сельские и объединенные общей территорией поселения или любой населенный пункт, у которого присутствует бюджет, собственность, и к тому же функционируют органы местного самоуправления.

Эти признаки имеют юридический характер, но есть и социально-экономические факторы, от которых зависит мотивация конкретных территорий относительно приобретения статуса муниципальных образований:

Виды муниципальных образований в Российской Федерации

Говоря о различиях между территориями, имеющими возможность осуществлять местное самоуправление, стоит выделить 5 типов поселений, которые определены законодательством РФ:

Стоит обратить внимание на факт реализации муниципальной реформы в РФ. Суть в том, что результатом этих изменений является система местного самоуправления, которая имеет два уровня. Речь идет о следующей структуре: территория всех субъектов Российской Федерации разделяется на городские округа и муниципальные районы.

Происходит и деление непосредственно самих районов на территории сельских и городских поселений. Если район не является густонаселенным, то не исключено образование межселенных территорий.

Городской округ как вид муниципального образования не подразумевает наличия населенных пунктов других типов.

Такой процесс можно определить как один из ключевых этапов формирования и, при необходимости, изменения образований муниципального типа. Также он может являться частью государственной регистрации уставов.

Под определение территорий подпадают земли сельских, городских населенных пунктов, а также рекреационные зоны, участки, используемые для развития поселений, и другие категории, находящиеся в пределах муниципального образования независимо от того факта, о каком целевом назначении или форме собственности идет речь.

При этом важно знать о следующей особенности: муниципальные земли являются объектом гражданского и земельного права. При этом территории в рамках образований можно определить, как объект конституционного права.

Сам процесс изменения территорий, какие бы виды муниципальных образований ни имелись в виду, инициируется населением или органами государственной власти, а также местного самоуправления. Причем подобные изменения могут быть произведены только после согласия местного населения.

На основании нынешнего законодательства РФ, у каждого типа образования должен быть устав, в котором необходимо наличие следующей информации:

  • порядок и структура формирования органов самоуправления;
  • формы и гарантии полноценного участия населения в процессе решения вопросов, имеющих местное значение;
  • границы и состав муниципального образования;
  • порядок, согласно которому осуществляется досрочное прекращение полномочий, отзыв, или выражение недоверия в направлении выборных органов;
  • виды и основания ответственности, которую принимают должностные лица и органы местного самоуправления;
  • порядок и условия организации муниципальной службы;

Любые виды территории муниципальных образований должны иметь сформированный устав, который будет выполнять функцию нормативного акта, позволяющего осуществлять саморегуляцию. Именно с ним будут соотноситься другие решения, действия и акты местного самоуправления и его органов.

Тот факт, что любые виды муниципальных образований в РФ подразумевают наличие местных финансов и собственности, очевиден. И данное обстоятельство ярко указывает на необходимость в некоторой степени автономности процесса управления экономическими отношениями на уровне конкретной территории.

Но реализация подобной стратегии усложняется определенными факторами. Речь идет об отсутствии стабильного опыта эффективной эксплуатации финансов и собственности, которые принадлежат конкретному образованию. Свою лепту в комплекс препятствий вносит неудобное и неполное правовое регулирование функций муниципального хозяйства.

Согласно законодательству РФ, различные виды муниципальных образований могут помещать в категорию собственности имущество органов местного самоуправления, внебюджетные фонды, предприятия, нежилые помещения, жилищный фонд, образовательные, спортивные, здравоохранительные, культурные и другие учреждения, местный бюджет, финансово-кредитные организации и банки. Другими словами, под собственностью можно понимать различное имущество — как движимое, так и недвижимое.

Касаясь такой темы, как виды бюджета муниципального образования, стоит изначально прояснить терминологию. Под местным бюджетом нужно понимать образование и расходование денежных ресурсов, которое происходит в рамках расчета финансового года. Целью таких средств является выполнение расходных обязательств различных видов поселений. Это подразумевает формирование системы расходов и доходов муниципальных внутригородских образований, отдельных районов, округов, прилегающих к городу, а также сельских территорий.

Каждое из перечисленных выше образований формирует собственный резерв и вправе рассчитывать на получение средств федерального бюджета и ресурсов субъекта РФ в процессе регулирования финансовой деятельности.

Изучая такую тему, как виды органов муниципального образования, стоит разобраться и с особенностями местного самоуправления.

Такие органы имеют два основных типа формирования: первый путь образования в своей основе имеет выборы, второй — назначение, кооптирование и делегирование. Какие именно будут формироваться органы местного самоуправления, закон РФ четко не определяет. Это могут быть жилищно-коммунальные хозяйства, руководители ключевых подразделений, заместители главы администрации (выборные), инспекторы и т. д.

При этом нужно понимать, что в систему государственной власти органы местного самоуправления не входят. Другими словами, такие формы управления отделены от государства в формате структурно-организационной власти. Также это означает, что все вопросы, касающиеся их формирования, решаются местным населением. Вышестоящие правительственные структуры в данные процессы права вмешиваться не имеют. При этом глава администрации, будучи должностным выборным лицом, получает «собственную компетенцию». Данный факт еще больше выделяет автономность, которой обладают различные виды муниципальных образований.

Говоря о таком типе образования, как город, нужно отметить, что он обладает рядом особенностей. Речь идет о таких показателях, как пространственная неоднородность, плотность и численность населения, размер, предельная самодостаточность, диверсификация и др. Поэтому, разбирая понятие и виды муниципальных образований, городу стоит уделить отдельное внимание.

В Российской Федерации используется формат городов-столиц, а также районного подчинения, краевых (областных) центров и малых населенных пунктов. Использование подобной классификации подразумевает учет таких признаков, как месторасположение в рамках административного деления и численность населения.

В качестве характерной особенности городов как формы территориальных поселений можно определить их принадлежность к административно-территориальным единицам. Рассматривая муниципальные образования, виды и порядок образования этих территорий, важно понимать, что более мелкие поселения сдерживаются на пути к официальному административному статусу такими факторами города, как неделимость и целостность хозяйства.

Ключевой задачей любого муниципального образования является стабильный рост уровня жизни населения. Процесс достижения этой цели подразумевает обеспечение населения различными муниципальными услугами, которые и определяют качество жизни.

Если обратить внимание на тот факт, какой вид деятельности муниципального образования, имеющего формат города, является приоритетным, то стоит заметить, что спектр услуг будет довольно широк:

  • владение, распоряжение и пользование муниципальной собственностью;
  • комплексное социально-экономическое развитие территории;
  • внедрение сборов и налогов местного значения;
  • утверждение и реализация функций местного бюджета;
  • регулирование процесса планировки и застройки тех территорий, которые имеют отношение к образованию муниципального характера;
  • принятие устава и в случае необходимости — его изменение;
  • контроль процесса эксплуатации земель и др.

Такая тема, как понятие и виды муниципальных образований, включает информацию о двух направлениях вопросов, касающихся их деятельности.

Первое направление предполагает реализацию полной ответственности органов местного самоуправления за частичное или полноценное финансирование: содержание жилищного фонда, учреждений, относящихся к социальной сфере, нежилых помещений, систем снабжения территории водой, газом, теплом, организация транспортного, информационного обслуживания, противопожарной безопасности и др.

Второе направление деятельности ориентировано на реализацию определенных функций другими субъектами деятельности при отсутствии обязательного финансирования. Речь идет о содействии занятости населения, обеспечении необходимыми услугами питания, бытового обслуживания, торговли, социально-культурном и жилищном строительстве, а также деятельности СМИ.

В качестве заключения стоит повторить ту мысль, что видами муниципальных образований являются сельские, городские и другие поселения, которые объединены общей территорией с реализованной системой местного самоуправления.

И это достаточно эффективная форма административного деления, которая предполагает определенную автономность посредством формирования собственного устава и бюджета.

Понятие и основные признаки муниципального образования

Одним из проявлений народовластия является местное самоуправление. Такие образования призваны решать широкий круг вопросов, но на местном уровне. Функционирование самоуправления признается и гарантируется федеральным законодательством.

Институт самоуправления в России появился еще в Средние века. Активное развитие пришлось на вторую половину XIX века. Но с приходом Советской власти вся политика строилась на централизации власти, началось двойное подчинение, при котором не редкостью стала отмена решений нижестоящих органов вышестоящими. Новая волна развития местного самоуправления пришлась на 80-е года прошлого века.

Одним из основополагающих факторов самоуправления на местном уровне является муниципальное образование.

Муниципальное образование – территориальная единица, на которой организовано местное самоуправление. Также обязательными признаками муниципального образования являются:

  • наличие муниципальной собственности;
  • бюджет;
  • населенная территория;
  • органы самоуправления, которые выбраны местным населением.

Муниципальное право (№131-ФЗ) классифицирует муниципальные образования следующим образом:

В составе может быть не только город, но и несколько поселков, объединенные единым и выборным органов самоуправления

в состав единицы могут входить: села, поселки, хутора, станицы, кишлаки, аулы

поселения и/или межселенные территории, власти которых решают межпоселенческие вопросы, полномочия самоуправления могут определяться отдельными законодательными актами

основной признак муниципального образования – такое поселение не входит в состав муниципального района

Внутригородская территория города федерального значения

определенная часть территории города, имеющего статус федерального значения

У каждого муниципального образования имеется административный центр. Именно в такой территориальной единице сосредоточено большинство государственных органов. Определяется месторасположение такого центра с учетом местных обычаев и традиций, социальной инфраструктуры, что в дальнейшем закрепляется на уровне законодательства.

В 2014 году, законом №136 ввели еще два понятия и признаки муниципального образования:

  • городской округ с внутригородским делением;
  • внутригородской район.

По состоянию на 1 января текущего года в России насчитывается 22 327 муниципальных образования, но цифра постоянно меняется, так как реформирование до сих пор продолжается.

из них, с внутригородским делением

Внутригородских территорий городов федерального значения

К территориям муниципальных образований относят абсолютно все земли, независимо от целевого назначения участков и формы собственности.

Одним из признаков муниципального образования является его граница. В уставе образования обязательно определяются границы. Их установление и изменение может проводиться путем упразднения отдельных территориальных единиц, путем объединения, преобразования, но с обязательным учетом местных обычаев и традиций.

Изменение границ возможно по инициативе:

  • местных жителей;
  • представителей местного самоуправления;
  • и по решению органов государственной власти.

В последнем случае органы государственной власти обязаны предусмотреть гарантии для всего населения, учесть его мнение.

Если речь идет о внутригородских образованиях, то вопрос границ решается на уровне городского самоуправления. Эти полномочия должны быть прописаны в уставе, и естественно, должно быть учтено мнение местного населения.

Независимо от вида муниципального образования, к признаку муниципального образования обязательно относят наличие бюджета.

Местный бюджет формируется за счет нескольких источников:

  • собственные средства региона;
  • средства, которые передаются вышестоящими государственными органами;
  • займы.

Собственные средства формируются за счет поступления в бюджет местных налогов (на имущество, на землю, государственные пошлины за предоставления административных услуг, единый налог на вмененный доход и прочие).

Средства, которые передаются от вышестоящих органов – это дотации и субсидии на проведение реформ на местном уровне, субвенции или бюджетные кредиты.

Расходная часть бюджета состоит из:

К первой категории относят финансирование населения и органов самоуправления, включая те программы, которые вменены государственными органами.

Ко второй категории относят расходы, которые позволят содержать все муниципальное хозяйства, включая транспортную инфраструктуру, возведение жилья и прочие.

Признаком муниципального образования является также инфраструктура, состоящая из 3 компонентов:

На инфраструктуру как признак муниципального образования влияет степень ее развития. К примеру, если рассматривать производственную сферу, то муниципальное образование призвано лишь создавать необходимые условия для функционирования производственной деятельности.

К основным функциям социальной инфраструктуры относят:

  1. повышение квалификации;
  2. воспитание молодежи;
  3. забота о здоровье, как часть программы по увеличению продолжительности периода трудоспособности;
  4. обеспечение достойного отдыха населения.

Через инфраструктуру рынка местное самоуправление обязано:

  • облегчить условия для осуществления предпринимательской деятельности;
  • организовывать рыночные отношения в рамках территориальной единицы;
  • облегчать экономический контроль;
  • готовить кадры для обеспечения функционирования инфраструктуры рынка.

Самое главное, чтобы местные власти смогли установить систему взаимосвязи между всеми инфраструктурами.

К признакам муниципального образования относят собственность территориальной единицы. Эта собственность находится под полным контролем и ведением местных властей. В состав имущества могут входить:

  • внебюджетные фонды;
  • образовательные и воспитательные учреждения;
  • объекты культуры, парки, скверы, памятники;
  • предприятия обслуживающей инфраструктуры;
  • унитарные предприятия;
  • жилой и нежилой фонд;
  • объекты здравоохранения, больницы и поликлиники, дома престарелых и роддома;
  • земля.

Главная характеризующая особенность муниципальной собственности – она должна иметь ключевое значение для региона.

Местные власти вправе самостоятельно определять порядок распоряжения и управления имеющимся имуществом. Органы местного самоуправления обязаны вести список-реестр муниципальной собственности.

Основным признаком территории муниципального образования является земля. Также это основной источник пополнения любого местного бюджета. Земли муниципальной собственности могут быть отнесены к этой категории в следующих случаях:

  • если на уровне федерального законодательства они признаны таковыми;
  • земли переданы безвозмездно из федеральной собственности;
  • право на нее появилось вследствие территориального разграничения государственной собственности;
  • право приобретения было проведено с соблюдением норм гражданского законодательства.

На уровне государства в муниципальную собственность могут передаваться и те земельные участки, которые не находятся в границах конкретной территориальной единицы. В свою очередь, местные власти вправе передавать землю:

В качестве пользователей или собственников могут выступать юридические и физические лица.

К основным признакам муниципального образования относят также наличие у него устава. Этот документ имеет особый статус среди всех локальных документов. По сути он является территориальной конституцией. На уровне законодательства выделен достаточно широкий круг лиц, которые имеют право на рассмотрение и внесение изменений в проект устава. К ним относятся:

  • депутаты представительного органа;
  • глава МО;
  • глава администрации;
  • представители органов общественного самоуправления;
  • инициативные группы, состоящие из местных жителей.

Существует одно уточнение, относительно инициативных групп, они должны иметь не более 3% от местного населения, в возрасте, позволяющем голосовать на местных выборах.

До принятия устава или поправок к нему, проект документа обязательно обнародуется, за 30 дней до момента, как наступит дата его утверждения. Другой порядок проведения публичных слушаний не может быть предусмотрен местными нормативными актами. После слушаний его результаты должны публиковаться в местных СМИ. Даже если никаких замечаний относительно текстовки документа не поступало, об этом также необходимо сообщить общественности.

Если же в населенном пункте не более 100 жителей, то устав может приниматься на сходке всех граждан.

Далее после того как прошли все слушания, и документ утвержден местными властями, он подлежит обязательной государственной регистрации в органах управления Минюста. Несоблюдение всей процедуры влечет за собой отказ в регистрации устава.

Немного практической информации – именно по этой причине, в 2013 году регистрационными органами было принято 14 решений об отказе в регистрации, а в 2014 – 3.

Муниципальное образование (понятие, признаки и виды которого мы рассматриваем) включает в себя местное население и органы власти. Основная функция органов управления – регуляторная, как в сфере экономики, так и в политических и социальных вопросах. Все чиновники подразделяются на две категории:

  1. Замещаемые, то есть получившие должность в результате выборов (депутаты, главы администраций, члены представительного органа).
  2. Должностные лица, которые нанимаются на условиях трудового договора.

Без населения не может существовать ни одно муниципальное образование. Ведь именно местные жители являются источником дохода, формируют органы самоуправления и осуществляют контроль деятельности властей.

Население муниципального образования осуществляет непосредственное участие в управлении через:

  • референдумы на местном уровне;
  • выборы;
  • сходы или собрания;
  • через правотворческие инициативы;
  • официальные обращения;
  • путем создания территориального общественного самоуправления.

Существует еще множество других признаков муниципального образования. Например:

  • Самодостаточность. То есть образование должно иметь достаточно ресурсов, чтобы существовать в автономном режиме. Параллельно этому должна присутствовать адаптивность, то есть муниципальное образование должно максимально быстро приспосабливаться к новым условиям. Определяющим фактором этого признака может быть наличие в нем необходимого количества хозяйствующих субъектов с постоянной прибылью.
  • Самоорганизация. То есть местное население должно уметь ставить перед собой цели и находить пути их достижения, следовательно, люди должны уметь договариваться между собой.

Источники:
Муниципальные образования признаки, виды, характеристика
Местное самоуправление — одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений. , страница 3
http://works.doklad.ru/view/h2OteCibWXY/3.html
Понятие и виды муниципальных образований
В рамках темы местного самоуправления актуальным является изучение такого явления, как муниципальное образование. От грамотной реализации стратегии его развития зависит уровень эффективности ключевых процессов региона и в итоге даже страны.
http://businessman.ru/new-ponyatie-i-vidy-municipalnyx-obrazovanij.html
Понятие и основные признаки муниципального образования
Признаки муниципального образования: границы, население, бюджет и устав. Формирование бюджета и значение инфраструктуры для региона. Устав, его утверждение и публичные слушания.
http://fb.ru/article/357098/ponyatie-i-osnovnyie-priznaki-munitsipalnogo-obrazovaniya

COMMENTS