Смета казенного учреждения пример

Анализ исполнения бюджетной сметы (Обухова Т.)

Дата размещения статьи: 04.10.2015

Согласно нормам ст. 6 БК РФ бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Проверка правильности составления, утверждения и исполнения сметы в обязательном порядке включается в программу проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности казенных учреждений. В ходе проверки ревизоры руководствуются требованиями ст. ст. 161 и 221 БК РФ, ст. 298 ГК РФ, Инструкциями N N 157н <1>, 162н <2>, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации <3>.

<1> Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

<2> Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

<3> Утверждаются приказами Минфина ежегодно. На 2012 г. Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ утверждены Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н.

Бюджетная смета — отражение плана деятельности казенного учреждения

Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (ст. 161 БК РФ).

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с Общими требованиями, установленными в Приказе от 20.11.2007 N 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» (далее — Общие требования к составлению смет) (ст. 221 БК РФ). В свою очередь, бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, составляется в порядке, утвержденном самим этим органом, а утверждается руководителем этого органа — учреждения.

Показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до учреждения лимитам бюджетных обязательств <4> на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения (ст. 221 БК РФ). То есть показатели сметы должны соответствовать показателям, отраженным в Расходном расписании (ф. 0531722). Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных лимитов бюджетных обязательств.

<4> Согласно положениям ст. 6 БК РФ лимит бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Для справки. В случае если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период, главный распорядитель средств бюджета при установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы вправе предусмотреть формирование проектов смет на очередной финансовый год и годы планового периода.

Цели, задачи и предмет проверки

В программе проверки прописываются контрольные мероприятия, которые должны быть проведены контрольными органами в ходе контрольных работ. Предметами проверки часто выступают:

— своевременность получения от главного распорядителя бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

— своевременность доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;

— своевременность и правильность отражения доведенных и исполненных бюджетных обязательств в учете;

— исполнение бюджетной сметы учреждения по кассовым и фактическим расходам, а также соответствие произведенных расходов бюджетной классификации.

Целями контрольных мероприятий в отношении проверки бюджетной сметы являются:

— определение соответствия фактических расходов кассовым и выявление причин возникших отклонений;

— определение соответствия фактических расходов бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств.

Оценка эффективности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения, является содержанием анализа исполнения смет расходов.

Основными задачами проверки бюджетной сметы являются:

— изучение ревизором соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;

— изучение состава и структуры расходов;

— оценка причин отклонения фактических расходов от предусмотренных в бюджетной смете;

— оценка эффективности расходов, совершаемых казенным учреждением;

— предложение об обосновании мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.

Для анализа исполнения бюджетной сметы используются:

— Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

— Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

— акты ревизий и проверок, проводившихся ранее;

— данные казенных учреждений по учету кассовых и фактических расходов, отраженные на счетах бухгалтерского учета;

— выписка с лицевого счета учреждения;

Этапы проверки бюджетной сметы и их характеристика

Проверка бюджетной сметы проводится контрольными органами в несколько этапов, среди них:

— анализ соблюдения сметных назначений;

— анализ состава и структуры кассовых и фактических расходов;

— анализ соответствия кассовых и фактических расходов (выявление причин отклонения фактических расходов от кассовых).

Приведем краткую характеристику каждого этапа проверки бюджетной сметы.

Анализ соблюдения сметных назначений. На этом этапе проверки бюджетной сметы проводится анализ соответствия направлений расходов, указанных в бюджетной смете, положениям ст. 70 БК РФ. Напомним, что в данной статье приведен перечень расходов, финансовое обеспечение которых является функцией казенного учреждения:

— оплата труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

— оплата поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

— уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

— возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Таким образом, бюджетная смета должна включать в себя направления расходов, поименованных в данной статье.

Заметим, что понятие «нецелевое использование бюджетных средств» приведено в ст. 289 БК РФ. Согласно положениям данной статьи нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Анализ состава и структуры кассовых и фактических расходов. На этом этапе проверяющие анализируют совершенные фактические расходы и их соответствие кассовым расходам, отраженным в бюджетной смете. При этом используются положения Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных на соответствующий финансовый год приказом Минфина.

— соответствие приказов, распоряжений, положений

проверяемого учреждения требованиям нормативных правовых

актов РФ, субъекта РФ и муниципального образования;

— источники выплат по заработной плате, надбавкам,

дополнительным выплатам и компенсациям, наличие перерасхода

лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований;

при наличии перерасходов необходимо установить, по каким

причинам они допущены;

— выплата заработной платы в соответствии с установленными

окладами, надбавками, премиями, правильность исчисления

среднего заработка для оплаты отпусков, компенсаций при

— правильность выплат за совместительство, замещение

отсутствующих работников и вакантных должностей, выплат

сторонним лицам за работы, подлежащие выполнению штатными

— правильность выплат пособий, компенсаций, выплат,

обусловленных статусом сотрудников;

— соблюдение норм рабочего времени, установленных трудовым

законодательством отдельным категориям работников;

— правильность оформления и составления первичных

документов, являющихся основанием для начисления заработной

платы, наличие подписи руководителя, а также правильность

начисления при арифметических проверках;

— правильность расходования средств на оказание

материальной помощи, выплату прочих компенсаций, выплаты

за счет экономии фонда оплаты труда;

— правильность выплаты суточных при служебных

— правильность и своевременность выплаты пособий и

совершения других расходов, оплачиваемых за счет средств

— полнота начисления и своевременность уплаты страховых

— соответствие представленной в указанные фонды отчетности

данным бюджетного и бухгалтерского учета учреждения

— наличие и содержание заключенных договоров на оказание

— соблюдение норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение

работ, оказание услуг для государственных и муниципальных

нужд» (далее — Закон о государственных закупках) при

— правильность совершения расчетов в пределах установленных

для учреждения тарифов;

— правильность отнесения расходов на соответствующие

— правильность и обоснованность списания бюджетных средств

за выполненные работы;

— правильность списания материалов на проведение

— выполнение условий договора подряда;

— правильность оплаты командировочных расходов;

— правомерность и правильность списания расходов

по содержанию и текущему ремонту автотранспорта;

— наличие договоров на обслуживание с автотранспортными

— правильность оформления путевых листов (маршрут

движения, показания спидометра, подписи должностных лиц)

— правильность планирования денежных средств

на приобретение нефинансовых активов, необходимых для

осуществления хозяйственной деятельности (на канцелярские

товары и хозяйственные расходы, приобретение основных

средств, нематериальных активов);

— правильность расходования средств на приобретение

— соответствие произведенных расходов утвержденным объемам

бюджетных ассигнований и лимитам бюджетных обязательств по

соответствующему коду бюджетной классификации РФ;

— полнота оприходования и правильность списания

— правильность расходования средств на горюче-смазочные

материалы, соответствие фактического расхода топлива и

смазочных материалов утвержденным учреждением нормам

(нормы должны быть утверждены в соответствии с

— соблюдение положений Закона о государственных закупках.

При анализе использования бюджетных средств для

приобретения основных средств проверяющие также обращают

внимание на использование основных средств по целевому

Анализ соответствия кассовых и фактических расходов. Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета. Фактические расходы — это начисленные расходы учреждения, подтвержденные соответствующими первичными документами. Данные расходы отражают фактическое выполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного исполнения бюджетной сметы. Таким образом, кассовые расходы характеризуют движение денежных средств, выделенных учреждению, а фактические расходы — полноту их использования.

При проведении сравнительного анализа кассовых и фактических расходов учреждению следует учитывать тот факт, что на величину последних влияют следующие факторы (приведены в таблице).

Факторы, влияющие на величину расходов

Изменение кредиторской задолженности на конец года

по сравнению с его началом

Изменение остатков по счетам материалов на конец года

по сравнению с его началом

Изменение дебиторской задолженности на конец года

по сравнению с его началом

Изменение остатков по счетам подотчетных лиц на конец года

по сравнению с его началом

Взаимосвязь фактических расходов и основных групп факторов, под влиянием которых формируется их величина, может быть записана в следующем виде:

Фактические расходы = Кассовые расходы — Изменение кредиторской задолженности на конец года по сравнению с его началом + Изменение остатков по счетам материалов на конец года по сравнению с его началом + Изменение дебиторской задолженности на конец года по сравнению с его началом + Изменение остатков по счетам подотчетных лиц на конец года по сравнению с его началом.

Редко, но бывает и такая ситуация. Поставщик производит поставку материальных ценностей, но учреждение полностью их не оплачивает, хотя расходует в текущем периоде. Кассовые расходы в этом случае не производятся, не уплаченная поставщикам сумма переходит на следующий финансовый год. В учете и отчетности она отразится в виде остатка кредиторской задолженности на конец отчетного периода и приведет к ее росту по сравнению с началом года, что является признаком превышения фактических расходов над кассовыми на ту же сумму.

Также нередко в ходе ревизии финансовой деятельности казенного учреждения выявляются отклонения фактических расходов от кассовых по статьям 310, 320, 340 КОСГУ. Причина расхождения между фактическими и кассовыми расходами по этим статьям КОСГУ следующая. Объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости (формируется из стоимости объекта, уплаченной поставщику за приобретенные нефинансовые активы, и целого ряда других сумм, связанных с их приобретением: услуги по доставке, вознаграждение посредническим организациям, регистрационные сборы, пошлины и т.п.).

При проверке соответствия кассовых и фактических расходов проверяющими проводится сопоставление показателей, отраженных в бюджетной смете, с показателями, отраженными:

— в Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

— в Отчете об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);

— в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121).

Величина отклонений кассовых расходов от фактических отражается в табличных формах. При этом определяется величина абсолютного и относительного отклонения.

Анализ бюджетной сметы проводится с целью установить, насколько эффективно казенным учреждением используются средства бюджета, соответствует ли объем оказываемых учреждением населению или другим субъектам хозяйствования услуг затратам, которые несет государство по их оказанию.

Составление и ведение бюджетной сметы

На основании п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и по бюджетной смете.

К полномочиям казенных учреждений согласно положениям ст. 162 БК РФ относятся составление и исполнение бюджетной сметы.

Приведем основные понятия из ст. 6 БК РФ:

Как указано в ч. 1 ст. 221 БК РФ, бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений установлены Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н (далее — Общие требования).

Главный распорядитель средств бюджета утверждает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных учреждений в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе с учетом Общих требований. Например, такой порядок утвержден:

— Приказом Минобороны РФ от 20.09.2013 N 670 для учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны;

— Распоряжением ФСИН РФ от 16.11.2010 N 260-р для органов уголовно-исполнительной системы;

— Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.04.2014 N 82 для федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, судебного департамента при ВС РФ и его органов;

— Приказом МВД РФ от 20.04.2009 N 304 для территориальных органов МВД и казенных учреждений, входящих в систему МВД.

При этом главный распорядитель средств бюджета вправе установить для отдельных учреждений и (или) групп учреждений особенности с учетом:

— данных, полученных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;

— результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;

— данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства РФ по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.

Составление бюджетной сметы

Согласно п. 2 ст. 221 БК РФ, п. 3 Общих требований составлением бюджетной сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.

В силу ст. 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:

— оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ;

— закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;

— уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

— возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Показатели бюджетной сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ. При этом главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей (п. 4 Общих требований).

Примечание. При доведении главным распорядителем средств бюджета лимитов бюджетных обязательств казенное учреждение СМИВ составляет в установленные сроки бюджетную смету.

Таким образом, дополнительно в смете казенного учреждения СМИВ должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения сметы, исходя из характера и особенностей его деятельности, а также экономического содержания проводимых хозяйственных операций. Например, Минфин в Письме от 18.08.2014 N 02-01-10/41203 разъяснил, что указанный в смете показатель лимитов бюджетных обязательств по статье 310 “Увеличение стоимости основных средств” КОСГУ может быть детализирован до видов основных средств — мебель, автомобили, оборудование и т.д.

К представленной на утверждение бюджетной смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованные при ее формировании и являющиеся ее неотъемлемой частью.

Формирование показателей сметных назначений

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств (п. 6 Общих требований).

Примечание. В соответствии с положениями п. 2 ст. 69.2 БК РФ при составлении бюджетной сметы используются показатели государственного задания.

Так, согласно п. 8 Положения N 671*(1) главные распорядители средств федерального бюджета при определении показателей бюджетной сметы вправе использовать:

— нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг;

— нормативные затраты на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления федеральному казенному учреждению.

При этом применяются положения Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минфина РФ N 137н, Минэкономразвития РФ N 527 от 29.10.2010.

В частности, порядок формирования нормативных затрат на оказание соответствующих государственных услуг установлен:

— Приказом ФСБ РФ от 25.09.2012 N 482, утвержден Порядок определения нормативных затрат на оказание федеральными государственными казенными учреждениями, находящимися в ведении ФСБ, государственных услуг и нормативных затрат на содержание имуществ;

— Приказом СК РФ от 05.02.2015 N 9-ф, утвержден Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральными государственными казенными учреждениями, находящимися в ведении СК РФ.

Например, показатели в плановых назначениях бюджетной сметы в отдельных случаях могут формироваться в объемах фактического потребления за пришлые годы. Так, п. 17 Приказа СК РФ N 9-ф установлено, что нормативные затраты на приобретение услуг связи и приобретение транспортных услуг определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении.

Смета казенного учреждения силовых министерств и ведомств составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд, предусмотренных при формировании планов закупок. Порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ и подведомственных им казенных учреждений в части закупок товаров, работ, услуг установлен Постановлением Правительства РФ N 1084*(2) (далее — Правила N 1084). Например, при утверждении нормативных затрат в отношении проведения текущего ремонта федеральные государственные органы учитывают его периодичность, предусмотренную п. 61 Правил N 1084.

Согласно положениям данного пункта затраты на проведение текущего ремонта помещения определяются исходя из установленной федеральным государственным органом нормы проведения ремонта, но не реже одного раза в три года. При их расчете используются требования Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88(р), утвержденного Приказом Госкомархитектуры РФ от 23.11.1988 N 312.

Нормативные затраты на проведение текущего ремонта рассчитываются по формуле:

По результатам технических осмотров, производимых в пределах пяти лет, и с учетом физического износа в 2016 году необходимо провести текущий ремонт гаража казенного учреждения СМИВ, в том числе:

— мягкой кровли крыши площадью 700 кв. м, стоимость 1 кв. м равна 500 руб.;

— внутренней отделки помещения: стен площадью 2 000 кв. м, стоимость 1 кв. м — 150 руб., и потолков площадью 500 кв. м, стоимость 1 кв. м — 80 руб.;

— полов из плитки площадью 400 кв. м, стоимость 1 кв. м — 360 руб. Лимиты бюджетных обязательств доведены в объеме 850 000 руб.

Нормативные затраты на проведение текущего ремонта составят по договорам (контрактам):

1) на ремонт мягкой кровли — 350 000 руб. (700 кв. м х 500 руб.);

2) на внутреннюю отделку помещения — 348 000 руб. (2 000 кв. м х 150 руб. + 600 кв. м х 80 руб.);

3) на ремонт пола из плитки — 144 000 руб. (400 кв. м х 360 руб.). Расчет к бюджетной смете производится по статье 225 “Работы, услуги по содержанию имущества”:

Стоимость услуг, тыс. руб.

В бюджетной смете казенного учреждения СМИВ расходы на текущий ремонт отразятся так:

Бюджетная смета на 2016 год

Код по бюджетной классификации РФ

Сумма в тыс. руб.

Общий объем затрат, связанных с закупкой товаров (работ, услуг), рассчитанных на основе нормативных затрат, не может превышать объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на закупку в рамках исполнения федерального бюджета.

Таким образом, утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств по обеспечению выполнения установленных функций.

Утверждение бюджетной сметы

Пунктом 8 Общих требований предусмотрено, что бюджетная смета утверждается:

— руководителем учреждения, являющегося главным распорядителем средств бюджета;

— руководителем главного распорядителя бюджетных средств для учреждения, не являющегося главным распорядителем бюджетных средств, если главным распорядителем не предусмотрен иной порядок, в соответствии с которым может быть предоставлено право утверждать сметы руководителю распорядителя средств бюджета учреждений, находящихся в его ведении, либо непосредственно руководителю учреждения.

Под ведением смет понимается внесение в них изменений в пределах доведенных в установленном порядке бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.

Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей, при которых суммы увеличения отражаются со знаком плюс и (или) суммы уменьшения объемов сметных назначений отражаются со знаком минус.

Поправки в смету вносятся в случаях (п. 11 Общих требований):

— изменяющих объемы сметных назначений при изменении объема лимитов бюджетных обязательств;

— изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ (кроме кодов КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств;

— изменяющих распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;

— изменяющих распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;

— изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, установленным в соответствии с п. 4 Общих требований, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.

Кроме того, соответствующие изменения в утвержденные показатели бюджетной сметы вносятся в целях перераспределения между целевыми статьями, видами расходов и КОСГУ для недопущения образования неиспользованных остатков бюджетных средств и кредиторской задолженности по итогам года, а также в случае блокировки (уменьшения) лимитов бюджетных обязательств по фактам их нецелевого использования (п. 40 Приказа Минобороны РФ от 20.09.2013 N 670, п. 10 Приказа МВД РФ от 20.04.2009 N 304).

Согласно п. 12 Общих требований в случае, если внесение изменений в смету требует корректировки бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, оно утверждается после внесения в установленном порядке соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и изменения лимитов бюджетных обязательств.

Внесение изменений в бюджетную смету учреждения осуществляется в порядке, определенном распорядителем средств. Например, в соответствии с п. 11 Приказа МВД РФ N 304 МВД вправе указывать и обязывать вносить соответствующие изменения в утвержденные руководителями территориальных органов МВД и казенных учреждений, входящих в систему МВД, показатели сметных назначений.

При этом изменения, внесенные в бюджетную смету, утверждаются в том же порядке, в котором была утверждена сама смета.

В целях формирования бюджетной сметы на этапе составления проекта бюджета на очередной финансовый год казенное учреждение в сроки, установленные вышестоящим распорядителем средств бюджета, составляет и представляет ему на рассмотрение проекты бюджетных смет, к которым прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании проектов, и пояснительная записка. При подготовке проекта бюджетной сметы казенным учреждениям следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ*(3) в редакции Приказа N 90н*(4).

При этом следует учитывать положения ст. 221 БК РФ, согласно которой показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств:

— по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов;

— дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления.

Минфин в Письме от 14.05.2015 N 02-05-11/27759 “О методических рекомендациях по порядку применения бюджетной классификации при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов)” разъясняет, что главным распорядителем бюджетных средств в целях организации исполнения бюджета (бюджетной росписи) по расходам при распределении бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств может быть установлена на уровне бюджетных смет подведомственных казенных учреждений дополнительная управленческая детализация по кодам КОСГУ — дополнительно (сверх) к двадцатизначному коду бюджетной классификации расходов (глава, раздел, подраздел, целевая статья расходов, вид расходов).

Ответственность за нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет

Статьей 15.15.7 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Под должностным лицом согласно ст. 2.4 КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом в силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Следовательно, административная ответственность применяется в отношении должностных лиц, допустивших противоправные действия (бездействие) по составлению, ведению и утверждению бюджетных смет.

*(1) Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671.

*(2) Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084 “О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений” (вместе с “Требованиями к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений”).

*(3) Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.

*(4) Приказ Минфина РФ от 08.06.2015 N 90н “О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н”.

эксперт журнала “Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение”

Журнал “Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 10, октябрь 2015 г.

Источники:
Анализ исполнения бюджетной сметы (Обухова Т
Анализ исполнения бюджетной сметы (Обухова Т.) Дата размещения статьи: 04.10.2015 Согласно нормам ст. 6 БК РФ бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией
http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/12535
Составление и ведение бюджетной сметы
Составление и ведение бюджетной сметы, консультация военнослужащим, пенсионерам бесплатно
http://www.oboznik.ru/?p=44806

COMMENTS