Учет в образовании

Бухгалтерский учет в сфере образовательных услуг

Бухгалтерский учет в сфере образования

Сегодня рыночные отношения являются реальностью российского образования, учебные заведения становятся самостоятельными и автономными субъектами хозяйствования. Вуз сегодня представляет собой аналогичный производственному предприятию субъект, способный предложить рынку собственные услуги и при успешной их реализации получить прибыль.

Юридическое лицо признается некоммерческой организацией, если оно не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации могут быть созданы для достижения социально значимых целей, направленных на осуществление общественных благ.

Основная цель каждой образовательной организации — воспитание и обучение граждан. Поэтому осуществлять свою деятельность они могут только как некоммерческие организации. При этом они вправе выбрать любую организационно-правовую форму, которую предусматривает гражданское законодательство РФ для некоммерческих организаций. Так определено в статье 11.1 Федерального закона от 11.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (далее — Закон N 3266-1). Большинство образовательных организаций создается в форме учреждения.

Учреждение не является собственником имущества, которое ему передали учредители. Имущество закреплено за ним только на праве оперативного управления. Это означает, что учреждение не может им полностью распоряжаться.

Действующее законодательство позволяет образовательному учреждению заниматься предпринимательской деятельностью. Например, это может быть торговля, оказание разного рода посреднических услуг, приобретение акций и облигаций. Главное — указать такую деятельность в уставе учреждения.

Виды образовательных учреждений

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или в ведении субъекта РФ), муниципальными и негосударственными (п. 3 ст. 12 Закона N3266-1).

Государственные и муниципальные учреждения, как правило, обозначают единым понятием — бюджетные образовательные учреждения (далее — БОУ).

Услуги в сфере образования отличаются как основными характеристиками нематериальной сферы, так и специфическими свойствами, которые кардинально отличают их от других товаров и услуг (рис.1).

Рис. 1. Свойства образовательных услуг

Постатейная группировка расходов образовательных учреждений предназначена для целей планирования, учета, контроля и анализа, составления плановых и отчетных калькуляций.

1. Расходы по основному виду деятельности (учебные расходы)

2. Расходы на управление образовательным процессом

3. Прочие расходы

Исходя из специфики образовательной деятельности целесообразно применять позаказный метод учета затрат. Заказом в образовательном учреждении рассматривают курс, состоящий из студентов соответствующих специальностей, сроков и форм обучения.

В связи с тем, что образовательная деятельность является трудоемкой (удельный вес заработной платы преподавателей около 40% всех расходов), косвенные расходы образовательных учреждений следует распределять с помощью показателей, связанных с потреблением трудовых ресурсов.

Учет затрат в образовательных учреждениях должен быть организован с использованием счетов 20 «Основное производство» — для учета прямых расходов, 25 «Общепроизводственные расходы» — для учета косвенных учебных расходов, 26 «Общехозяйственные расходы» — для учета прочих косвенных расходов.

Учет прямых расходов в разрезе объектов калькулирования необходимо осуществлять на отдельных субсчетах. Субсчетов должно быть столько, сколько установлено объектов калькулирования. Количество объектов калькулирования зависит от количества специальностей, курсов и форм обучения.

Негосударственные высшие учебные заведения оказывают образовательные услуги на платной основе, на основании договоров возмездного оказания услуг, при этом получают доход.

Под «доходом учебного заведения» следует понимать выручку от реализации образовательных услуг и прочей деятельности и иные поступления внереализационного характера.

Организация аналитического учета доходов в зависимости от источников их поступления, предполагает учет выручки от оказания платных образовательных услуг в негосударственных учебных заведениях на соответствующих субсчетах к счету 90 «Продажи». Вышеизложенное позволяет заключить, что рабочий план по учету доходов негосударственных ВУЗов должен отвечать следующим основным требованиям:

— раздельное ведение учета доходов от образовательной и прочих видов деятельности;

— возможность организации аналитического учета в разрезе форм обучения, специальностей и курсов;

— соблюдение принципа соответствия доходов и расходов.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета доходов от реализации образовательных услуг.

1. Получены доходы в счет будущих периодов по договорам на оказание образовательных услуг

2. Отражена реализация оказанных образовательных услуг (ежемесячно или по окончании семестра)

3. Списана себестоимость реализованных образовательных услуг

4. Определен финансовый результат от реализации образовательных услуг в отчетном периоде

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета затрат на обучение.

1. Списана стоимость материальных затрат, использованных в процессе обучения

2. Отражены расходы по оплату труда преподавателей

3. Начислены взносы по социальному страхованию и обеспечению

4. Списана стоимость прочих материальных затрат

5. Отражены расходы по оплате труда административно-управленческого персонала

6. Начислены взносы по социальному страхованию и обеспечению

7. Акцептованы счета за коммунальные услуги

8. Акцептованы счета за различные услуги (связь, консультации, охрана, ремонт и т. д.)

9. Списана доля расходов будущих периодов, относящаяся к отчетному периоду

10. Произведен ремонт основных средств

Дт 25, 26 Кт 10, 60, 76

11. Приобретена учебно-методическая литература и пособия

12. Распределены и списаны учебные расходы на основные затраты по обучению

13. Распределены и списаны общехозяйственные расходы на основные затраты по обучению

14. Признана себестоимость реализованных образовательных услуг

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Комплект (печатный+электронный) журнала «Учет в образовании»

Комплект (печатный+электронный) журнала «Учет в сельском хозяйстве»

Журнал для бухгалтеров учреждений образования: школ, гимназий, колледжей, вузов, образовательных центров, детских садов.

Большое внимание уделяется тематике снижения налоговой нагрузки за счет оптимального использования льгот.

Все материалы, как разъяснения чиновников, так и советы экспертов, написаны доступным языком и подкреплены конкретными примерами.

Журнал посвящен вопросам учета и налогообложения образовательных учреждений (как бюджетных, так и внебюджетных). В нем рассматриваются все вопросы, актуальные для профессиональной деятельности бухгалтера. Все материалы, как разъяснения чиновников, так и советы экспертов, написаны доступным языком и подкреплены конкретными примерами.

» Все новости отраслевого учета

Для того чтобы быть в курсе последних постановлений Правительства РФ, писем Минфина и ФНС России, многочисленных поправок и изменений в федеральных законах, касающихся вопросов учета и налогообложения, требуется много времени. Мы облегчили вашу работу, собрав эту информацию на страницах нашего издания.

» Ответы на вопросы бухгалтеров образовательных организаций

Мы знаем, что неясности в толковании законов и постановлений вызывают вопросы у бухгалтеров, а ситуации, складывающиеся в учете, бывают неоднозначны. Порой найти ответ бывает весьма непросто. Принять правильное решение помогут читателям специалисты: чиновники Минфина, аудиторы, эксперты в бухгалтерском и налоговом учете.

Сложностей при начислении и выплате зарплат преподавателям и стипендий студентам немало. Например, для некоторых педагогов предусмотрены надбавки к вознаграждениям. А если образовательная организация ведет бюджетную и коммерческую деятельность, то необходимо вести раздельный учет. В этом случае существуют особенности и в начислении выплат преподавателям. Мы рассматриваем самые разнообразные ситуации, которые могут возникнуть у бухгалтера образовательной организации.

» Бухгалтерские и налоговые советы

Добавить ваш отзыв Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Журнал для бухгалтеров и кадровиков — полностью о расчете и налогообложении заработной платы. Электронное издание.

Еженедельная профессиональная газета – самая оперативная из всех бухгалтерских изданий. В каждом номере – все, что повлияет на работу бухгалтера:…

Журнал для бухгалтеров бюджетных учреждений, аудиторов, сотрудников казначейства и контролирующих служб. На его страницах разъясняется, как применять новые указания и…

Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика

В каждом номере журнала: все о закупочной деятельности – от размещения заказа до исполнения контракта; анализ административной и судебной практики;…

Журнал № 1 для бухгалтеров. Электронное издание.

О журнале

о налогах и учете для бухгалтеров образовательных учреждений (как государственных (муниципальных), так и негосударственных организаций)

Помощники для работы

7 дней в неделю, 24 часа

в сутки! По итогам обучения выдается престижный сертификат.

для бухгалтеров государственных учреждений.

об утверждении учетной политики и приложения к ней

по любому частному практическому вопросу.

Ответ в течение 24 часов.

в учреждении за 30 уроков от

А до Я», «Годовой отчет

в бюджетных учреждениях», «Годовой отчет в казенных учреждениях»

с Указаниями о применении бюджетной классификации

по налогам, которые уплачивают казенные, бюджетные и автономные учреждения

и образцов заполнения документов

в бюджетной сфере

в одном месте. Весь архив, без лишнего места на полках

для бухгалтеров образовательных

новые правила подготовки

в летний период

Как учесть расходы на оплату труда, по какому КФО их отразить? Ответы даст наш эксперт.

Статья поможет организовать учебу на «удаленке» и без ошибок отразить расходы.

Мы отправляем только ОЧЕНЬ полезную информацию.

Выберите, пожалуйста, тему:

«Учет в образовании» – журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

стоимостью 13068 рублей.

Оплату банковской картой Вы можете совершить в нашем интернет-магазине

Источники:
Бухгалтерский учет в сфере образовательных услуг
Бухгалтерский учет в сфере образования Сегодня рыночные отношения являются реальностью российского образования, учебные заведения становятся самостоятельными и автономными субъектами хозяйствования. Вуз сегодня представляет собой аналогичный производственному предприятию субъект, способный предложить рынку собственные услуги и при успешной их реализации получить прибыль.
http://mirznanii.com/a/22167/bukhgalterskiy-uchet-v-sfere-obrazovatelnykh-uslug
Комплект (печатный электронный) журнала — Учет в образовании
Журнал для бухгалтеров учреждений образования: школ, гимназий, колледжей, вузов, образовательных центров, детских садов. Большое внимание уделяется тематике
http://e-krona.ru/shop/komplekt-pechatnyj-elektronnyj-zhurnala-uchet-v-obrazovanii/
О журнале
О журнале о налогах и учете для бухгалтеров образовательных учреждений (как государственных (муниципальных), так и негосударственных организаций) Помощники для работы 7 дней в неделю, 24
http://obrychet.ru/

COMMENTS