Внебюджетные источники финансирования

Внебюджетное финансирование

Учреждения и организации бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования могут иметь источники доходов, существующие вне бюджета. Эти источники называются внебюджетными и строго регулируются законодательством Финансы: Учебник / Под. ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. -М.: Юрайт- М, 2001.С.98..

Внебюджетные средства можно классифицировать по группам, главным критерием такой классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств — заработанные доходы и незаработанные доходы.

К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальные средства, полученные не от основной его деятельности, но связанные с ней. Эти доходы формируются путем использования принадлежащего бюджетным учреждениям имущества, зданий; сооружений, транспорта и т. д.

Характерной особенностью правового режима специальных средств является целевой порядок их расходования, то есть полученные средства должны использоваться только на нужды самого источника доходов (на ремонт транспортных средств, улучшение питания и т. д.). В условиях дефицита федерального бюджета внебюджетные средства могут использоваться и на другие объекты, находящиеся на сметно-бюджетном финансировании (пополнение основных фондов и т. д.).

По каждому виду специальных средств бюджетное учреждение составляет отдельные сметы. Порядок составления, утверждения и исполнения сметы специальных средств в целом соответствует сметному процессу бюджетного финансирования. Эти сметы также действуют с 1 января по 31 декабря. Для всех смет, как бюджетных, так и специальных, существует один порядок: все не израсходованные к концу финансового года средства бюджетной организации остаются в ее распоряжении на следующий год.

Незаработанные доходы — это средства бюджетного учреждения, не связанные с результатами его труда и не подлежащие возвращению. К ним можно отнести доходы от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.) в виде дивидендов и процентов; добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических и физических лиц, то есть спонсоров; взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных и других организаций.

К внебюджетным средствам относятся депозиты. Они представляют собой сумму денежных средств, временно поступающие в распоряжение бюджетных организаций и при наступлении определенных условий подлежащие возврату или зачислению по принадлежности. К этим средствам относятся: своевременно неполученная заработная плата, стипендии студентам и т. д.

Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных учреждений до определенного срока:

1) для передачи физическим лицам — три года;

2) для передачи юридически лицам — один год;

3) для передачи бюджетным учреждениям — до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены.

Суммы, внесенные на депозит по нерешенным судебным делам, хранятся до 31 декабря того года, в котором суд выносил решение по существу.

По истечении указанных сроков невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.

Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования являются социально-культурные мероприятия, которые охватывают образование, подготовку кадров, культуру и искусство; средства массовой информации; здравоохранение; физическую культуру; мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Источниками финансирования социально-культурных мероприятий, помимо бюджетных, выступающих в качестве основных, могут являться дополнительные средства, в том числе валютные, в виде платы за дополнительные услуги, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, включая иностранных.

Особое место в системе социально-культурных мероприятий занимают средства массовой информации, прежде всего государственное радиовещание и телевидение. Значительная часть средств массовой информации действует на платной коммерческой основе и соответственно имеет собственные финансовые средства, часть расходов которых не покрывается собственными доходами, финансируется из бюджета.

Значительная доля финансирования социально-культурных мероприятий обеспечивается за счет внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение.

К ним относятся:

— Пенсионный фонд РФ;

— Фонд социального страхования РФ;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Все государственные внебюджетные фонды в совокупности аккумулируют (накапливают) денежные средства. Их можно назвать вторым бюджетом страны.

Государство лимитирует (ограничивает) расходы на содержание всех органов государственного управления РФ. Президент и Правительство РФ осуществляют правовое регулирование в этой сфере на уровне федерального управления. В республиках в составе Российской Федерации, в других регионах, в системе местного самоуправления лимитирование расходов на управление определяется соответствующим законодательством.

Внебюджетные источники финансирования

Доходы от собственной деятельности являются одним из источников финансирования организаций культуры. Значимость этого источника для конкретной организации, доля в общей сумме доходов зависит от ряда существенных факторов. Это, прежде всего, статус организации (коммерческая или некоммерческая), ее отраслевые особенности, ориентация на различные целевые рынки населения, оснащенность основными фондами и многое другое.

Невелики, как правило, доходы и от реализации образовательных услуг учреждений культуры и искусства. Большинство из них, выполняя важные социальные функции, обеспечивает дополнительное музыкальное, художественное и иное творческое образование детей и взрослых. Несколько выше поступления от собственной деятельности в бюджетах музеев и культурно-досуговых учреждений: в 2002 г. их доля составила соответственно 14,2 и 8,6% всех доходов.

Однако многие некоммерческие организации получают весьма значительные доходы на рынке культурных услуг. Так, в целом по Российской Федерации они составили соответственно в парках культуры и отдыха — 46,3%, в театрах — 30,2%, в концертных организациях — 25,3% всех финансовых поступлений. Чем ближе к коммерческой деятельности приближается работа организации, тем в большей степени она зависит от рынка культурных услуг и тем выше поступления от реализации услуг потребителям. При этом показатели отдельных организаций могут существенно отличаться от среднего уровня. Приведем конкретные примеры.

Наблюдаемая дифференциация доходов организаций культуры одного и того же вида говорит о наличии достаточно весомых объективных причин, обуславливающих реальные возможности этих организаций наращивать доходы от собственной деятельности. На размер доходов организаций культуры влияет, в частности, емкость рынка, его объем, который, в свою очередь, определяется тремя группами факторов.

Факторы роста объема реализации культурных услуг населению. Основой данного исследования стал экспертный опрос, который позволил ранжировать указанные факторы по степени их влияния на возможности организаций культуры наращивать доходы от реализации услуг населению. Среди важнейших экспертами были названы: наличие квалифицированного управленческого персонала (предпринимательские способности руководителя); степень оснащенности учреждения основными фондами (здание, оборудование); социальная незащищенность реальных потребителей услуг культуры. Причем если первые два фактора, по мнению экспертов, действуют в направлении увеличения доходов, то третий фактор существенно сдерживает их рост. Поддержание «социального уровня» цен на билеты в большей части музеев, театров и концертных организаций города ограничивает возможность роста поступлений от реализации культурных услуг населению.

Кроме того, в значительные для наращивания собственных доходов факторы эксперты включили: численность и профессионально-квалификационный уровень профильного (художественно-творческого) персонала; месторасположение учреждения и наличие транспортных коммуникаций, которые существенно влияют на посещаемость, а значит, и на рост доходов; направленность творческой программы (на массовый, ограниченный или элитарный спрос). Последний фактор связан с содержательными особенностями деятельности организаций культуры и искусства. По мнению экспертов, государство должно поддерживать и элитарные учреждения искусства, предназначенные не для массового зрителя (ряд музеев, театров и т. п.), без существования которых невозможно само развитие культуры.

Доходы от основной деятельности организации культуры — это, прежде всего, поступления от реализации тех услуг, которые непосредственно связаны с ее миссией, ради которых, собственно, и создана данная организация. Речь идет о спектаклях, концертах, представлениях — для организаций исполнительских искусав, об оказании библиотечных услуг читателям — для библиотек, об организации выставочных экспозиций — для музеев и т. п. На объем данных поступлений влияют как интенсивность деятельности организации, так и ее маркетинговые усилия. Это реклама, стимулирование продаж, формирование имиджа (проведение пресс-конференций, установление контактов со СМИ и т. п.) и мн. др. Такие действия помогают не только продвигать культурные блага на рынок, но и формировать спрос на них.

Коммерческие организации культуры, как правило, активнее применяют маркетинговый инструментарий, используют разнообразные его приемы и методы, а также public relations (PR). Позиционируя свои услуги, они рассчитывают, главным образом, на массовый спрос. Некоммерческие же организации, занимаясь чаще всего дифференцированным маркетингом, нацеливая свои услуги на несколько сегментов потребителей, должны способствовать информированности населения о своих услугах, формированию потребительского спроса высокого художественного уровня.

Важнейшей составляющей маркетинговой политики организаций культуры и одновременно фактором, влияющим на рост их доходов, является ценовая стратегия организации. Рыночное ценообразование на услуги культуры, законодательно закрепленное в России с начала 1990-х гг., дает возможность организациям использовать разнообразные ценовые стратегии: политику средних цен, тактику «снятия сливок», внедрение на рынок, дифференцированных, дискриминационных цен и т. п. 2 При этом следует обратить внимание на наличие объективных границ повышения цен на услуги культуры, на высокую эластичность спроса по цене, приводящей к снижению потребления при росте цен на культурные услуги. Причина здесь кроется в том, что культурные услуги находятся за пределами жизненно необходимых человеку благ.

Доходы от неосновной деятельности.В странах с развитой рыночной экономикой, в частности в США, некоммерческие организации всегда занимались деятельностью, хотя и не ориентированной на достижение их основных целей, но приносящей дополнительные доходы. Причем увеличение доходов не входило первоначально в число приоритетных задач этих организаций. «Магазины дешевых вещей, — как пишут американские исследователи, — родились из затеи обучать ремеслу инвалидов. Книжные магазины при университетах возникли для удобства студентов и преподавателей. Даже скаутские организации для девочек, которые получают приблизительно 40% своего дохода от продажи выпечки, ценны тем, что приучают девочек трудиться в коллективе, уметь обращаться с деньгами и получать удовольствие от хорошо выполненной работы» 3 .

Ситуация, сложившаяся в американском обществе в 1980-е гг., напоминает отчасти нынешнее положение культуры в России. С одной стороны, наблюдается рост числа некоммерческих организаций, с другой — сокращение их государственной поддержки. Данное обстоятельство делает особенно полезным знакомство с американским опытом. Рассмотрим в этой связи следующий пример.

Успешно заниматься бизнесом в рамках некоммерческой организации, созданной ради выполнения определенной миссии, — задача не из легких. Вместе с тем, решение данной задачи часто бывает необходимым. Это относится и к российским организациям культуры, дополнительные услуги которых чрезвычайно разнообразны. В их перечень могут входить как уже привычные предоставление в аренду временно свободных помещений другим предприятиям и организациям, продажа рекламной продукции (футболки, кепки, сумки, календари с эмблемой организации культуры), так и совершенно новые услуги, требующие определенной фантазии и предпринимательской активности.

Многие российские театральные коллективы, например, обладают уникальными специалистами мастерских, по уровню не отличающимися от самых элитных профессионалов. Это портнихи, обувщики, столяры и т. п. Все они без ущерба основной деятельности по изготовлению материального оформления новых постановок могли бы участвовать в выполнении сторонних заказов. Во многих театрах эти службы часто простаивают, а работники, получая мизерные зарплаты, ищут индивидуальных заказчиков. Для кого-то этот поиск заканчивается удачно — и на своем рабочем месте, используя оборудование театра, работник фактически занимается нелегальным бизнесом.

Известны случаи, когда, например, костюмерные подразделения брали и высококачественно выполняли заказы по стирке и чистке одежды клиентов, при этом устанавливая цены на порядок ниже, чем в прачечных и химчистках города. Но все это фактически становится теневым бизнесом и, естественно, не приносит доходы в бюджет театра. Вполне реально поставить поиск таких заказов и деятельность по их реализации на легальную и профессиональную основу. Это могло бы принести дополнительные доходы театру и улучшить материальное положение работников мастерских. Приведем пример такого рода в деятельности клубов 7 .

Дом культуры в Ставропольском крае. В одном из районов Ставропольского края при Доме культуры создана швейная мастерская «Сделай сам», оборудованная современными швейными и вышивальными машинами, оверлоком, гладильной доской и т. п. Мастерская открыта с 8 до 17 час.; в ней изготавливают костюмы для самодеятельных коллективов и за умеренную плату подгонят клиентам купленную одежду. Кроме того, если клиент умеет работать на швейной машине, то за небольшую плату в мастерской он сделает все необходимое либо самостоятельно, либо с помощью опытного консультанта. Здесь же помогут наладить и настроить швейную машину. При мастерской открыты курсы кройки и шитья. Доходы от мастерской попадают в бюджет Дома культуры.

Расширение дополнительных услуг населению требует от руководства организаций культуры и менеджеров среднего звена определенной предпринимательской активности. Еще в большей степени она нужна для осуществления деятельности, не связанной с миссией организации, ее основными задачами. Такая деятельность относится российским законодательством к предпринимательской. Перечень видов предпринимательской деятельности был впервые приведен в статье 47 закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Согласно этому закону к ним относятся:

· реализация или сдача в аренду основных фондов и имущества для целей, не связанных с культурной деятельностью;

· торговля покупными товарами, оборудованием;

· оказание посреднических услуг и долевое участие в работе коммерческих структур;

· приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним.

Несколько иное представление о предпринимательской деятельности содержится в статье 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Такой деятельностью признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. А в некоторых статьях Бюджетного кодекса к предпринимательской деятельности вообще отнесена вся платная деятельность, осуществляемая организациями культуры 8 .

Российское законодательство, как видно, достаточно противоречиво трактует конкретные виды предпринимательской деятельности некоммерческих организации. Для практики же важно понимать, что, развивая такую деятельность, следует заботиться, чтобы она не вступила в противоречие с миссией организации. Так, например, аренда помещений коммерческими структурами чревата опасностью отрицательно повлиять на имидж организаций культуры. Задача руководства не только не допускать этого, но и взаимодействовать со своими, арендаторами, с их клиентами как с потенциальными зрителями и друзья ми организации. Развитие партнерских отношений с коммерческими структурами может принести организациям культуры дополнительные выгоды. Приведем и здесь иллюстративный пример.

Опыт партнерских отношений. В этом отношении показательна работа одного из провинциальных музеев. Сдав в аренду свободные помещения юридической фирме, музей получает доходы за аренду и бесплатные консультации арендаторов, которые помогли организации выиграть несколько сложных судебных дел. Кроме того, сотрудники фирмы стали постоянными посетителями музея и привели туда немало своих коллег и друзей. Подобного рода партнерство, кроме доходов от аренды, позволило музею сэкономить издержки (судебные) и увеличить аудиторию своих посетителей.

Донорская поддержка.Среди внебюджетных доходов организаций культуры и в целом культурной деятельности особую роль играют поступления от доноров*. При этом лидирующее место в этой форме финансирования культуры традиционно принадлежит США. Экономисты данный факт объясняют особенностями американской системы финансирования культуры 9 . В соответствии с применяемой в этой самой рыночной стране моделью «вдохновителя» государство не слишком щедро финансирует данную сферу**, но «вдохновляет» общество, стимулирует все — секторы экономики поддерживать культуру, вкладыватьсредства в некоммерческие организации, устанавливает для доносов значительные налоговые льготы.

Практика США свидетельствует, что наибольший удельный вес после взносов частных лиц приходится на средства благотворительных организаций, особенно фондов. Учитывая особую роль благотворительных фондов в поддержке культуры, уделим им большее внимание. Приведем классификацию благотворительных организаций 10 .

Благотворительные фонды различаются также по видам деятельности: фонды, предоставляющие гранты; организации, основной целью деятельности которых является осуществление программ грантов (например, Mott Foundation); фонды прямого действия — организации, получающие финансирование для реализации собственных программ (например, International Foundation for Social Adaptation); фонды, предоставляющие гранты и одновременно реализующие собственные программы (например, Freedom House); фандрейзинговые фонды — организации, основной целью деятельности которых является поиск финансирования для реализации грантовых или собственных программ. Главное отличие фандрейзинговых фондов состоит в том, что они не имеют одного или нескольких постоянных спонсоров (учредителей), обеспечивающих их финансирование, а занимаются фандрейзингом наравне с другими некоммерческими организациями.

Традиция меценатства существовала и в России, приобретя наибольший размах в конце XIX — начале XX в. В условиях централизованной экономики, до начала 1990-х гг., этот канал привлечения дополнительных средств в культуру оказался полностью перекрытым. Крах административно-командной системы и демократические преобразования вновь возродили общественный интерес к участию в финансировании культурной деятельности. Возникли и новые ожидания, связанные с надеждами на появление богатых соотечественников, готовых уже в самом близком будущем выдвинуть из своих рядов Щукиных, Третьяковых, Боткиных, Морозовых, которые начнут помогать русской культуре. Однако не все надежды сбываются так быстро.

Начало 1990-х гг. — это особое время, когда меценатство и спонсорство в России носило характер, с одной стороны, искренний и достаточно простодушный, а с другой — с заметным оттенком применения различных схем «ухода от налогов». Сложная мозаика корыстных и бескорыстных мотивов, «шальных» доходов в период первоначального накопления капитала и жажды самоутверждения за счет культуры, желания быть причастным к всегда популярному процессу творчества — вот база, на которой были реанимированы тенденции меценатства и спонсорства в культуре. С середины 1990-х гг. ситуация стала меняться. Возникли такие формы культурной благотворительности, как корпоративное меценатство, а также демонстративное меценатство и спонсорство — с широким обсуждением в прессе и мощным пиаровским резонансом; меценаты и спонсоры стали больше, нежели ранее, ориентироваться на поддержку конкретных культурных проектов.

Принятие этого закона можно считать началом создания отечественной сети благотворительных организаций. В «Едином реестре благотворительных организаций России» (ЕРБОР) стал налаживаться их учет. В соответствии с правилами данного реестра в него включаются все благотворительные организации, пожелавшие на добровольной основе проинформировать общество о своей деятельности. По состоянию на 1 января 2004 г. в ЕРБОР учтены более 300 таких организаций. Фактически же их значительно больше. Это подтверждают локальные исследования, проводимые в разных регионах России. Приведем несколько конкретных примеров.

Действуют такого рода организации и в других городах. Значительных успехов в области фандрейзинга добился Благотворительный фонд поддержки Уральского академического филармонического оркестра. За годы своего существования, обеспечивая стабильные и постоянно увеличивающиеся поступления донорских средств, фонду совместно со службой развития Свердловской филармонии удалось, например, увеличить число музыкантов оркестра, получающих солидную ежемесячную материальную помощь, с трех человек в 1995 г. до тридцати пяти в 2000 г. 12 Пять лет работает аналогичный благотворительный фонд поддержки Вологодской областной картинной галереи. На его счету не только помощь музею, но и проведение значительного числа культурных проектов в городе и области.

Повторим еще раз, что законодательное оформление благотворительности стало достаточно мощным фактором быстрого развития сети российских благотворительных организаций. Наряду с западными благотворительными фондами они стали принимать активное участие в финансировании отдельных проектов в сфере науки, образования, культуры. Для общей характеристики благотворительной деятельности воспользуемся результатами исследования, проведенного Союзом благотворительных организаций". Его целью было выявление приоритетов политики благотворительных организаций на территории России.

Характеристика благотворительной деятельности в России. В первом полугодии 2002 г. в стране было официально объявлено 136 конкурсов на участие в разнообразных программах, осуществляемых более чем 70 организациями и фондами из 10 стран, включая Россию. Авторы исследования, организованного Союзом благотворительных организаций, пришли к следующим выводам:

· основными организаторами конкурсов в России являются иностранные частные и общественные благотворительные фонды и организации, ими объявлено более 60% конкурсов;

· подавляющее число всех иностранных благотворительных организаций, распределяющих свои средства в России, составляют организации США (более 64%). Среди них лидером является Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). Его программы составляют 47% от общего числа конкурсов, проводимых американскими организациями, и 30% от всей зарубежной грантовой поддержки;

· приоритетными направлениями поддержки благотворительными организациями являются: наука и образование (53%). Значительно отстает от них культура, программы ее поддержки составляют лишь 6% от общего числа программ;

· культура поддерживается прежде всего иностранными организаторами конкурсов, их вложения составляют 86% всех средств, выделяемых на нее благотворительными организациями;

· российские благотворительные организации предпочитают поддержку проектов, связанных с инновационной деятельностью, а также направленных на развитие экономики и бизнеса.

Результаты приведенного исследования свидетельствуют, что поддержка культурной деятельности еще не стала приоритетной для благотворительных организаций, работающих в России. Однако немало зарубежных фондов такую поддержку оказывают и в настоящее время.

Большую часть благотворительных поступлений для учреждений культуры могут обеспечить в России коммерческие хозяйствующие субъекты. Практика показывает, что именно к коммерческим структурам (фирмам, банкам, агентствам) менеджеры культуры обращаются прежде всего, и именно у них организации культуры чаще, чем у благотворительных фондов или частных лиц, находят необходимую поддержку.

Так, по данным российского представительства британского благотворительного фонда CAF (Cbarity Aid Foundations), 70% отечественных фирм жертвуют деньги на благотворительность организациям социальной сферы. В среднем на эти цели они перечисляют в год 1,5 млрд. долл. 14 Эти цифры пока несопоставимы с данными о благотворительности в США, где ежегодные пожертвования исчисляются сотнями миллиардов долларов. Возрождение благотворительности в России — процесс длительный, зависящий от многих факторов: стабильного развития экономики, роста банковского и промышленного капитала, возрождения норм морали и нравственности владельцев больших и малых капиталов. Но начало положено. Свидетельство тому — деятельность отдельных коммерческих структур.

Даже после отмены налоговых льгот активную благотворительную деятельность продолжают вести такие крупные компании, как «ЛУКОЙЛ», «Сибнефть», холдинг «Интеррос», стремящиеся поддерживать новые проекты в области культуры, которые продвигают государственные организации. На этом же поле действуют известные кредитные организации: Альфа-банк, Внешэкономбанк, Банк Москвы, Национальный резервный банк и др. Так, финансовая помощь культуре является основным направлением благотворительной деятельности Альфа-банка, который, в первую очередь, поддерживает изобразительное искусаво, балет и джаз. Московский кредитный банк сосредоточил свою благотворительную деятельность на обеспечении сотрудничества деятелей культуры и искусства России и Германии и т. д. Приведем еще ряд примеров.

Многие организации культуры и искусства — Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Эрмитаж, ряд крупных и небольших театров — не сумели бы полностью реализовать концепции своего развития, не имей они донорской поддержки. Поэтому, продолжая разговор о благотворительной деятельности в России, приведем еще ряд иллюстративных примеров из практики культурного спонсорства и меценатства.

Практика благотворительности. В 2000 г. Мариинский театр получил от американского миллиардера Альберто Виллара 14 млн. долл. на свое развитие и постановку новых произведений. Эрмитаж смог издать иллюстрированный путеводитель по своим залам при помощи Всемирного банка, получив на эту цель 200 тыс. долл. Этот же банк выделил 136 тыс. долл. Пушкинскому Дому на издание 35 книг по научно-массовому пушкиноведению. Блестящие проекты Русского музея были бы маловероятны без поддержки Балтонексимбанка, Сбербанка России и все того же Всемирного банка: последний предоставил сумму в 60 тыс. долл., чтобы осуществить проект «Русский музей — детям».

За последние несколько лет московский театр «Современник» неоднократно менял, искал и с успехом находил нового генерального спонсора. Издание одного из лучших журналов по искусству «Русская галерея» было бы невозможно без интенсивных усилий со стороны его руководства, направленных на привлечение спонсорских средств. Спонсором гастролей коллективов и исполнителей Красноярской филармонии по Сибири выступило МПС; гастроли Тюменского театра драмы и комедии по Сибири были обеспечены Тюменской нефтяной компанией; гастроли театра им. Евг. Вахтангова в Сургуте стали возможными благодаря Сургутнефтьбанку; гастроли Новосибирского театра музыкальной комедии в Усть-Илимске, где население никогда не видело музыкального спектакля, осуществились с помощью местного целлюлозно-бумажного комбината, пригласившего театр на свой юбилей.

Вместе с тем наибольшее число благотворительных акций и наибольшие денежные средства связаны либо с выдающимися деятелями искусства, либо с крупными престижными культурными пр

Внебюджетные источники финансирования учреждений культуры. Фандрейзинг.

Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 3546 ; Нарушение авторских прав

Привлечение дополнительных внебюджетных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования культурных учреждений за счет средств учредителя. Однако платные услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями, не могут быть оказаны вместо деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Внебюджетные средства поступают в культурные учреждения различными путями:

* за счет предоставления платных услуг;

* от спонсоров и благотворительности физических и юридических лиц;

* от сдачи помещений и оборудования в аренду;

* от реализации произведенных товаров, работ, продуктов интеллектуальной собственности и прочих услуг;

* в результате поступления целевых средств из бюджетов других уровней (федеральные, региональные и муниципальные программы) и др.

Практика привлечения культурными учреждениями внебюджетных средств постоянно расширяется: увеличивается число учреждений, предусматривающих внебюджетное финансирование, возрастают объемы этого финансирования.

Поступление в государственные и муниципальные учреждения внебюджетных средств и их расходование регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами. Основными из них являются:

* Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145ФЗ (далее — БК РФ);

* Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 № 51ФЗ (часть первая), от 26.01.96 № 14ФЗ (часть вторая);

* Налоговый кодекс РФ от 05.08.00 № 117ФЗ (часть вторая) (далее — НК РФ);

* Закон РФ от 10.07.92 № 32661 “Об нии”;

* Закон РФ от 07.02.92 № 23001 “О защите прав потребителей”;

* Федеральный закон от 13.03.06 № 38ФЗ “О рекламе”;

* Федеральный закон от 11.08.95 № 135ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”;

* постановление Правительства РФ от 05.07.01 № 505 “Об утверждении правил оказания платных услуг”.

Государственные и муниципальные учреждения являются бюджетными учреждениями. В соответствии с БК РФ (ст. 42) доходы бюджетного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетное учреждение имеет право на использование этих средств в полном объеме для реализации уставной деятельности.

Это положение БК РФ диктует необходимость предусматривать в уставе учреждения исчерпывающий перечень платных услуг и производимых работ, источники поступления финансовых средств или другого имущества. Именно уставы являются основанием для оформления разрешения на открытие в органах казначейства лицевого счета по предпринимательской деятельности.

БК РФ (ст. 70) установлено, что бюджетное учреждение вправе расходовать имеющиеся средства:

* на оплату труда работников;

* перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

* трансферты населению, командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

* оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

* оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Основным источником получения внебюджетных средств культурных учреждений является платная культурная деятельность. Для культурных учреждений эта деятельность связана с реализацией дополнительных культурных программ. Однако культурные учреждения обладают еще и материальным, финансовым, интеллектуальным потенциалами, которые можно и нужно использовать в целях организации деятельности по привлечению внебюджетных средств. Обладание производственными мощностями, необходимым оборудованием, помещениями позволяет производить товары, выполнять заказы, оказывать широкий спектр услуг, сдавать в аренду помещения и оборудование. Информационные ресурсы создают условия для развития современных технологий, создания программных продуктов, баз данных, реализации методических материалов, услуг по использованию Интернета.

Поиск дополнительных средств — фандрейзинг стал одной из важных задач менеджеров в культуре. Многие некоммерческие организации активно занимаются привлечением средств из различных источников. До конца 1980-х годов не только сам термин, но и соответствующие ему действия были не известны в России. Культуру при социализме финансировало только государство, иные внешние источники были недоступны. Ситуация изменилась в 1988-1989 годах. С той поры, когда отечественная культура получила возможность иметь альтернативные источники финансирования, прошло уже двадцать лет. Абсолютный рост сумм бюджетных поступлений в этот период не поспевал за темпами инфляции, в результате российские организации культуры оказались в ситуации острой нехватки денег.

Фандрейзинг (fundraising) — сбор средств от представителей частного сектора с целью осуществления проектов. Частный сектор в данном случае понимается широко и включает все источники негосударственного финансирования — будь то индивидуальные или корпоративные. Фандрейзинг также относится к набору профессиональных навыков и техник для привлечения денег в организацию (в данном случае в социально-культурную сферу) из источников в частном секторе. В Великобритании термины "Фандрейзинг" и "Развитие" взаимозаменяемы.

Если очень кратко, фандрейзинг — это весь комплекс усилий организаций, направленный на сбор средств, необходимых для достижения её целей и финансирования её деятельности.

В одних учреждениях культуры к доходам от фандрейзинга относят поступления от коммерческой деятельности, в других — наоборот, фандрейзинговые поступления не включают членских взносов в клубы, общества друзей и т.д. Причем данная проблема актуальна не только для учреждений культуры, но и для других государственных и негосударственных некоммерческих организаций

Как уже упоминалось, фандрейзинг — это не просто очень важный раздел работы организации, он, по сути интегрирует стремление ее выполнять свою миссию. Кроме того, справедливо было бы признать фандрейзинг понятием в значительной степени собирательным, объединяющим очень разные пути привлечения средств для существования и развития организации.

Нелишне напомнить, что фандрейзинг — это привлечение не только финансов, но ресурсов вообще во всем их разнообразии. Однозначно, чем больше источников ресурсов, методов и способов их привлечения для жизнедеятельности организации, тем устойчивее её развитие. Диверсификация этих источников и методов-способов — залог независимости и гарантия от ресурсных кризисов. Таким образом, устойчиво успешный фандрейзинг предполагает привлечение всего спектра необходимых средств из максимально возможно разнообразных источников и при помощи всех доступных приемов.

Виды ресурсовдовольно различны:

· человеческие (рабочее время, интеллектуальные и физические усилия);

· информационно-методические (знания, навыки, технологии);

· услуги и работы (с помощью механизмов, усиливающих и ускоряющих человеческий фактор);

· финансовые, за которые, проще всего приобрести все перечисленное в предыдущих пунктах.

Источники ресурсовможно разделить по:

· типу их владельца (собственные или чужие);

· характеру собственности (личные, коллективные, корпоративные, общенациональные, общечеловеческие, в т.ч. «неприватизированная природа»);

· отношению к самой организации («ближний круг» — члены самой организации, их родные и близкие и «дальний круг» — другие субъекты, имеющие отношение к виду или территории деятельности организации);

· территориальному признаку (дом, улица, район, поселок, город, область и т.д.).

Не менее разнообразны методы мобилизации средств:

· безвозвратная помощь во всех её разновидностях (дарение, пожертвование, членские взносы, международная техническая и гуманитарная помощь);

· безоплатное предоставление товаров и услуг (ответственное хранение, безвозмездное использование имущества и др.);

· возвратная финансовая помощь (кредиты, займы, ендавмент);

· пассивные доходы (страхование, роялти, банковский депозит и товарный кредит);

· собственная прибыльная деятельность (операции с ценными бумагами, продажа произведенных или покупных товаров, предоставление платных услуг с или без организации дочерних коммерческих структур и т.п.).

К тому же каждый из названных методов мобилизации средств может быть использован с помощью еще более разнообразных способов.

В основе фандрейзинга лежит пять принципов, которые можно назвать «человеческими законами». Они применимы независимо от того, обращаются ли с просьбой о корпоративных пожертвованиях, грантах фондов или личных пожертвованиях.

Люди дают деньги людям. Имеет значение не столько организация, сколько то, кто привлечен к ее работе, и кто просит деньги. Потенциальным донорам — компаниям, фондам или частным лицам — интересен человеческий фактор любой заявки и любого взноса. За исключением масштабных общенациональных кампаний прямой рассылки, которые проводятся ради дела, затрагивающего интересы всей нации, организация может собрать значительные суммы только благодаря контактам между людьми. Даже в массовых кампаниях имеет значение то, какие люди к ним привлечены.

Люди дают деньги потому, что хотят. Это им приятно и вызывает у них чувство удовлетворенности — то есть вы не навязываетесь кому-либо с просьбой подумать о пожертвовании организации только потому, что вы считаете ее достойной. Осознание этой простой истины является, возможно, самым серьезным препятствием в работе попечителя, неохотно выполняющего обязанность фандрейзера. Обращаясь к людям с просьбой за деньгами, вы доставляете им удовольствие и льстите им.

Люди дают деньги только тогда, когда их об этом просят.Добровольные пожертвования редки. Общие призывы оказать помощь, без конкретного указания пожертвования, не дают результатов. Отсюда вытекает важный вывод: люди делают крупные пожертвования только тогда, когда их просят о крупных пожертвованиях. О конкретных суммах. В ходе кампаний по пополнению капитала самым важным и наиболее щекотливым аспектом является обращение к основному потенциальному донору с просьбой о крупном пожертвовании — как просить, какую сумму. Донор может не дать столько, сколько у него просят, но его не оскорбит сама просьба; и почти в любом случае пожертвование будет больше, чем если бы донора не попросили о более крупной сумме.

Люди дают деньги на финансирование возможностей, а не потребностей. Возможность помочь организации достичь цели или выполнить трудную задачу является более привлекательной, чем помощь для поправки финансового положения. Трудно собирать деньги только на покрытие дефицита.

Люди дают деньги успеху,а не нужде. Эффект победителя действует и в фандрейзинге: люди любят участвовать в успешной кампании, иметь дело с организацией, получающей все больше поддержки.

Понимание этих принципов должно облегчить фандрейзинг. Если благотворительность — удовольствие, то просить о пожертвовании — все равно, что предлагать конфету.

Уже говорилось, что в фандрейзинге нет ничего трудного, что для него требуются просто здравый смысл и непреодолимый энтузиазм в работе ради организации или дела, для которых вы просите деньги. Утверждение справедливое, но явно упрощенное. За простым действием — просьбой о деньгах — стоят четыре основных элемента фандрейзинга:

·работа с донорами

·обращение с просьбой о пожертвовании.

В каждом из этих видов деятельности роль попечителей — как всего совета, так и его отдельных членов — должна быть четко определена.

Не случайно именно к фандрейзингу применяют термин «развитие». Этот термин — не просто подслащенный эвфемизм. Концепция развития включает четкую формулировку и выражение миссии организации и принятие необходимых мер (в том числе общение с клиентами и обеспечение значительного объема доходов) для выполнения этой миссии. Поэтому первый и принципиально важный шаг— подготовка четкого заявления о миссии и плана организации: что организация делает, чем она отличается от других, каким образом вписывается в местное общество и где предполагает работать. Слишком часто пренебрегают четким определением цели и формулированием подробного осмысленного плана работы организации. Нравится вам это или нет, но, не имея заявления о миссии и плана работы организации, можете расстаться с мыслью о фандрейзинге. Поэтому вторая важная задачафандрейзинга — продумать следующие конкретные вопросы:

Для чего осуществляется сбор средств (для пополнения капитала и фонда пожертвований или для оказания ежегодной и текущей поддержки)? Организация должна иметь четкое и убедительное заявление о том, на какие цели должны быть использованы средства и почему есть основания давать ей деньги.

Анализ потенциальных доноров — подробное рассмотрение источников поступления денег. В ходе тщательного исследования необходимо выявить тех, кто может и, возможно, захочет внести пожертвования, и определить размеры взноса.

Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

Источники:
Внебюджетное финансирование
Внебюджетное финансирование Учреждения и организации бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования могут иметь источники доходов, существующие вне бюджета. Эти источники называются
http://studbooks.net/810531/finansy/vnebyudzhetnoe_finansirovanie
Внебюджетные источники финансирования
Внебюджетные источники финансирования Доходы от собственной деятельности являются одним из источников финансирования организаций культуры. Значимость этого источника для конкретной организации,
http://megaobuchalka.ru/4/29134.html
Внебюджетные источники финансирования учреждений культуры
Внебюджетные источники финансирования учреждений культуры. Фандрейзинг. Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 3546 ; Нарушение авторских прав Привлечение дополнительных внебюджетных
http://life-prog.ru/2_12407_vnebyudzhetnie-istochniki-finansirovaniya-uchrezhdeniy-kulturi-fandreyzing.html

COMMENTS