Внебюджетные средства бюджетных учреждений

Внебюджетные средства бюджетных организаций

Наши партнеры

Поступления средств от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (так называемых внебюджетных средств) – вид доходов, не впервые применяющийся в практике деятельности бюджетного учреждения.

В начале XX века внебюджетные средства, которые в то время назывались "специальными", составляли существенную часть финансовых поступлений российских университетов. Основным их источником считалась плата за обучение, а расходование этих средств регламентировалось соответствующими сметами. Они направлялись на содержание высших учебных заведений, выплату гонораров профессорам.

В 1923 году Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции была издана инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, согласно которой бюджетные учреждения могли иметь "специальные средства" (доходы от взимания платы за обучение, от продажи архивной макулатуры, от аренды, от выполнения научно-исследовательских работ, отчисления в размере 60% сумм, поступивших от реализации государственных фондов по музейным учреждениям), учитываемые на отдельных счетах.

В бухгалтерском учете бюджетных учреждений применялся сметный метод, когда на балансовых счетах помимо сумм поступивших доходов и произведенных расходов отражались суммы назначений.

В 1936 году Наркомфин СССР выпустил новую инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, ведущих учет по двойной и простой системам. В соответствии с ней раздельно учитывались:

– операции по исполнению расходной сметы учреждения по бюджету;

– операции по исполнению расходной сметы по внебюджетным средствам;

– операции по капитальным вложениям и подсобным хозяйствам.

К внебюджетным относились средства, поступающие в распоряжение бюджетного учреждения не из бюджета:

– специальные средства (арендная и квартирная плата за пользование домами и общежитиями, доходы от подсобных хозяйств, плата за услуги, оказываемые населению);

– суммы по поручениям;

Специальные средства являлись дополнительным источником финансирования и могли быть использованы в соответствии с утвержденной сметой на определенные цели.

С 1955 по 1961 годы был выпущен ряд нормативных документов по учету в бюджетных учреждениях (централизованных бухгалтериях), которые определили права и обязанности главных распорядителей кредитов, правила составления балансов, оценку их статей и урегулировали другие вопросы.

Ведение учета было определено по двойной и простой системам. Для учреждений, ведущих учет по двойной системе, был утвержден единый план счетов, и они стали составлять один баланс по смете расходов.

Применение плана счетов стало обязательным для всех учреждений, в т.ч. имеющих подсобные хозяйства. Все они стали составлять один баланс, включая расходы и внебюджетные средства.

В 1960 году Министерство финансов СССР утвердило новую Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, введенную в действие с 1 января 1961 года (Инструкция по бухгалтерскому учету (по двойной системе) в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете СССР от 17.09.1960).

В плане счетов предусматривались счета учреждений, которые могли иметь специальные доходы (счет для учета прибылей). Специальные средства хранились на текущих счетах в учреждениях Госбанка СССР.

Дополнительно на основании постановления Совета Министров РСФСР от 28.07.1967 N 559 Министерство финансов РСФСР разработало инструкцию от 04.09.1967 N 01/673 о специальных средствах учреждений, состоящих на бюджете РСФСР.

В соответствии с Инструкцией специальными средствами учреждений, состоящих на республиканском бюджете РСФСР, республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах, являются суммы, образующиеся из доходов бюджетных учреждений, определяемых постановлениями Совета Министров РСФСР.

Инструкцией регламентировался порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения смет по специальным средствам. Сметы доходов и расходов по каждому виду специальных средств составлялись бюджетными учреждениями одновременно со сметами доходов и расходов по бюджету на предстоящий год.

Передвижение сметных назначений из сметы одного вида специальных средств, где доходы не могут быть использованы, в смету другого вида не допускались.

Превышение доходов над расходами предусматривалось полностью или частично к взносу в доход соответствующего бюджета, за исключением случаев, когда по решениям Правительства СССР или Правительства РСФСР превышение доходов над расходами оставалось в распоряжении учреждения.

Специальные средства бюджетных учреждений хранились на текущих счетах в учреждениях Госбанка СССР. Для всех видов специальных средств учреждению открывался один текущий счет.

В 1981 году Министерством финансов СССР утверждена Инструкция N 120 "О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним".

В период с 1994 по 2000 годы принимался ряд документов, касающихся правил ведения получаемых бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из государственного бюджета, так называемых не "специальных", а "внебюджетных" средств. Тем более что этот термин был введен в Инструкцию по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденную приказом Министерства финансов СССР от 10.03.1987 N 61.

Кроме того, в документе рассматривались другие внебюджетные средства бюджетных учреждений, не входящие в состав специальных средств, сумм по поручениям и депозитных сумм, в частности:

– плата за содержание детей в дошкольных учреждениях;

– плата за обучение детей в музыкальных школах-семилетках;

– средства, образующие фонд всеобщего обязательного обучения (фонд всеобуча) в общеобразовательных школах для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся;

– средства, поступающие на питание детей в школах с продленным днем в интернатах при школах;

– плата за пользование общежитиями при высших и средних специальных учебных заведениях;

– средства, оставляемые учебным заведениям Государственного комитета СССР и государственных комитетов союзных республик по профессионально-техническому образованию из сумм, поступающих за работы, выполняемые учащимися, и по договорам на подготовку кадров и повышение квалификации рабочих;

– средства на расширение и укрепление материально-технической базы высших и средних специальных учебных заведений и научно-исследовательских учреждений;

– средства, оставляемые органам охотничьего хозяйства из сумм, взыскиваемых за нарушение правил и сроков охоты и заготовки продукции охотничьего хозяйства;

– средства, оставляемые органам рыбоохраны из сумм, изыскиваемых в возмещение ущерба, причиненного рыбным запасам, от реализации отобранной рыбы, плавучих средств и орудий лова, от штрафов за нарушение правил рыболовства;

– средства по расчетам за форменную одежду, выдаваемую работникам некоторых министерств (ведомств) и подведомственных им бюджетных учреждений.

В связи с переходом на новые условия хозяйствования произошли существенные изменения в развитии учета внебюджетных средств учреждений. Вместо бюджетных и текущих счетов в учреждениях банков СССР открывались расчетные счета, на которые зачислялись как бюджетные, так и все внебюджетные средства за оказанные организациям и населению платные услуги. Все поступившие суммы в оплату продукции, работ, услуг и безвозмездные перечисления отражались по кредиту субсчета "Единый фонд финансовых средств".

Распределение единого фонда финансовых средств, формирование из него фондов заработной платы, производственного и социального развития, материального поощрения производились поквартально. Позднее приказом Министерства финансов РФ от 03.11.1993 N 122 была утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.

С 2000 года Минфин России ввел в действие приказ от 17.02.1999 N 15н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов", где введено понятие "средства, полученные от предпринимательской и иной деятельности" (соответственно балансовый счет – 115) и приказ от 30.12.1999 N 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях", которыми бюджетные учреждения пользовались до 1 октября 2005 года.

Ведение бухгалтерского учета бюджетных учреждений регулировалось Планом счетов бюджетного учета по мемориально-ордерной форме с использованием для учета средств, полученных за счет внебюджетных источников на счете 11 "Средства, полученные за счет внебюджетных источников", на котором обособленно выделялись:

– целевые средства и безвозмездные поступления;

– средства, полученные от предпринимательской деятельности;

– средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;

– средства, полученные от государственных внебюджетных фондов;

– средства в иностранной валюте.

Указанные счета открывались с разрешения органа, исполняющего соответствующий бюджет.

Выписки со счетов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников, выдавались или высылались кредитными организациями или органами казначейства владельцам счетов в установленном порядке и в сроки, согласованные с учреждениями.

На основании п. 107 Инструкции N 107н к целевым средствам и безвозмездным поступлениям относились:

– средства, получаемые учреждениями от других органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц;

– средства, поступающие от родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, за содержание детей в детских музыкальных школах, за питание детей в интернатах при школах;

— средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных, целевых средств и безвозмездных поступлений.

Средства, полученные от предпринимательской деятельности, – это поступившие на счет средства от предпринимательской, а также другой деятельности, приносящей доход.

Инструкция N 107н ввела раздельный учет бюджетных средств (баланс исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (форма 1) и баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам внебюджетных средствам (форма 1-1)), раздельный учет операций по бюджету, по целевым средствам и по предпринимательской деятельности. Данное деление внебюджетных источников на предпринимательские и целевые было установлено и Инструкцией по бюджетному учету (приказ Минфина России от 26.08.2004 N 70н), которая ввела в новый План счетов бюджетного учета требования Бюджетного кодекса РФ.

Деление было зафиксировано 18-м разрядом счета бюджетного учета – кодом вида деятельности. При отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности в 18-м разряде проставлялся 0; бюджетная деятельность обозначалась кодом 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, – 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений – 3.

Начиная с 1 января 2006 года приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н введена Инструкция по бюджетному учету, в которой были учтены изменения не только БК РФ, но и налогового законодательства. Инструкция установила единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

При наличии определенных условий (устав, смета доходов и расходов, разрешение) бюджетным учреждениям наряду с бюджетной деятельностью было разрешено осуществлять приносящую доход деятельность.

Законодательство, регулирующее учет в бюджетных учреждениях, по сравнению с 2000 годом значительно изменилось в связи с трансформацией условий хозяйствования в стране и постоянно совершенствуется.

С 1 января 2009 года бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее – Инструкция N 148н). В эту Инструкцию приказом Минфина России от 03.07.2009 N 69н, вступившим в силу 13 сентября 2009 года, внесены изменения.

Проведенный анализ исторического развития учета внебюджетных средств бюджетных учреждений в России позволяет сделать вывод: приносящая доход деятельность учреждений является одним из наиболее динамично развивающихся источников при формировании доходов бюджетов.

Опальская А.Л., Опальский А.Ю. Предпринимательская деятельность бюджетного учреждения: учет и налогообложение. – "Налоговый вестник", 2010 г.

Дорогие друзья, ждем Ваши вопросы и комментарии! Вы спрашиваете — мы отвечаем!

Способы получение вида на жительство в Люксембурге

Люксембург – член Евросоюза с 1957 года, получив вид на жительство в стране Бенилюкса, можно стать резидентом Евросоюза и получать [. ]

С точки зрения социальной работы мигрант – это субъект, нуждающийся в социальной помощи и поддержке, особенно в период адаптации и [. ]

Недвижимое имущество: некоторые подходы к классификации

В российском законодательстве в качестве тождественных используются понятия «недвижимые вещи», «недвижимое имущество», «недвижимость», как это следует из анализа ч.1 ст. [. ]

О проблемах защиты чести и достоинства в сети «интернет»

В настоящее время значительно выросло количество интернет пользователей как в Российской Федерации, так и во всем мире. Вместе с тем [. ]

Административная ответственность водителей при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования

Аннотация: В статье рассматривается вопрос об административной ответственности водителей.

Ключевые слова: Водитель, груз, транспорт, ответственность, безопасность дорожного движения.

Внебюджетные средства бюджетных учреждений

76. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений

Кроме названных, другим путем привлечения дополнительных источников финансирования бюджетных учреждений может быть использование возможностей благотворительной деятельности юридических и физических лиц в пользу учреждения.

БК РФ закрепляет самостоятельность бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, при исполнении сметы доходов и расходов. Однако предусмотренная самостоятельность сочетается с необходимостью проведения финансового контроля со стороны уполномоченных органов, в том числе со стороны вышестоящих органов, в ведении которых находятся конкретные бюджетные учреждения. На укрепление контроля направлен переход к казначейской системе исполнения бюджета. Соответственно такому порядку БК РФ предписывает зачислять средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Подобный же порядок распространяется и на учреждения, финансируемые из бюджетов других уровней.

Учет внебюджетных средств бюджетных учреждений

ГБОУ МГТТЭП им. Красина выражает глубокую благодарность ООО «ЦБУ «Интеркомп» за сотрудничество, своевременность, оперативность и ответственность в оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

По поводу работы тендерного отдела: довольно большой объем информации, благодаря продуманной структуре, воспринимается быстро и легко. Чёткий, системный подход, позволяет без труда вникнуть в суть проблемы. Предложенные шаги решения проблем сотрудники раскрывают в доступной форме.

Администрация ГБОУ Лингвистический лицей № 1555 выражает благодарность ООО «ЦБУ Интеркомп» за оперативную и качественную работу по бухгалтерскому сопровождению нашей организации. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Своевременно происходит начисление и выплата заработной платы, сдается ежемесячная статистическая отчетность. В целом мы положительно оцениваем работу компании.

Администрация прогимназии выражает благодарность Интеркомп ЦБУ за профессионализм, отличную и добросовестную работу, понимание, своевременное предоставление документации, доброжелательное отношение к администрации и сотрудникам прогимназии.

Мы готовы рекомендовать данную организацию всем своим коллегам, их работа позволяет нам сосредоточиться на своей основной деятельности, а именно – повешении уровня образования, не отвлекаясь на рутинные задачи.

ГБОУ детский сад № 1040 выражает благодарность компании «Интеркомп» за успешные необходимые консультационные услуги в сфере закупок и по работе в системе ЕАИСТ.

В настоящее время условия хозяйствования как коммерческих, так и бюджетных учреждений претерпевают существенные изменения. Бюджетные организации, в сравнении с коммерческими предприятиями имеют более сложную структуру учета денежных средств. В отличие от коммерческих организаций, бюджетные организации получают субсидии из бюджета. Кроме того, они могут вести предпринимательскую деятельность и получать внебюджетные доходы от внебюджетной деятельности.

В данной статье мы более подробно рассмотрим именно внебюджетные средства от деятельности, приносящей доход казенным, автономным и государственным бюджетным учреждениям образования, здравоохранения, культуры, разберем как они учитываются, какие внебюджетные источники финансирования бюджетных учреждений и что необходимо знать при оказании платных услуг в бюджетном учреждении.

В первую очередь обратимся к понятию «бюджетное учреждение».

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения — учреждения непроизводственной сферы (социально-культурные, органы государственной власти и государственного управления, обороны, суды, прокуратура), получающие денежные средства на осуществление своей деятельности из государственного бюджета.

Бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников

Бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, учитываются образовательными учреждениями на счетах органа Федерального казначейства или, при не казначейском обслуживании – на счетах кредитных организаций, а также в кассе и прочих денежных документах.

Все денежные средства, полученные учреждениями, учитываются раздельно, по следующим группам:

  • по целевому назначению (субсидии на выполнение государственного муниципального задания, средства, полученные от предпринимательской деятельности, а также целевые субсидии);
  • по источникам финансирования (денежные средства, полученные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и из местных бюджетов);
  • по месту учета (денежные средства могут храниться на казначейских счетах, в банке и в кассе);
  • по способу вложения (безналичные средства, наличные, чековые книжки, денежные документы и т.д).

Средства в иностранной валюте и средства в пути учитываются в отдельном порядке. Учет всех денежных средств учреждения регламентируется Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Внебюджетные доходы и внебюджетные источники финансирования бюджетных учреждений

Обратим внимание более подробно на первую группу и поговорим о денежных средствах, полученных от предпринимательской деятельности. При ведении учреждением приносящей доход деятельности важно понимать, как правильно распоряжаться полученными средствами. В первую очередь разберем понятие внебюджетных средств бюджетного учреждения.

Внебюджетные средства бюджетных учреждений – это доходы, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из бюджета. Выделяют три вида внебюджетных средств:

  • специальные (денежные средства, полученные от выполнения организаций работ или услуг),
  • депозитные (суммы для временного хранения),
  • суммы по поручениям (суммы, для выплат по целевому назначению юридическим лицам или гражданам).

Как и любая другая некоммерческая организация, бюджетное учреждение может распоряжаться полученными от предпринимательской деятельности средствами в рамках определенных норм, регулируемых нормативно-правовыми актами, в частности таковыми являются:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
  • Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (для образовательного учреждения);
  • Устав бюджетного учреждения.

Внебюджетные доходы бюджетных учреждений могут формироваться с помощью различных видов деятельности: с помощью использования рыночных принципов функционирования, посредством привлечения средств юридических и физических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность. Также внебюджетными источниками финансирования бюджетных учреждений могут являться: средства, полученные от сдачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду.

В основном, доходы от предпринимательской деятельности формируются за счет оказания платных услуг сверх объема, установленного государственным муниципальным заданием.

Особенности функционирования бюджетных организаций, получающих внебюджетные доходы

Бюджетные учреждения имеют право оказывать платные услуги или вести иную предпринимательскую деятельность, приносящую доход. Учреждения здравоохранения и образования относятся к организациям, кому законодательно разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность. Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Однако важно отметить, что такая деятельность имеет место быть, только если она способствует достижению целей, ради которых учреждение создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Например, детский сад не имеет право оказывать услуги по ремонту зданий или заниматься продажей продуктов. В тоже время детские сады берут плату за содержание ребенка, а школы могут организовывать платные кружки и секции, т.к. это помогает им вести основную деятельность – воспитание или образование. Порядок введения платных услуг установлен в статье 65 Закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая определяет условия установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность, только если это отражено в специальных учредительных документах. Следовательно, бюджетное учреждение должно получить разрешение у вышестоящей организации (учредителя, собственника его имущества), после чего данное разрешение закрепляется в учредительных документах и в уставе учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

При наделении законодательством права на ведение предпринимательской деятельности, учреждение обязано открыть лицевой счет. Вместе с возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность, законодательство в некоторых случаях может вести прямой запрет на неё. Если предпринимательская деятельность несет вред уставной образовательной деятельности учреждения, то учредитель имеет право запретить оказание платных услуг.

Бюджетное учреждение может распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности, только согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, где четко прописаны статьи расходов бюджетной организации. Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения является налогооблагаемой деятельностью. Порядок налогообложения бюджетных организаций определен Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.06.2014)).

Расходы по приносящей доход деятельности формируют стоимость оказания платных услуг на основе первичных документов. Вся информация о начисленных расходах должна раскрываться в бухгалтерской отчетности, в зависимости от того, признаются данные расходы финансовым результатом или нет.

Финансовый результат по предпринимательской деятельности – это разница между доходами и расходами, признающимися финансовым результатом. Положительный финансовый результат отражается в бухгалтерской отчетности и подлежит к уплате налога на прибыль. Чаще всего, в бюджетных образовательных учреждениях финансовый результат равен нулю, поэтому налог на прибыль не платиться.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность бюджетных учреждений крайне отличается от коммерческих организаций. Основное отличие заключается в целях создания платных услуг, которые в бюджетном учреждении должны соответствовать общему назначению учреждения (образование, здравоохранение и т.д.). Кроме того, и доходы от предпринимательской деятельности, и расходы бюджетного учреждения должны быть согласованы с вышестоящей организацией.

Статья актуальна на март 2015 года.

Специалист отдела по аутсорсингу образовательных учреждений

Измайловский пр., 29, литер И, БЦ «Маркс», 3 эт, Санкт-Петербург, Россия, 190005

ул. Маршала Воронова д. 1а, Нижний Новгород, Россия, 603074 .

ул. Маяковского, 1А, Рязань, Россия, 390046

Источники:
Внебюджетные средства бюджетных организаций
Внебюджетные средства бюджетных организаций Наши партнеры Поступления средств от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (так называемых внебюджетных средств) – вид доходов,
http://www.finexg.ru/vnebyudzhetnye-sredstva-byudzhetnyx-organizacij/
Внебюджетные средства бюджетных учреждений
Автор: Белоусов Данила, 76. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений — Финансовое право. Шпаргалка
http://www.e-reading.club/chapter.php/89694/75/Belousov_-_Finansovoe_pravo._Shpargalka.html
Учет внебюджетных средств бюджетных учреждений
Компания Интеркомп ЦБУ: Учет внебюджетных средств бюджетных учреждений. Мнения экспертов.
http://intercomp-cbu.ru/priemnaya-ekspertov/articles/uchet-vnebyudzhetnykh-sredstv-byudzhetnykh-uchrezhdeniy/

COMMENTS